Образ «водной девы» в произведениях М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя.


Образ «водной девы» в творчестве М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя.
Цель: проследить особенности функционирования и художественного воплощения мотива «водной девы» в произведениях русского романтизма (А.С. Пушкин стихотворение «Русалка», Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» , М.Ю. Лермонтова баллада «Русалка»).
Задачи: - проследить истоки возникновения мотива «водной девы»;
- сравнить сюжет легенды о Лорелее с произведениями русских писателей-романтиков;
- выявить особенности интерпретации легенды и особенности художественного воплощения в творчестве М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя;
- познакомить учащихся с произведениями искусства, созданных по мотивам легенды о Лорелее.
Класс разделен на группы: 3 группы – литературоведы, 1 группа – искусствоведы (задания и вопросы к уроку даны заранее)
Ход урока.
Слово учителя.
Активное обращение к фольклору в XIX веке писателей-романтиков привело к возникновению и распространению в произведениях литературы мотива «водной девы», имеющего общие мифологические корни с произведениями немецких писателей-романтиков. В творчестве немецких писателей «водная дева» , или русалка, - это сказочная дева, живущая в воде. Обычно эти существа наделены нечеловеческой силой и властью в воде. Встречи с «водными девами» всегда таили в себе множество опасностей и приводили к гибели людей. А привлекали людей они своим звучным и нежным голосом. Эти впечатления о «водных девах» сохранились в песнях, рассказах, стихах и балладах.
Другой образ русалки мы видим в русском фольклоре. Так, многие спорили о красоте русалок. Некоторые считали их дивно хорошими, имеющими чарующий голос. Свидетельства о безобразии этих существ хоть и есть, но всё же их намного меньше. Лицо их безжизненное, взгляд ледяной, глаза чёрные, но тусклые. Волосы длинные, зелёные или чёрные.
Образ русалки в русском фольклоре связан как с лесом, так и с водой. Они хохочут, водят хороводы, поют, кричат, бьют в ладоши, расчёсывают волосы, плетут венки. Русалки, по поверьям, наносят людям вред: пугают, гоняются, топят, убивают, замучивают щекоткой. Они прельщают мужчин, ненавидят женщин, портят скотину, воруют детей.
К образу «водной девы» первыми обратились немецкие писатели – романтики: Иоганн Гёте, Клеменс Брентано, Генрих Гейне, братья Гримм и другие. Основой произведений этих писателей является известная немецкая легенда о Лорелее.
Цель нашего урока: сравнить сюжет легенды о Лорелее с произведениями русских писателей-романтиков и выявить особенности интерпретации легенды и особенности художественного воплощения в творчестве М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя;
Сообщение учащегося «Легенда о Лорелее».
Вопросы
– какой представлена героиня? (портрет, особенности поведения)
- каким чудесным даром наделена героиня?
- чем опасна встреча с Лорелеей?
4. 1 группа (литературоведы)
Н. В. Гоголь:
В период всеобщего увлечения романтизмом Н. В. Гоголь работает над циклом повестей, вошедших в «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 - 1832г. г.). Повести Гоголя передают поэзию народной жизни. Он любил свой родной край, интересовался народным бытом и фольклором.
Повесть «Майская ночь, или Утопленница» была напечатана впервые в 1831 году, в первой книге первого издания «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Здесь Гоголь использует народную мифологию о русалках и ведьмах.
-когда и где происходит действие?
- при каких обстоятельствах происходит встреча с панночкой-русалкой?
- каков ее портрет?
- что ищет героиня?
- к чему приводят действия панночки - русалки?
-с помощью каких изобразительных средств Гоголю удалось изобразить утопленницу такой прекрасной?
- в чем отличия от сюжета немецкой легенды?
Русалка – яркий образ повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Из истории, рассказанной главным героем, Левко, узнаем, что русалка в повести – это несчастная панночка, утопленница. Появлению русалки в главе «Утопленница» предшествует описание благоухающего ночного пейзажа: «неподвижный пруд», «раскаты соловья», «странное упоительное сияние», «серебряный туман». В традиционных представлениях русалка – существо природное, тесно связанное с водной стихией и растительностью.
Главный герой, Левко, встречает русалку в мае, а именно в этом месяце, по народным представлениям, начиналась Русальная неделя – время наибольшей активности русалок.
Внешне художественный образ русалки Н.В. Гоголя так же совпадает с традиционными представлениями. В «Майской ночи или утопленнице» русалка предстаёт в образе прекрасной девушки. У нее нет хвоста, но мы уже выяснили, что представления о русалках как рыбоподобных существах скорее западного происхождения. Исконным же украинским образом является именно образ прекрасной девушки.
«Бледная, как полотно, как блеск месяца; но как чудна! Как прекрасна!» - пишет о своей русалке Н.В. Гоголь.
Русалка преследует во всём свои цели и, зная то, что она своей красотой может повлиять на человека, она пользуется этим: «- Я готов на всё для тебя, моя панночка! – сказал он в сердечном волнении, - но как мне, где её найти?»
Левко помогает утопленнице, и в ответ она отвечает добром. Таким образом, Н.В.Гоголь, создавая образ русалки в повести, следует народным представлениям о ней. Его русалка, так же, как и традиционная для русского фольклора, живет в воде, заманивает к себе мужчин, водит хороводы, внешне очень бледна. Вопреки большинству народных историй о русалках, в которых они несут смерть людям, гоголевская утопленница помогает главному герою. Но это так же не противоречит народным представлениям, т.к. известны истории, в которых русалки благодарили людей.
Но образ русалки в произведении Н.В.Гоголя отличается от образа «водной девы», который представлен в немецкой легенде о Лорелее. Утопленница красива, обладает магическим даром заманивать людей, но Гоголь в изображении героини следует традициям русского фольклора.
Таким образом, «водная дева» - это существо, которое помогает человеку, в отличие от водной девы в немецких произведениях (Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»).
5. 2 группа (литературоведы)
М. Ю. Лермонтов:
М. Ю. Лермонтов всегда хотел понять, почему в этом мире убивают любовь. Мысль эта оказалась главной в стихах поэта в период романтизма. Поэтому романтические настроения Лермонтова придают стихам форму печальных раздумий.
Тема неразделённой любви, к которой обращались многие поэты-романтики, прослеживается в его стихотворении «Русалка». Впервые оно было напечатано в «Отечественных записках» в 1839 году.
– какой предстает героиня?
- в какое время суток происходит действие?
- каким даром обладает русалка? О чем поет?
- каким чувством проникнута песня?
- какие три стихии помогают понять состояние героини и идею?
- в чем необычность ее подводного мира?
- осознает ли русалка, что стала причиной гибели возлюбленного?
- как ритм и звукопись произведения помогает читателю понять таинственную атмосферу?
- в чем сходство и различие сюжета с легендой о Лорелее?
В нём изображена голубая река с крутыми берегами и «отраженные в ней облака». М. Ю. Лермонтов показал это так, что мы чувствовали таинство неба и реки. По этой реке плыла русалка. Она пела песню, заманивая витязей, зазывая счастье. «Водная дева» пела песню, но она была «полна непонятной тоской», так как грустила о гибели любимого красавца. Русалка ищет счастья, любви, но ничего не находит. Она очень одинока, поэтому и смотрит с тоской. Перед нами романтический образ.
В стихотворении создан целостный образ идеально-прекрасного мира, где и пейзаж, и облик персонажей, и все формы, краски, звуки выступают не в своем прямом значении, а скорее как знаки, символы «запредельной», сказочной красоты. Русалка поет уже на берегу – над рекой. Она, стало быть, находится на земле. Под ней – река, пространство воды. Над ней – небо, облака, отражаемые водой. Все три стихии – Земля, Вода и Небо – глядятся друг в друга, соприкасаются друг с другом и даже отражаются друг в друге, но слиться им не дано. Романтическое восприятие мира мы находим у Лермонтова. Баллада очень лирична и сюжет в ней развивается по музыкальному и мелодичному принципу. Но в отличие от фольклорных сюжетов, где русалка заманивает и убивает человека, в данной балладе русалка не имеет ни малейшего представления о смерти и для нее кажется, что витязь просто спит и не отвечает на ее ласки. В мире, где царит гармония и красота, витязь, со своей «статичностью» вносит разлад.
Образ русалки у М.Ю.Лермонтова наиболее близок к образу «водной девы» в творчестве немецких романтиков, дар русалки в произведении русского поэта хотя и является губительным, но лишен демонической, злой силы.
Таким образом, «водная дева» представляет собой существо, которое, не осознавая того, являлось причиной гибели своего возлюбленного.
6. 3 группа (литературоведы)
А. С. Пушкин:
В стихотворении А. С. Пушкина «Русалка» мы видим уже знакомый нам образ. «Водная дева», которая «легка, как тень ночная, бела, как ранний снег холмов», способна не только влюбить в себя и погубить юношу, но и монаха, отрёкшегося от всех мирских благ. Старик не спал всю ночь, не молился и видел лишь «чудной девы тень». Она искушает старого человека: манит, смотрит, «кивает головою, целует из дали шутя, играет, плещется волною, хохочет, плачет, как дитя, зовёт монаха, нежно стонет». Перед этим дивом невозможно устоять и сохранить здравый смысл. Это и приводит монаха к смерти. В произведении мы видим столкновение христианского и языческого миров.
Вопросы.
– в чем особенности сюжета?
- кто герой – возлюбленный?
- каковы особенности портрета героини?
- в чем отличия от сюжета о Лорелее?
У А. С. Пушкина сюжет произведения «Русалка» напоминает легенду о Лорелее, но это произведение уникальное, самобытное.
Героиня, принадлежащая демоническому миру, сознательно губила героя или выступала как враждебное начало.
7. Группа искусствоведов.
Образ «водной девы» в искусстве.
Сообщения учащихся («Русалки» К. Маковский, «Майская ночь» И.Крамской, иллюстрация Врубеля, скульптуры Лорелеи в Германии, «Русалка»  опера А. С. Даргомыжского).
8. Вывод: В русской литературе получил распространение образ русалки, вышедший из обрядовых действий, что явилось причиной изображения либо однозначно демонического, греховного (например, «Русалка» Пушкина), либо существа, не осознающего своей вины (Лермонтов «Русалка»), в творчестве Н.В. Гоголя героиня воспринималась как существо, противопоставленное злу, страдающее.