Экскурсионная и экспедиционная программа

Пояснительная записка

Музыкальные занятия в средней общеобразовательной школе, будь то уроки, внеклассные мероприятия, хоровые кружки, направлены на то, чтобы развить у учащихся способность чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности.
Актуальность курса в процессе систематических занятий. На занятии учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, анализируют общий характер, настроение музыки, значение различных элементов музыкальной речи в их совокупности; разучивают и исполняют песни ( хоровые произведения).
Новизна курса в том, что учащиеся сочиняют к произведениям подголоски, передают характер, структуру, ритмическую основу песни.
Образовательные задачи: Способствовать овладению учащимися певческой манерой исполнения.
Развитие интонационного слуха (звуковысотного, ладового, ритмического).
Формировать музыкально- ритмические навыки.
Обучать правильному дыханию.
Развивающие задачи:
Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами хоровых занятий.
Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и
фантазии.
Воспитательные задачи:
Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, коммуникабельность),
Воспитывать и развивать музыкальный вкус и уважение к музыке, пению Условия реализации образовательной программы
Цель: расширение кругозора учащихся, развитие музыкальных способностей, мышления, формирование основ духовного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре.
Программа предназначена для детей 11- 12 лет на 1 год.
В кружок принимаются все желающие дети, обладающие звуковым музыкальным слухом, ритмическими навыками.
Режим работы кружка :1 раз в неделю, 2 часа.
Методы проведения занятий: Словесные методы: беседа, анализ музыкального произведения, его структуры.
Наглядные методы : исполнение песни педагогом.
Практические методы; вокально- хоровые упражнения, распевки.
Формы организации деятельности учащихся на занятии; групповая, ансамблевая.
Формы проведения занятий; репетиции, конкурсы, концерты, фестивали.
Критерии и формы оценки качества знаний; предварительное прослушивание , академический концерт, концерты для родителей и учителей, фестивали, отчетные концерты.
Материальное обеспечение программы: синтезатор, музыкальный центр, усилитель, микрофоны, акустическая система, микшер.
Методическое обеспечение программы: ноты, фонетика.
Ожидаемые результаты.
Втечение учебного года проводится экспресс – анализ и оценка детской музыкальной деятельности по 4-х больной системе.
Критерии:
Эмоции
Звуковысотный слух
Ритм
Динамика
Тембр
































Содержание курса хорового пения «Птица – музыка»
Раздел. Голос, звук, мелодия, ритм.
«Родина» Н. Хрисаниди – Репетиция, разучивание по голосам.
«Красное солнышко» П.Аедоницкий – Репетиция, разучивание.
«Жаворонок» М. Глинка – Репетиция, разучивание, работа над ритмом.
«Моя Россия » Г. Стуеве «Осень» Ц.Кюи – Репетиция, урок – концерт.
«Осенней песенки слова» В.Серебренников – Запись фонограмм, репетиция, сводная репетиция.
«Вокализм» (фрагмент) С. Рахманов – Запись фонограмм, репетиция.
«Вокализм» Ф. Абт – Запись фонограмм, репетиция.
Подведение итога по теме: «Голос, звук, мелодия, ритм» - Репетиция, урок –концерт.
Раздел. звук, куплет, нота.
«Романс» из муз. Г. Свиридова «Метель» - Репетиция, разучивание по группам
«Веснянка» украинская народная песня - Репетиция, разучивание в хороводе.
Репетиция, работа над ровным звуком
Звук, куплет, нота – Репетиция, правильное дыхание, чистая интонация.
Песня, припев, пауза, повторение – Репетиция, урок – концерт.
Регистр, тембр, темп - Репетиция, Сводная репетиция.
«Снег идет», «Запевка», «Снег» М.Славкин - Репетиция, урок – концерт.
«Запевка» Г.Свиридов –Запись фонограмм, репетиция
«Зима» Ц. Кюи – Запись фонограмм, репетиция.
Раздел: Диссонанс. Нонсонанс. Многоголосия
«Откуда приятный и нежный тот звон» В.А.Моцарт – Запись фонограмм, репетиция Dignare. Г.Гендель - Репетиция, запись голосов.
«Кошки» мюзикл (Фрагмент) Э.Л.Уэббер – Репетиция, работа над ровным звуком
Диссонанс, консонанс, многоголосие – Репетиция
Аккорд, акцент –Репетиция
«Птица –музыка» В.Синенко - Репетиция, урок – концерт.
Кульминация песни - Репетиция, урок – концерт.
Фраза, юмореска – Репетиция, Генеральная репетиция в зале.
Ария, наигрыш, напев –Репетиция в зале.
«Горсть земли» А.Граши – Запись фонограмм, репетиция в зале.
«Музыкант -чародей» белорусская народная песня–Запись фонограмм, репетиция
«Натюрморт с попугаем и нотным листом» - запись фонограмм, репетиция
«На Вааме» П.Джогин - запись фонограмм, репетиция
«Богородице Дево, радуйся» П.Чайковский – репетиция в зале.
«Любовь святая» С.Рахманинов - репетиция в классе
«Аве,Мария» Ф.Шуберт – репетиция
«Островок» С. Рахманинов – запись фонограмм, репетиция
«Тишина» Е.Адлер - запись фонограмм, репетиция
«Музыка» Г.Струве – репетиция, урок-концерт.
«Любимый мой» Дж.Гершвин – репетиция, урок – концерт
Обобщающие занятие – Урок - фантазия












































Тематический план программы кружковых занятий

Тема
Форма работы
Количе-ство часов
Сроки


1 Раздел. Голос, звук, мелодия, ритм.




1
Голос. Высота звука
Репетиция
2ч.
1 неделя

2
Голос. Высота звука
Репетиция
2ч.
2 неделя

3
Лирика. Лад
Репетиция
2ч.
3 неделя

4
Мелодия, ритм
Репетиция
2ч.
4 неделя

5
Моя Россия
Репетиция
2ч.
5 неделя

6
Форма, тема
Запись фонограмм, репетиция
2ч.
6 неделя

7
Вокализ
Репетиция
2ч.
7 неделя

8
Вокализ
Концерт
2ч.
8 неделя


2 Раздел: звук, куплет, нота




9
Романс
Репетиция
2ч.
9 неделя

10
Веснянка. Хоровод
Репетиция
2ч.
10 неделя

11
Аккомпонимент, вступление, высота звука
Репетиция
2ч.
11 неделя

12
Звук, куплет, нота
Репетиция
2ч.
12 неделя

13
Песня, припев, пауза
Репетиция
2ч.
13 неделя

14
Регистр, тембр, темп
Репетиция
2ч.
14 неделя

15
Запевка
Репетиция
2ч.
15 неделя

16
Запевка
Запись фонограмм, репетиция
2ч.
16 неделя

17
Зима
Концерт
2ч.
17 неделя


3 Раздел: Диссонанс. Консонанс. Многоголосия




18
Откуда приятный и нежный тот звон
Репетиция
2ч.
18 неделя

19
Dignare
Репетиция, урок - концерт
2ч.
19 неделя

20
Мюзикл
Репетиция
2ч.
20 неделя

21
Диссонанс, консонанс, многоголосия
Репетиция
2ч.
21 неделя

22
Аккорд, акцент
Репетиция по голосам
2ч.
22 неделя

23
Джаз
Репетиция по голосам
2ч.
23 неделя

24
Джаз
Репетиция по голосам
2ч.
24 неделя

25
Фраза, юмореска
Индивидуальная репетиция
2ч.
25неделя

26
Ария, наигрыш, напев
Индивидуальная репетиция
2ч.
26 неделя

27
Горсть земли
Репетиция
2ч.
27 неделя

28
Музыкант –чародей
Урок-фантазия
2ч.
28 неделя

29
Натюрморт с попугаем и нотным листом
Урок-фантазия
2ч.
29 неделя

30
На Вааме
Запись голосов
2ч.
30 неделя

31
Богородице Дева, радуйся
Запись голосов
2ч.
31 неделя

32
Любовь святая
Концерт-фантазия
2ч.
32 неделя

33
Музыка
Репетиция
2ч.
33 неделя

34
Любимый мой
Репетиция
2ч.
34 неделя

35
Обобщающее занятие. Урок – фантазия
Репетиция
2ч.
35 неделя

36
Урок – концерт! Исполнение любимых песен
Концерт
2ч.
36 неделя


















Литература

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М, 2005
Ксентова Г.Ю. Перспективные хоровые технологии: Учебно-методическое пособие. – М, 2001
Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пенсию. Минск, 2000
Медушевский В.В. Интонационная форма музыки – М, 1993
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором – М, 2002






































РЕЦЕНЗИЯ
На программу кружка «Птица музыка»
Автор –составитель: Михеева Елена Олеговна, учитель I категории МБОУ СОШ №173 с углубленным изучением отдельных предметов города Нижнего Новгорода
Программа курса: Птица-музыка» входит в образовательную область уроков музыки. Она включает 35 часов музыкальных занятий.
Данный курс дополняет обязательную программу по музыке и призван, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
Программа построена с учетом Современных требований изложенных в новых образовательных стандартах. Деятельность учителя будет направлена на развитие культурной личности, музыкальных способностей у детей, на развитие чувств эстетического вкуса, на удовлетворение и поощрение любознательности школьников, их аналитических, синтетических и музыкальных способностей в области музыки.
В основе программы прослеживается от простого к сложному, доступности, наглядности, индивидуального подхода.
Целью: организации занятий кружка является расширение кругозора учащихся в музыкальной культуре, формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников. Через приобщение к музыкальной культуре.
Содержание программы соответствует нормативным документам состоит из:
- рецензии
- пояснительной записки
- учебно-тематического плана
- основного содержания курса
- реализацию требований к уровню знаний, умений и навыков в виде контролирующих материалов
- списка литературы.
Данная программа может быть одобрена и допущена к использованию в МБОУ СОШ № 173 с углубленным изучением отдельных предметов города Нижнего Новгорода.




Председатель МО учитель музыки Советского района: ____/Е.П. Рявчикова

15