Положение о портфолио 5-9 классы по ФГОС

ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом
Директор МБОУ «Тасеевская

совете школы
СОШ №2»


_____________________Л.М.Гавричкова

Протокол №____ от ___. ___.20__ г.
Приказ № ___ от ___. ___.20__ г.


Положение о портфолио обучающегося основной школы
в условиях введения ФГОС ООО
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Тасеевская средняя общеобразовательная школа №2»

Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МБОУ «Тасеевская СОШ№2» (далее – Положение) разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
1.2. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.
1.3. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе.
1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.
1.5. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.
1.6. На второй ступени (основная школа) Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения.

2. Цели и задачи портфолио
2.1. Цель внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика, весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2. 2. Основными задачами применения портфолио являются:
создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;
содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

3. Функции портфолио.

3.1.Диагностическая позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении.
3.2.Контролирующая и оценивающая оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.
3.3.Воспитательная осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.
3.4.Функция творческого развития позволяет проявить творческие способности.

4. Порядок формирования портфолио
4.1. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих «портрета» выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
4.2. Период составления портфолио 5 лет (5 - 9 классы).
4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя, учителей-предметников.

5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности
5.1. Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы.
5.2. Обязанности учащегося:
Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. А также ученик имеет право на изъятие (замену, добавление) по своему усмотрению любого материала, кроме обязательного, без согласования этих действий с учителем и родителями.
5.3. Обязанности родителей:
Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.
5.4. Обязанности классного руководителя:
Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.
5.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
5.6. Обязанности администрации учебного заведения:
5.6.1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы и несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио.
 5.6.2. Директор учебного заведения разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы.

6. Структура, содержание и оформление портфолио
6.1.Портфолио ученика имеет следующие разделы (Приложение 1):
6.1.1. «Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика, сведения о родителях, интересы и увлечения, классные поручения. Заполняется в свободной форме. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.
6.1.2. «Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам.
6.1.3. «Моё творчество»: творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. При возможности дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички.
6.1.4. «Физическое развитие ребенка»: фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, спортивных конкурсах и т.д.
6.1.5. «Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в социальных акциях, конкурсах, проектах

6.2.В состав Портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с учебной деятельностью, входят:
6.2.1. систематизированные материалы текущей оценки
- отдельные листы наблюдений,
- оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов выполнения отдельных видов работ, с результатами стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования; выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.
6.2.2. материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых работ.
Кроме того, в портфолио включаются и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеурочной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.
6.3. Не допускается включение в портфолио материалов, содержащих сведения конфиденциального характера, подпадающих под действие ФЗ «О персональных данных»; материалов, содержащих сведения (данные), подлежащие, согласно ФГОС ООО, исключительно неперсонифицированному изучению и оцениванию; а также сведений, могущих представлять потенциальную угрозу безопасности ученика в случае утраты портфолио или несанкционированного доступа к портфолио посторонних лиц.


7. Технология ведения Портфолио
7.1. Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой, указанной в  пункте 4 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.
7.2. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся  постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
7.3. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.
7.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования:
Записи вести аккуратно и самостоятельно.
Предоставлять достоверную информацию.
Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.
В конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
7.5. В начале и конце каждого учебного года учащийся самостоятельно заполняет Самоанализ начала (окончания) учебного года. Приложение 6

8. Использование портфолио для оценки образовательных достижений
 
8.1. Материалы портфолио используются в ходе промежуточной и итоговой аттестации для осуществления комплексной оценки предметных и метапредметных результатов, достигнутых учеником; для подготовки характеристики образовательных достижений ученика по окончании основной ступени обучения или при переводе в другое образовательное учреждение, а также в иных, предусмотренных законодательством, случаях.
8.2. При осуществлении промежуточной и итоговой аттестации по отдельным предметам материалы портфолио служат дополнительным основанием для определения отметки в спорных случаях. Материалы портфолио могут служить основанием только для повышения итоговой отметки; отсутствие в портфолио каких-либо материалов, подтверждающих достижения ученика, не может служить основанием для понижения итоговой отметки.
8.3. Отметка по отдельному предмету может быть повышена на один балл при наличии в портфолио учащегося грамоты (диплома) за призовое место в конкурсе (олимпиаде, соревновании) по данному предмету регионального либо федерального уровня, полученной в аттестационный период.
Решение о повышении отметки по предмету на основании материалов портфолио принимается учителем-предметником и утверждается приказом директора.
8.4. Для оценки метапредметных результатов (определения уровня сформированности различных групп универсальных учебных действий) используются результаты выполнения школьником специальных педагогических диагностических работ (диагностических заданий), входящих в блок обязательных материалов портфолио, и презентации (защиты) школьником индивидуального портфолио в ходе специально организованных открытых мероприятий (родительских собраний, школьных (внутриклассных фестивалей ученических портфолио и т.п.).

9. Подведение итогов работы
Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем.
Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице в Приложении 2.
Оценка по каждому виду деятельности суммируется,  вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы. Образец «Сводной итоговой ведомости» представлен в Приложении 5..
По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.





Приложение 1.

МБОУ «Тасеевская СОШ №2»

ПОРТФОЛИО
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Фамилия __________________________________________________________
Имя ______________________________________________________________
Отчество __________________________________________________________
Число, месяц, год рождения __________________________________________
Год начала работы над портфолио _____________________________________


Классный руководитель___________________________________
(Фамилия, имя, отчество) 

Приложение 2.
Критерии оценки Портфолио
1. Достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности
Показатель
Индикатор

1.Итоговые отметки  по предметам
учебного плана
Средний балл отметок на период оценивания (за   учебный год или по четвертям), умноженный на 10

2.Контрольные, диагностические, мониторинговые работы
Средний балл итоговых отметок за контрольные, диагностические, мониторинговые работы, умноженный на 10

3.Участие в интеллектуально-познавательных конкурсах проектной деятельности.
Школьный
Муниципальный
Региональный
Всероссийск.
Международ


5 баллов
6 баллов
7 баллов
8 баллов
9 баллов

Победитель
призер
участник
15
10
5
20
15
10
25
20
10
30
25
20
40


4.Сетификаты участника «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «ЧИП», «СНЕЙЛ» и другие дистанционные конкурсы
Участие 5 баллов + соответствующее кол-во баллов за призовое место по уровням


Школьный
Региональный
Всероссийский
Международный


1 м +5 баллов
2 м +3 балла
3м +1 балл

1 м +10 баллов
2 м +7 баллов
3м + 4балла

1 м +15 баллов
2 м +11 баллов
3м +7 баллов

1 м +20 баллов
2 м +15 баллов
3м +10 баллов









2. Достижения в  общественной, творческой и спортивной деятельности


Показатель
Индикатор


1.Общественная деятельность




 1.1.Сведения об участии в самоуправлении класса
 
 
 

Уровень активности и качество выполнения поручений


Высокая активность учащегося  с учетом  качества  выполнения поручений (согласно отзыву педагога)
Средняя активность  с учетом  качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога)
Низкая активность  с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога)

1.2.Сведения об участии  в  делах класса и школы (конкурсы, КТД, акции, праздники, социальные акции и т.д.)

5 баллов



3 балла


1 балл








2. Спортивные достижения

2.1.Участие в спортивных соревнованиях
победитель
призер
участник
Уровень школы


15
10
5
Уровень района

20
15
10
Уровень края

25
20
10






2.2. Занятия в спортивных секциях, клубах
По 5 баллов







3. Творческие достижения











2.1. Сведения об участии в творческих конкурсах
победитель
призер
участник
Уровень школы


15
10
5
Уровень района

20
15
10
Уровень края

25
20
10

2.2. Занятия в студиях, кружках и пр.
По 5 баллов





3. Отзывы об учебной  и внеурочной деятельности.

Показатели
Индикаторы
 


 Высокий уровень оценки
Хороший уровень оценки
Средний уровень оценки
Низкий уровень оценки

Отзывы о деятельности ребенка по разным направлениям
8
6
4
2

Рецензии на работы учащихся
5
4
3
2

Вырезки  из СМИ о деятельности учащегося или его творчестве
5
4
 






Похвальный лист по окончании года
 
5 баллов

Грамота или благодарственное письмо  по окончании  года (за активное участие в жизни класса )
5 баллов

Благодарственное письмо администрации ОУ за особые успехи в какой-либо деятельности
 
5 баллов

Благодарственное письмо социальных партнеров за особые успехи в какой-либо деятельности
5 баллов


Приложение 3.

п/п
Моя учеба
Предмет
наименование
Учебный год 20___/20___
Учебный год 20___/20___



1четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
Ср.балл
1четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
Ср.балл


Русский язык














Литература














Иностранный язык














Математика














Информатика и ИКТ














История














Обществознание(включ экономику и право)














География














Биология














Химия














Физика














Технология (труд)














Искусство (Музыка и ИЗО)














Физическая культура














ОБЖ







































































































22















п/п
Моя учеба
Предмет
наименование
Учебный год 20___/20___
Учебный год 20___/20___



1четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
Ср.балл
1четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
Ср.балл

1
Русский язык













2
Литература













3
Иностранный язык













4
Математика













5
Информатика и ИКТ













6
История













7
Обществознание(включ экономику и право)













8
География













9
Биология













10
Химия













11
Физика













12
Технология (труд)













13
Искусство (Музыка и ИЗО)













14
Физическая культура













15
ОБЖ













16














17














18














19














20














21














22














23














Лист общеучебных достижений
№ категории
5кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл
9 кл.

1.Классная работа выполнялась






всегда






регулярно






редко






2. Домашние задания выполнялись






всегда






регулярно






редко






3.Подготовка дополнительной литературы к урокам:






всегда






регулярно






редко






никогда






4.Отношение к учебе в целом






положительное






безразличное






негативное






5.Участие в работе класса на уроках:






постоянное






инициативное






регулярное






частое






редкое






6. Уровень познавательного интереса:






интерес проявляется часто






редко






почти никогда






7. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности






всегда самостоятелен






нуждается в сопровождении и помощи






самостоятельность проявляется редко






уклоняется от самостоятельности






8. Глубина усвоения материала:






воспроизводит с элементами собственного творчества






воспроизводит знания полностью






воспроизводит знания частично






9.Организация учебной деятельности:






готов к уроку самостоятельно






готов к уроку с напоминанием






не готов к уроку






10. Оформление работ






по всем требованиям






требования частично нарушены






аккуратно






грязно






11. Темп работы:






опережает темп работы класса с высоким качеством






опережает темп работы класса с недостаточным качеством






соответствует темпу урока






отстает от темпа урока






12. Понимание смысла учебной деятельности:






формирует цель учебной деятельности






формулирует цель с помощью учителя






не умеет формулировать цель






13.Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке






всегда






иногда






редко






14. Взаимоотношения с товарищами






положительное






безразличное






негативное






15.Соблюдение норм и правил поведения:






отличное






хорошее






удовлетворительное






плохое






16. Общие учебные навыки усвоены






на высоком уровне






на среднем уровне






ниже среднего










Приложение 4.
Ведомости участия в различных видах деятельности.
Участие в олимпиадах:

Дата
Название
Предмет
Уровень
Занятое место, участие
Баллы
Подпись
кл.рук













































































































Участие в общественной жизни класса и школы, самоуправление (должность, поручения):

Дата
Название
Содержание
Уровень
Результат
Баллы
Подпись кл.рук














































Творческие работы, рефераты, проекты, работы на НПК:

Дата
Название
Область знаний
Количество страниц
Результат
Баллы
Подпись кл.рук




























Достижения в системе дополнительного образования (кружки, секции, конкурсы) и иных образовательных учреждениях:

Дата
Название
Сфера учёбы
Учреждение
Результат
Баллы
Подпись
кл.рук


















































































Спортивные достижения:

Дата
Название
Уровень
Результат
Баллы
Подпись кл.рук









































































Практики: трудовая, социальная, педагогическая:

Дата
Название
Содержание
Учреждение
Результат
Баллы
Подпись кл.рук





































Приложение 5
Сводная итоговая ведомость.
______________________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
_______________________________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)

Класс_________

Показатели
Кол-во баллов по полугодиям
Итоговый
балл



1 полугодие

2 полугодие


1
Учебная деятельность




2
Достижения в олимпиадах, конкурсах




3
Спортивные достижения




4
Творческие достижения




5
Дополнительное образование




6
Участие в мероприятиях и практиках




7
Участие в общественной жизни





ИТОГО:





Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио.
Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу.

Дата. ___________ Директор школы: _________________________
М.п. Классный руководитель: __________________________
















Приложение 6
Самоанализ начала ________/_________ учебного года
(анализ собственных планов и интересов)
 
1. Самые значительные события моей жизни, определяющие мое будущее _________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Мне нравится заниматься (я увлекаюсь) ____________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Мне интересны учебные предметы: ________________________________________
_________________________________________________________________________
4. Чтобы учиться по интересующим меня предметам, у меня есть следующие способности и личные качества, знания и умения
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
5. Для обучения по интересующим меня предметам мне не хватает _______________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
6. Мои образовательные планы на __________/__________ учебный год:
 
 
Чего я хочу добиться?
Что собираюсь для этого сделать?

К концу
года
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
7. Профессии или специальности, о которых я хочу подробнее узнать или попробовать в них себя ________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
 Самоанализ по итогам ___________/__________ учебного года
 
1. Итоги прошедшего учебного года для меня: __________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Из запланированного мне удалось выполнить________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Невыполненным оказалось, потому что ___________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
5. В результате участия в жизни школы я приобрел (а) опыт _____________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
6. В этом учебном году для меня самым значимым и запоминающимся было _______
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
7. Мои представления о себе за прошедший год изменились (не изменились) ________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Моё культурное просвещение
(фотографии, отзывы о посещении музеев, театров и т.д. ты можешь поместить следом за этой страницей)
 
Учебный год
Название
Мои впечатления

Музеи

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

Театры


 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

Экскурсии

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

Выставки

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

Другое

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 


Приложение 7
Сводная
итоговая ведомость
по результатам оценки портфолио обучающихся _______класса
за ______________учебный год

п/п
Фамилия и имя
обучающихся
Количество баллов по критериям
ИТОГО



Учебная деятельность
Достижения в олимпиадах, конкурсах
Спортивные достижения
Творческие достижения
Дополнительное образование
Участие в мероприятиях и практиках
Участие в общественной жизни

















































































































Место для фотографии