Материалы для организации экскурсионной деятельности в начальной школе. Проект Самара экскурсионная


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
имени Героя Советского Союза Сафонова Федора Матвеевича
городского округа Самара
Российская Федерация, 443041, г. Самара, ул. Красноармейская, 93-А
Тел./ факс: (846) 332-45-46; е-mail: inform 12 @mail.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Cамара экскурсионная»
для обучающихся 1-4 классов

Составитель:
учитель начальных классов
Н.А.Гаврилова
Самара
Пояснительная записка
Программа «Самара экскурсионная» общекультурного направления. Рассчитана для детей 7-11 лет. Срок реализации - 4 года.
Программа внеурочной деятельности младших школьников разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.
Цель программы: формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой родной город.
Задачи:
охарактеризовать природные богатства, климат, животный и растительный мир нашего края;
познакомить учащихся с историей города;
познакомить учащихся с историко-культурными памятниками города;
охарактеризовать особенности населения, его промыслы, художественную деятельность и творчество;
развивать творческие способности учащихся.
Общая характеристика курса
Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – г. Самары, как части России.
Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры, определяет необходимость формирования у воспитанников чёткого понятия исторической характеристики края.
Педагогическая целесообразность данного курса для школьников младшего возраста обусловлена их возрастными способностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Место курса в учебном плане
Курс «Самара экскурсионная» относится к внеурочной деятельности 1-4 классов.
Внеурочная деятельность направлена на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей, интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. Часы, отводимые для внеурочной деятельности, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию программы воспитания через различные формы и методы.
Программа ориентирована на школьников младшего возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных параллелей.
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия:
основы этнографической культуры: принятие ценности окружающего мира, готовность следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
Регулятивные универсальные учебные действия:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Планируемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Школьники приобретают знания об истории происхождения названия города, об истории родного города,об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.
Ученик научится:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку учителя;
строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.
Ученик получит возможность для формирования основ экологической культуры:
принятие ценности исторического мира, готовность следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).
Школьник может приобрести опыт работы с архивными документами и материалами, музейными экспонатами и документами, через фотосессии по историческим и современным местам города, через практические занятия; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Ученик научится:
включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Тематическое планирование курса
Название модуля и занятий Общее
количество
часов Часы
аудиторных
занятий Часы
внеаудиторных
активных занятий Сезонность
Модуль 1. История Самары в истории России. 1 класс 4 часа 1.1 Город, в котором я живу. 1 час 1 час Круглогодично
1.2 Экскурсия «Знакомьтесь, Самара» 3 часа 3 часа Круглогодично
2 класс 7 часов 1.1 Откуда пошли названия улиц? 1 час 1 час Круглогодично
1.2 Экскурсия «Загадки самарских улиц» 3 часа 3 часа Круглогодично
1.3 Экскурсия «Самарская старина» (с посещением музея «Горница» с чаепитием) 3 часа 3 часа Круглогодично
3 класс 4 часа 1.1 Что такое архитектура? 1 час 1 час Круглогодично
1.2 Экскурсия «Тайны старых особняков» 3 часа 3 часа Круглогодично
4 класс 12 часов 1.1 Игра по станциям «Мой любимый город» 2 часа 2 часа Круглогодично
1.2 Центр исторического моделирования «Древний мир» 5 часов 5 часов Май,
сентябрь
1.3 Экскурсия «Легенды и были Царева кургана» 5 часов 5 часов Май,
сентябрь –
октябрь
Модуль 2. Экосистема - Самара 1-4 классы Жемчужина Жигулей (теплоходная экскурсия по Волге) 3 часа 3 часа Май
1 класс 12 часов 2.1 Мой город. Понятия флоры и фауны. 1 час 1 час Круглогодично
2.2 Фауна нашего города. «Воспитай себе друга» (животный мир парков и скверов Самары) 3 часа 3 часа Круглогодично
2.3 Экскурсия в музей лягушки. 2 часа 2 часа Круглогодично
2.4 Флора нашего города. Экскурсия в ботанический сад. 3 часа 3 часа Сентябрь –
октябрь, май
2 класс 10 часов 2.1 Домашние животные – верные спутники человека 2 часа 2 часа Круглогодично
2.2 Экскурсия «В гости к страусам» или «В гости к кроликам» 3 часа 3 часа Круглогодично
2.3 Экскурсия в зоопарк 2 часа 2 часа Круглогодично
3 класс 8 часов 2.1 Мини-проект «Мой домашний питомец 2 часа 3 часа Круглогодично
1.3 «Окно в природу» (с посещением станции юннатов) 3 часа 3 часа Круглогодично
4 класс 15 часов 2.1 Экскурсия в Зоологический музей. 3 часа 3 часа Круглогодично
2.2 Каменные чудеса Рачейских лесов, или «Рачейские Альпы» или «В гостях у Лукоморья» (национальный парк «Самарская Лука») 6 часов 6 часов Сентябрь-октябрь, май
2.2 Музей Кинологического центра 3 часа 3 часа Круглогодично
Модуль 3. Самара культурная. 1 - 4 класс 3.1 Русские празднества в историко-краеведческом музее Волжского р-на:
23577555334000«Бабушкины сказки»
«Волшебный чугунок» (программы готовятся под заказ
на разновозрастную группу)
«Русское чаепитие»
«Хлеб- всему голова»
«Путешествие утюга» Круглогодично
3.2 «Здравствуй, Новый год» (экскурсия в ДОЛ «Заря» или ДОЛ «Костер») 3 часа 3 часа декабрь
3 – 4 класс 3.3 Игра по станциям «Народный калейдоскоп» 1 час 1 час Круглогодично
3.4 «Богатырская слобода» 4 часа 4 часа Май - сентябрь
3.5 Центр народных ремесел «Сарбай» 7 часов 7 часов Май- октябрь
3.6 «Русские художники в Самаре» (с посещением художественного музея
или выставочного комплекса «Радуга») 2 часа 2 часа круглогодично
Модуль 4. Самара литературная. 1-2 класс 4 часа 4.1 Музей-усадьба А.Н. Толстог.«Там, где живет сказка» 2 часа 2 часа Круглогодично
4.2 Дом-музей В.И.Ленина. «Путешествуем по произведениям …» 2 часа 2 часа Круглогодично
3 класс 4 часа 4.1 Музей-усадьба А.Н.Толстого. «Детство Никиты» 2 часа 2 часа Круглогодично
4.2 Дом-музей В.И.Ленина. «Путешествуем по произведениям …» 2 часа 2 часа Круглогодично
4 класс 5 часов 4.1 «Александр Сергеевич Пушкин и Самарский край» 3 часа 3 часа Круглогодично
4.2 Дом-музей В.И.Ленина. «Путешествуем по произведениям …» 2 часа 2 часа Круглогодично
Модуль 5. Самара театральная. 1-2 класс 11 часов 5.1 «Секреты кукольных мастеров» (с посещением творческой мастерской артистов кукольного театра) 2 часа 2 часа Круглогодично
5.2 Посещение театров города 9 часов 9 часов Круглогодично
3-4 класс 11 часов 5.1 «Тайны закулисья, или как делается спектакль» (с посещением творческих мастерских оперного театра, сцены, кулис) 2 часа 2 часа Круглогодично
5.2 Посещение театров города 9 часов 9 часов Круглогодично
Модуль 6. Самара архитектурная 3-4 класс 3 часа 6.1 «Как люди строили города» 3 часа 3 часа Круглогодично
Модуль 7. Образование в Самаре 1-4 класс 4 часа 7.1 Экскурсия в музей школы 1 час 1 час Круглогодично
7.2 «Путешествие в страну Светофорию!» 3 часа 3 часа Круглогодично
Модуль 8. Профессии для Самары 1- 4 классы 12 часов 8.1 «Путешествие со вкусом хлеба» ( хлебозавод или БКК) 3 часа 3 часа Круглогодично
8.2 «Сила огня» (музей противопожарной безопасности) 3 часа 3 часа Круглогодично
8.3 «Юные сыщики» (музей полиции) 3 часа 3 часа Круглогодично
8.4 Фабрика мягкой игрушки 3 часа 3 часа Круглогодично
3-4 кдассы 20 часов 8.4 Аэропорт Курумоч 4 часа 4 часа Круглогодично
8.5 Метеостанция 4 часа 4 часа Круглогодично
Модуль 9. Храмы Самары 1-4 классы 6 часов 9.1 «Золотые переливы куполов» 3 часа 3 часа Круглогодично
9.2 «Первые шаги православие» (с посещением Петропавловской церкви, Иверского монастыря, Покровского собора 3 часа 3 часа Круглогодично
3-4 классы 15 часов 9.3 «На перекрестке религий» (с посещением мечети, кирхи, костела, синагоги) 4 часа 4 часа Круглогодично
9.4 «Святые источники Самарского края. Ташла» 5 часов 5 часов Круглогодично
Модуль 10. Жизнь замечательных людей 3-4 классы 24 часа 10.1 «Венценосная семья. Романовы в Самаре» 3 часа 3 часа Круглогодично
10.2 «Алакаевка. Семья Ульяновых в Самарском крае» 4 часа 4 часа Круглогодично
10.3 с. Ширяево (с посещением музея И. Репина и А. Ширяева, прогулка к штольням 7 часов 7 часов Май, сентябрь
10.4 П.В. Алабин в Самаре 3 часа 3 часа Круглогодично
10.5 Самарский подвижник Константин Головкин 3 часа 3 часа Круглогодично
10.6 «Иконописец Григорий Журавлев»
4 часа 4 часа Круглогодично
Модуль 11. Самара многонациональная 1-4 классы 16 часов 11.1 В гости к индейцам на Ранчо (игровые развлекательные программы по мотивам северо-американских вестернов) 5 часов 5 часов Май, сентябрь
11.2 Русская слобода 4 часа 4 часа Май, сентябрь
11.3 Казахский аул 4 часа 4 часа Май, сентябрь
11.4 Выставочный центр «Радуга». Египетский, индийский зал и т.д. 3 часа 3 часа Круглогодично
Модуль 12. Самара промышленная 1-4 классы 12 часов 12.1 «Как рождается игрушка» (с посещением фабрики мягкой игрушки) 4 часа 4 часа Круглогодично
12.2 «Где живёт поезд» (с посещение ж\д музея или музея ж-д техники) 4 часа 4 часа Круглогодично
12.3 «Откуда приходят к нам овощи» (свх. Весенний) 4 часа 4 часа Круглогодично
3-4 классы 26 часов 12.3 Тольятти "Трижды рожденный" (с посещением музея военной техники) 6 часов 6 часов Сентябрь-октябрь,
апрель-май
12.4 «От конки до метро» 4 часа 4 часа 12.5 Завод «Лагуна» 4 часа 4 часа Круглогодично
Модуль 13. Самара военная 3-4 классы 9 часов 13.1 «Листая страницы военной истории» (с посещением музея Истории войны) 3 часа 3 часа Круглогодично
13.2 «Летят журавли» (пос. Алексеевка с посещением музея Боевой Славы и мемориала братьев Володичкиных) 4 часа 4 часа Круглогодично
13.3 «Аты-баты шли солдаты». Игровая программв в музее Алабина. 2 часа 2 часа Круглогодично
Модуль 14. Самара космическая 1-4 классы 3 часа 14.1 Мобильный планетарий 1 час 1 час Круглогодично
14.2 Музей «Ракета» 2 часа 2 часа Круглогодично
3-4 классы 5 часов 14.3 «Как человек покорил небо» (с посещением учебного центра аэрокосмического университета) 2 часа 2 часа Круглогодично
Модуль 15. Самара медицинская (ЗОЖ) 3-4 классы 8 часов 15.1 Клуб деревенского отдыха «Сеновал» (с. Русская селитьба) 5 часов 5 часов Сентябрь, май
15.2 Итальянский ланч (урок по здоровому образу жизни, основная составляющая которого – здоровое питание 3 часа 3 часа Круглогодично
Модуль 16. Самара спортивная 1-2 классы 3 часа 16.1 «Новогодние спасатели» 3 часа 3 часа Декабрь,
январь
3-4 класс 16.2 Конно-спортивная школа в с. Красный Яр 4 часа 4 часа Сентябрь-октябрь, май
4 класс 16.3 Почувствуй себя героем» (веревочный курс на Сокольих горах) 8 часов 4 часа Сентябрь, май
Список использованной литературы
Внеурочная деятельность учащихся начальной школы Примерные программы /Авторы: Т.Н. Тишина, И.В. Карпеева, Т.В. Аристова, Е.Н. Бойко. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2010.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор: пособие для учителя – М., Просвещение, 2010г.
Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Ю.Ю.Баранова, А.В. Кисляков, М.И Солодкова и др/. – М. Просвещение, 2013
Памятники истории и культуры Куйбышевской области. Куйбышевское книжное издательство, 1979.
Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. -120 с.