Выступление по теме Развитие познавательной активности младших школьников при изучении родного края

Джепарова О.Г., учитель начальных классов,
МОУ СОШ № 1, п. Мурмаши Кольского р-на

Развитие познавательной активности младших школьников
при изучении родного края

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников в области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
Воспитание и социализация учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, формирование ценностей: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы по воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой;
ознакомление с героическими страницами истории России;
ознакомление с историей и культурой родного края;
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны;
участие в просмотре учебных фильмов, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания.
По данному направлению воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие результаты:
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
элементарные представления об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Краеведение является основой духовного и нравственного возрождения общества. «Познавайте свою страну, свой край, свою горушку или речонку! Не смущайтесь тем, что малы эти горушки и речонки, - ведь из малого вырастает великое», - добавлял академик А.Е. Ферсман.
Школьное краеведение представляет собой интегративный компонент содержания образования учащихся, систему знаний о родном крае.
Современная образовательная парадигма предполагает обязательное включение краеведческого компонента в содержание образования младших школьников. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к окружающему миру, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Работая по методической теме «Развитие познавательной активности младших школьников при изучении родного края», пришла к выводу, что в настоящее время в обществе возник интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Одной из задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача создать у детей яркие, эмоциональные представления о нашей Родине, воспитать любовь к родному краю, чувство гордости за свою малую Родину.
Сведения об окружающем мире должны постоянно пополняться, совершенствоваться и корректироваться. Поэтому, начиная с первых шагов необходимо формировать у человека осознание себя, как частицы природы, бережное к ней отношение, любовь к тому кусочку Земли, на котором родился и вырос.
В процессе педагогической деятельности возникла мысль о создании
учебного пособия для систематизации и расширения знаний учащихся.
Рабочая тетрадь «Край наш Севером зовется». В данном пособии сделана попытка обобщить опыт работы в данном направлении, предложены собственные наработки и материалы из педагогической копилки, которые могут быть использованы учителями начальных классов на уроках и во внеклассной работе, а также преподавателями других территорий, как пример краеведческой работы в начальной школе. Суть инновации составляет внедрение интегрированных уроков в образовательный процесс, позволяющих реализовывать основную функцию регионального компонента государственного образовательного стандарта, формирование компетенций учащихся.Дидактическое значение школьного краеведения очень велико:
Школьное краеведение позволяет построить педагогический процесс на основе высшей наглядности.
Школьное краеведение активизирует педагогический процесс, повышает самодеятельность учащихся.
Школьное краеведение содействует образованию у детей географических навыков и умений.
Познание своего края укрепляет любовь к нему.
Школьное краеведение сближает школу с жизнью.
Школьное краеведение является не какой-то дополнительной нагрузкой на учителя, а его надежным помощником. Оно представляет собой одним из средств для повышения качества учебно-воспитательной работы.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215