Исследовательская работа по литературе Образ христианской семьи в Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова М.Ю.Лермонтова


Липецкая область
МБОУ СОШ №1 г. Чаплыгина в с.ЛомовоеИсследовательская работа
«Образ христианской семьи в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова»
Выполнили учащиеся 9 класса
Руководитель: Каразаева О.Н.
Если доброй женою муж благословен, число дней его жизни удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней.
(Домострой, Глава 23).
Нет уз крепче этих ... 
Иоанн Златоуст 
Человек всегда находит самые разные “оправдания” своим поступкам, самую точную аргументацию выбора единственно верного пути. Случай часто руководит нашими помыслами , но есть сейчас и прежде были вечные критерии, которые до поры - до времени мы не имеем духовных сил и житейской мудрости признать правильным и справедливым оправданием нашей жизни.
Что это за основания? Почему они вечны и безупречны? Почему надо признать, что, пренебрегая ими, мы, может быть, лишаем себя чего-то очень важного.
Взявшись искать “идеальное”, обратимся к истокам русской литературы. Жизненная мудрость открывается героям народных сказок после суровых испытаний, чтобы создать семью, поставить дом и положить начало роду или продолжить род. Именно Семья, Дом, Любовь, приобретают символический смысл в литературе. Можно сказать, что уклад русской семьи определил характер нашей национальной культуры, в свою очередь русская культура всегда была хранительницей традиций русской семьи.
Славянская семья с незапамятных времен строилась на установившихся веками традициях. Главным в семье считался мужчина, кормилец, защитник, учитель, готовивший себе смену, растивший достойных продолжателей рода. Женщина -хранительница домашнего очага, продолжательница рода, , учила домашнему хозяйству дочерей, готовила их выполнять предстоящую обязанность жены и матери.
Несоблюдение этих традиций в обществе и в семье, как правило, к добру не приводило.
Тема семьи – одна из сквозных тем как в мировой, так и в русской литературе. Она раскрывает и взаимоотношения поколений, и отношения в семье.
Сам подход к этой вечной теме у писателей разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение.
Отражение темы семьи мы находим на страницах поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Чем руководствовался поэт при изображении семейных отношений?
Нас этот вопрос заинтересовал, и мы попытались найти ответ на него.
Цель нашей работы – проследить нравственные основы христианской семьи, изображённые в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, выявить в «Песне..» элементы предписаний «Домостроя».
Для реализации целей были поставлены следующие задачи:
Перечитать поэму М.Ю. Лермонтова «Песня..»Изучить историю царствования Ивана Грозного.
Выделить строки, раскрывающие семейный уклад купеческой семьи.
Познакомиться с памятником древнерусской литературы – «Домостроем»
Обозначить нравственные основы христианской семьи XVI века
Мы выбрали тему семейных отношений , потому что нам кажется эта тема актуальной, многоаспектной и увлекательной.
Тема исследования – «Образ христианской семьи в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
В основе сюжета поэмы лежит событие, вероятное в 16 веке. Какие-то факты, возможно, взяты из «Истории Государства российского» Н.М.Карамзина , например, упоминание о чиновнике Мясоеде-Вислом и его жене, обесчещенной опричниками царя. Историки литературы также указывают на фольклорные памятники, которые внимательно изучил М.Ю.Лермонтов, прежде всего - песню о Мастрюке Темрюковиче из книги Кирши Данилова .В 1835-1836 годах поэт вновь побывал в Тарханах и еще раз соприкоснулся с миром давно уже ему знакомой народной поэзии, со старыми тарханскими песнями.
Обращение к фольклорным источникам, к историческим, разбойничьим и лирическим народным песням позволило Лермонтову в своей поэме воссоздать характер эпохи, её быт и нравы.
Историческая справка: Иван Грозный объявил наиболее важную центральную часть страны опричниной — собственной землей царя. Опричные земли царь раздал не знатным, но преданным ему служилым людям. Это и были «опричники» — личная гвардия царя Ивана. Опричники носили у седла метлу и собачью голову в знак того, что они призваны искоренять измену, вынюхивая, подобно собакам, царских недругов и выметая их, как помелом, с земли русской. Ради царя он не должен был знаться ни с «земским» отцом, ни с матерью.
По законам Ивана Грозного опричник мог безнаказанно ограбить и разорить земца. Земец на опричника не мог даже пожаловаться. В любом споре опричник считался правым. Убить земца ничего не стоило, а поднять руку на опричника считалось тяжким преступлением.
Любой поступок и даже тяжёлое преступление сходило с рук царским любимцам. Скоро увидели, что Иоанн предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы.
Обратившись в поэме к эпохе царствования Иоанна Грозного, автор внимательно всматривается в глубину веков и отмечает исконно присущее русскому человеку правдолюбие и стремление «постоять за Правду до последнева». 
 
Нас заинтересовало: на каких основах формировалась православная семья этого периода времени? Какое место в ней занимали жена и муж?
Лермонтову удалось воссоздать необыкновенно привлекательный, светлый образ древнерусской семьи Калашниковых.
Сам Степан Парамонович, « молодой купец», «статный молодец» не только исправно ведет своё дело, у него и в доме образцовый порядок : каждый вечер его встречает «молода жена» и «накрыт дубовый стол белой скатертью».
Характерные детали и бытовые подробности «Песни» свидетельствуют о традиционном православном укладе жизни этой семьи, в которой сохраняются благочестивые обычаи предков, царит своеобразная культура древнерусского домостроительства, атмосфера священного домашнего очага. А горящая «свеча перед образом» символизирует христианское мироустроение семьи как малой церкви.
Домострой
Историческая справка: Домострой» – свод нравственных норм и правил поведения, которым должен следовать добропорядочный христианин. Составлен в середине 16 века. Его авторство связывается с именем Сельвестра. «Домострой» содержит наставления в вере, рекомендации для семейной и бытовой жизни русских людей.
Велика в семье роль жены, хозяйки дома. Своим благоразумием, распорядительностью по хозяйству, попечением о детях, заботой о муже она делает свой дом источником добра, мира, счастья, успокоения, восстановления сил. Сюда, в свой «высокий дом» за Москву-реку устремляется каждый вечер Степан Парамонович после дневных забот и переживаний.
Образ Алены Дмитриевны восходит к библейскому идеалу добродетельной жены, жены-помощницы для мужа своего.
Положение жены назначено ей самим Богом. «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви,- пишет святой апостол Павел в послании к Ефесянам.
Но чтобы осознать и исполнять своё назначение, жена должна вместить в своё сердце Христа Спасителя и его святые заповеди, украсить свою душу нетленными добродетелями, служить «славою, венцом мужа своего» (Притч. 12,4). Именно такой образ русской женщины удалось создать Лермонтову в своей поэме.
  Что главное в Алёне Дмитриевне, жене Степана Парамоновича: красота внешняя или внутренняя?
Уникальность образа Алены Дмитриевны - в гармоничном единстве внутренних достоинств и необыкновенной внешней привлекательности:
На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы...
Красивая, молодая женщина привлекла внимание царского опричника.
Физически крепкий, «удалой боец», «буйный молодец», Кирибеевич лишен внутренней силы, способной победить зарождающийся в душе грех. Он избалован царской милостью.Как разбойник, преследует поздним вечером возвращающуюся из церкви Алену Дмитриевну с целью похитить то, что ему не принадлежит и принадлежать не может. Уповающий в своей жизни на власть, положение, богатство, он не жалеет при встрече с «красной красавицей» ни слов любезных, ни обещаний щедрых:
Хочешь золота или жемчугу?
Хочешь ярких камней аль цветной парчи?
Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать ...
Предлагая своей возлюбленной «сокровища земные», Кирибеевич не ведает, что в сердце её сокрыты другие богатства, иные ценности: любовь к Богу и ближнему своему, верность святым обетам, в Венчании данным.
Алена Дмитриевна хранит в своем сердце заповедь о верности семейному союзу и хранении святыни брака.
«Вступившие в супружество должны друг друга любовь и верность хранить до конца жития. Ни муж жены, ни жена мужа не должны оставлять до смерти, но, как обещались и согласились, неразлучно пребывать до кончины»
Домострой гл.23
Лермонтов в своей поэме следует святоотеческой традиции, отразившей библейские наставления жене-христианке: «Обманчиво пригожество, ничтожна красота, а жена, боящаяся Господа, достойна похвалы» (Притч.30, 30-31).
Интересно, что в древнерусской литературе почти не уделялось никакого внимания внешности человека, речь всегда шла о сокровенных, внутренних достоинствах. Так в «Повести о Петре и Февронии» Ермолая - Еразма не упоминается о красоте простой девушки. Постоянно говорится о её мудрости. Видимо, в Древней Руси её ценили намного выше красоты телесной.
 
Какими же были отношения жены и мужа в православной семье?
В древних рукописях находим: «...Муж есть глава жены, как и Христос глава церкви...».
Униженная и оскорбленная на виду у «злых соседушек», Алена Дмитриевна была подвергнута гневному обличению супруга и глубоко страдала от его недоверия и подозрений, от «речей» его, «будто острый нож». Для неё весь страх состоял в «немилости» мужа. Искренность Алены Дмитриевны свидетельствует, что между ней и супругом нет и не может быть никакой тайны, потому что муж и жена - одно целое, «одна плоть».
Обидчик, опозоривший жену, оскорбил и мужа, дерзнул покуситься на установленный Богом порядок.
Выслушав свою «верную жену», просящую о защите и помощи, и полностью ей доверяя, Калашников осознает, что в дом пришла «лиха беда»:
Опозорил семью нашу честную
Злой опричник царский Кирибеевич!
А такой обиды не стерпеть душе
Да не вынести сердцу молодецкому.
Испытание, выпавшее на долю Калашниковых, обнаружило не только добродетели жены, но и открыло способности мужа быть защитником жены.
Степан Парамонович быстро принимает решение:
Буду насмерть биться, до последних сил,
За Святую правду - матушку.
Калашников следует национальным святоотеческим традициям, основанным на евангельских истинах: «Господь предал Себя за Церковь, следовательно, и « мужья должны простирать свою любовь к женам до готовности жертвовать за них и самою жизнию».
Ощущение силы для битвы с сильным мира сего, решимость «постоять за правду до последнева» рождаются у Калашникова из осознания своей правоты перед Богом и народом христианским.
Историческая справка: В древней Руси кулачный бой был любимым развлечением. Это было своеобразное состязание в силе, ловкости, богатырской удали.
Дрались обычно «стенка на стенку». Полгорода становилось одной «стенкой», а другая половина города – второй.
Был еще другой вид единоборства – бой «сам на сам», или «поле». Бой «сам на сам» — судебный поединок. Дрались обычно обидчик и обиженный. Тот, кто оказывался победителем, признавался правым, а побеждённый — виноватым. В бое «стенка на стенку» существовали свои правила: лежачего не бить, по виску и под вздох не ударять. При поединке «сам на сам» дрались без правил.
Калашников рассматривал бой с опричником на Москве-реке как судебный поединок.
В своей последней битве и в разговоре с царем Степан Парамонович предстоит пред самим Богом и только перед Ним ответ держит, сохраняя семейную тайну.
В последние минуты своей жизни он думает и заботится только о своих близких, унося с собой вечную Любовь, которой научила его святая вера Православная.
Лермонтов заканчивает свою поэму возглашением славы народу христианскому, хранителю Святой Веры, в недрах которого поднимаются новые богатыри духа и зреют новые подвиги. А формирует эти силы семья, крепкая своими русскими православными традициями.
Времена меняются, но семья для человека всегда остается университетом его души. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.