Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Зимушка – зима».

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Зимушка – зима».
Цель: Повышение качества речевого развития у детей.
Задачи:
Образовательная: - Учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по сюжетным картинкам; обогащать лексику родственными словами, формировать звуковую культуру речи.

Развивающая: - упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением; активизировать словарь по теме «Зима»; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание, дыхание.

Воспитательная: - воспитывать умение, внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Приоритетная область: речевое развитие.

В интеграции: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Оборудование для педагога: современные информационные технологии: презентацию, музыкальное сопровождение, снежинки, указка.
Оборудование для детей: изображение зимнего дерева со снежинками, прищепки.
Содержание НОД:
(Дети заходят в зал и садятся на стулья).
Воспитатель: - Здравствуйте, меня зовут Оксана Анатольевна. Сегодня наше занятие я хочу начать со стихов детской писательницы Элеоноры Булгаковой:
«Если ветер злющий кружит,
Застеклились за ночь лужи,
На деревьях, на карнизах,
Кружева да бахрома,
Это значит – на снежинках
Опустилась к нам Зима».
О наступлении, какого времени года говорится в стихотворении?
Дети: - О зиме.
Воспитатель: - Да, наступила зима. Сегодня мы будем читать удивительную книгу. Она называется «Белая книга зимы». (слайд 1). Читать ее мы будем интересно, по-новому.
Воспитатель: - Итак, первая страница зимней книги (слайд 2), и первое задание. Зимой всё вокруг покрыто белым пушистым снегом. Поиграем  со словом снег в игру «Доскажи словечко». Внимание на экран. (Дети добавляют слова, связанные со  словом  «снег».)
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Слайды (3-10)
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые ... (Снежинки.)
Вот  веселье  для  ребят -
 Всё сильнее ... (Снегопад.)
 Все  бегут  вперегонки,
 Все хотят играть в ... (Снежки.)
 Словно в белый пуховик
      Нарядился ... (Снеговик.)
 Рядом снежная фигурка
 Эта девочка ... (Снегурка.)
 На снегу-то, посмотри -
 С красной грудкой ... (Снегири.)
 Словно в сказке, как во сне,
 Землю всю украсил ... (Снег.)

Воспитатель: - Пока мы играли, подул холодный ветер, а в небе закружили весёлые снежинки. И замело все деревья в лесу. Им тяжело стоять под снегом, согласны ли вы им помочь? - (Да!) – Тогда пройдем к деревьям.
Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. (Демонстрация воспитателем). Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинки, губы делаем трубочкой. (Дети берут дерево со снежинками и дуют на него, добиваясь движения снежинок). 
(Дети остаются возле деревьев.)
Воспитатель: - Возвращаемся на стулья. Открываем следующую страничку, а она белым – бела, словно белый снег чиста. Самое время для чистоговорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги. (Слайд 11)
Проговаривание с детьми чистоговорки.

Ма – ма – ма – наступила зима.
Ок-ок-ок - на дворе снежок.
Ла-ла-ла – зима сугробы намела.
Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.

Воспитатель: - На этой странице (слайд 12) нужно придумать предложения о зиме. Книга нам в этом поможет. Каждое предложение должно начинаться со слова «зимой». Вот моё предложение: «Зимой солнце светит, но не греет».
Слайды (13-21)
(Ответы детей.)
Воспитатель: - Книга ваши предложения услышала, запомнила и записала (слайд 22) , пришло время выполнить гимнастику для глаз. Выполняя гимнастику, будьте внимательны! Двигаться должны только ваши глаза, а не голова. Все внимание на снежинки!
(Упражнение для коррекции зрения.).
«Снежинки».
Мы снежинки увидали, со снежинками играли.
Снежинки вправо полетели - глазки вправо посмотрели.
Снежинки влево полетели - глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал.
Глазки смотрят вверх и вниз.
Всё, на землю улеглись.
Глазки закрываем, глазки отдыхают.


Воспитатель: - Вот и к следующей странице подошли(слайд 23). На ней зима подготовила игру, «Какой, Какая, Какие?».
Дидактическая игра «Какой, какая, какие?».
Воспитатель: - Снег какой? –
- Лед какой? -
- Снежинка какая? –
- Зима какая? –
- Ветер какой? -
Воспитатель: - Дети все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте! (слайд 24).
Физкультминутка! «Снеговик»

Раз – рука, два – рука, лепим мы снеговика.
Три, четыре, три, четыре – нарисуем рот пошире.
Угольки найдем для глаз.
Шесть – наденем шляпу косо,
Пусть смеётся он у нас.

Воспитатель: - А теперь открылась необычная страница (Слайд 25) с игрой «Найди отличия». Нужно найти и проговорить отличия одного снеговика от другого.

Воспитатель: - Книга подсказывает мне, что эта страница (слайд 26), наше последнее задание. Поиграем в игру «Назови ласково» скажем на прощанье ласковые, зимние слова. Встаем в круг, я называю слово, вы берете прищепку, называете слово ласково и крепите на снежинку прищепку.

Дидактическая игра «Назови ласково» со снежинкой и прищепками.
(Дети встают вокруг снежинки, которую держит воспитатель, говорят слова и крепят на снежинку прищепки по кругу).
Зима - (зимушка), мороз – (морозец), лёд – (ледок), холод – (холодок), снежинка – (снежиночка), метель – (метелица), снег – снежок, санки – саночки, снеговик – снеговичок, валенки – валеночки.
Воспитатель: - Вот и закончились задания Зимушки-зимы. Занятие закончено, книга закрыта (слайд 27), но не прочитана до конца, в ней еще много страниц. Вам, я предлагаю взять в руки снежинку и сказать:
- Какое задание понравилось?
- Что было труднее всего?
- Что нового узнали о зиме?

15