Рабочая программа по курсу Экскурсионная деятельность


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ № 1387»
125466, г. Москва, Соколово-Мещерская ул., д. 27. E-mail: 1387@edu.mos.ru
Телефон, факс: (499) 401-9996 http://sch1387.mskobr.ru/
ОКПО 88415387
ОГРН 5087746281255
ИНН/КПП 7733672292/773301001

Программа кружка
«Экскурсионная деятельность»

Учитель начальных классов
Иванова О.П.

2015 - 2016 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Экскурсионная деятельность»
Программа экскурсионной деятельности составлена с целью привлечения интереса учащихся к истории города, где они проживают и учатся, к истории своего родного края. 
Экскурсии - это наиболее ёмкий, наиболее синкретический вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте.
Не менее важным в экскурсионной деятельности является развитие кругозора, разносторонне развитой личности в каждом ребенке. Важна экскурсионная работа и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов.
Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность.  Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.
Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.
Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта («острота и точность взора»); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания.
В начальной школе экскурсионная деятельность основывается на следующих принципах:
учет возрастных особенностей (познавательных интересов и возможностей) учащихся;
образовательный аспект (тесная связь с учебными программами по предметам);
воспитательный аспект (привитие интереса и любви к родной стране, ее культуре и истории);
практический аспект (знакомство с ремеслами, производством);
здоровьесбережение;
развитие общего кругозора и эрудиции;
жесткий временной регламент (экскурсии начинаются не ранее 11 часов, заканчиваются  – не позднее 16 часов);
вовлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, развития взаимопонимания;
системный, плановый характер;
Выделяются следующие направления экскурсионной деятельности:
учебно – тематические (гуманитарный цикл, естественно - научный цикл, инженерно – технический цикл);
воспитательные (духовного цикла, художественно – эстетического цикла, экологического цикла, военно – спортивного цикла, гражданско – патриотического цикла);
экскурс (встречи, знакомства с людьми разных профессий, знакомство с ремеслами, производством).
Основная цель школьных образовательных экскурсий - углубленное изучение школьной программы, поэтому они проводятся  в соответствии с планом воспитательной работы и тематическому планированию по определённому предмету; сформировать сопричастное отношение учащихся к современной жизни нашей  страны, побудить к профессиональному выбору, познакомить с художественной, духовной, образовательной, просветительской жизнью столицы.
Экскурсионная работа занимает важное место в воспитательной работе школы. Основной задачей экскурсионной работы является формирование мировоззрения школьников.
Экскурсионная работа носит так же ряд других важных задач: патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, культурологическое воспитание.
Задачи:- овладение навыками самостоятельного наблюдения; - расширение образовательного пространства;- активизация познавательной деятельности;- развитие зрительно-слухового и тактильного восприятия;- развитие целостности восприятия времени, пространства, предмета;- развитие внимания и наблюдательности через понимание мелких деталей, переключение внимания;- развитие воображения;- развитие коммуникативных способностей;- формирование и развитие эстетического вкуса;- формирование и развитие нравственных качеств личности: трудолюбия, настойчивости, добротворчества и т.д.; - формирование и развитие гражданского самосознания, формирование патриотичности.
Экскурсия – это не спонтанное, а спланированное, хорошо продуманное мероприятие. Только такая экскурсия способна научить чему-то, оставить в душе ребенка неизгладимый след. В нашей школе различают учебные (тематические) и развивающие экскурсии.
    По срокам реализации программа рассчитана на все время обучения ребенка в школе, 1 раз в неделю. 
Объектом изучения являются жизнь Москвы во всех направлениях, художественно-производственные промыслы Московской и прилегающих областей. После экскурсии на классном часе или на соответствующем уроке учащиеся обмениваются впечатлениями, обсуждают увиденное и определяют с помощью учителя свой прирост в знаниях.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания детей и молодежи. Поэтому воспитание гражданско-патриотического самосознания учащихся – приоритетное направление воспитательной работы нашей школы. Это значит, что нам не безразлично, кого вы растим, нам важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важнейшие социальные роли – роль гражданина и роль патриота.
Программа данного направления ориентирована на формирование и развитие у подрастающего поколения духовности, нравственности и патриотизма. Одной из составляющих гражданско-патриотического воспитания нашей школы является экскурсионная работа.
Работа над такой экскурсией начинается тоже задолго до самой экскурсии: сначала определяется направление, тема экскурсии. После того как выбрана тема экскурсии, начинается подготовка к самой экскурсии. Определяются вопросы, которые заинтересовали ребят, изучается местность, ее достопримечательности, составляется маршрут самой экскурсии. Вся эта работа, проводимая в классе под руководством либо учителя, либо воспитателя, активизирует внимание, мышление, интерес учащегося к предстоящей экскурсии. Таким образом, учащиеся нашей школы на экскурсию отправляются подготовленными к восприятию материала. Слушая экскурсовода, ребята пополняют свои знания.
Каждой экскурсии предшествует долгая, кропотливая работа всего ученического коллектива. Такая работа сближает детей, учит их работать сообща, вместе готовить отчеты о проделанной работе и экскурсии.
Работая в школе, главное не забывать, что вся наша урочная и внеурочная деятельность направлена на воспитание энергичного, неравнодушного члена общества, способного сохранить и приумножить достижения наших предков.
Экскурсионная работа проходит по следующим направлениям:
- экскурсии по истории Москвы (пешеходные экскурсии по истории Москвы);
- автобусные экскурсии с посещением музеев;
- экскурсии по архитектуре Москвы и ее пригородов (1 – 2 дневные туры) и других городов России;
- экскурсии по литературной тематике. Мир русской усадьбы;
- экскурсии по искусствоведческой тематике;
- экскурсии по военно – исторической тематике;
- экскурсии в древние русские города и монастыри;
- экскурсии на производство;
- экскурсии по природоведческой тематике;
- экскурсии для самых маленьких.  
Важно, что экскурсии планируются заранее и соответствуют изучаемой программе, а также имеют логический результат, итог в том или ином виде (написанного сочинения, оформленного фотоальбома, стенда и др.)
Ребята возвращаются из поездок пополнившими багаж своих знаний, полными восторга и радости, получившими массу впечатлений!
Экскурсионные поездки, имеют не только познавательный характер, но и помогают ребятам лучше  узнать друг друга и сплотиться.
ЭКСКУРСИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Общеразвивающая экскурсионная программа,реализуемая во 3  классе «От древности до наших дней»
Сентябрь: «Мир искусства»
Место проведения: Третьяковская галерея
Тема экскурсии: «Знакомство с музеем»
Задачи: - развитие внимания и наблюдательности через понимание мелких
деталей, переключение внимания; - развитие воображения; - формирование и развитие эстетического вкуса;
Октябрь: «Окружающий мир или мир, в котором я живу»
Место проведения: Дарвиновский музей
Тема экскурсии: «Как приручили животных»
Задачи: - овладение навыками самостоятельного наблюдения; - расширение образовательного пространства; - активизация познавательной деятельности;
Ноябрь: «Профильная»
Место проведения: Политехнический музей
Тема экскурсии: «Завязать узелок на память» (Возникновение счета)
Задачи: - расширение образовательного пространства; - активизация познавательной деятельности;
Декабрь: «В копилку интересных знаний»
Место проведения: Фабрика елочных игрушек
Тема экскурсии: «История возникновения елочной игрушки»
Задачи: - формирование и развитие эстетического вкуса;
- развитие внимания и наблюдательности через понимание мелких
деталей, переключение внимания; - развитие воображения;
Январь: «Приобщение к прекрасному»
Место проведения: Театр
Тема экскурсии: «Сказочное путешествие»
Задачи: - расширение образовательного пространства; - развитие мотивации личности к творчеству и познанию - развитие воображения; - формирование и развитие эстетического вкуса; - развитие воображения; - развитие коммуникативных способностей;
Февраль: «Мир профессий и ремесел»
Место проведения: Центр народных промыслов
Тема экскурсии: «Жили - были»
Задачи: - формирование и развитие нравственных качеств личности:
трудолюбия, настойчивости, добротворчества и т.д.;
Март: «Мы живем и учимся в Москве»
Место проведения: Государственный исторический музей
Тема экскурсии: «В гостях у древних москвичей»
Задачи: -    - формирование и развитие гражданского самосознания,
формирование патриотизма, в т.ч. локального
- овладение навыками самостоятельного наблюдения
Апрель: «День космонавтики»
Место проведения: Планетарий
Тема экскурсии: «Колыбель космонавтики»
Задачи: - расширение знаний учащихся об окружающем мире
- знакомство с планетами нашей Галактики
- активизация познавательной деятельности
Май: «Поход по местам боевой славы»
Место проведения: Мемориал у Вечного огня
Тема экскурсии: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Задачи: - Провести возложение цветов.
Рассказать о судьбе солдат и офицеров восковой части,
тех кто не вернулся с войны…