Конспект НОД :«Морские коньки»

Муниципальное образовательное учреждение –
средняя образовательная школа№3
г. Маркса Саратовской области им. Л.Г. Венедиктовой
структурное подразделение МДОУ д/с №1









«Морские коньки»



·
·
·
·
·
·






г. Маркс, 2016 г.
Тип НОД: интегрированный.

Образовательные области:
«Социально – коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Цель: Познакомить детей со средой обитания некоторых представителей животного мира океана. Учить использовать нетрадиционную технику рисования - «печать фалангами пальцев» для изображения предмета, состоящего из нескольких частей. Развивать творчество, воображение. Воспитывать эстетический вкус. С помощью нетрадиционной техники рисования вызывать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику рук и кистей.
Методы и приемы:
Игровая ситуация.
Проблемная ситуация.
Напоминание о технике рисования.
Сюрпризный момент.
Музыкальный этюд (для вызывания эмпатии).
Видеопрезентация.
Обследование.
Показ способа изображения.
Индивидуальные объяснения.
Рассказ, указания, пояснения.
Анализ детских работ воспитателем и детьми.
Самоанализ.
Материалы, оборудование.

Оборудование:
альбомные листы бумаги на каждого ребёнка;
баночки с водой – непроливайки, на каждого ребёнка;
гуашь;
салфетки;
ноутбук, проектор, экран;
аудиозапись – шум моря и красивая мелодия; музыка моря (для сопровождения занятия): К. Сен – Санс «Аквариум»;
фланелеграф;
большие раковины, ракушки, морская звезда и т.д.


Предварительная работа:
знакомство детей с техникой рисования по мокрому листу;
беседа «Животный мир океана»;
рассматривание иллюстраций с изображением обитателей океана;
знакомство с нетрадиционной техникой рисования – «печати фалангами пальцев»;
подвижная игра «Морская фигура».


Ход НОД
1 часть. Организационная

Дети стоят около воспитателя на ковре.

Воспитатель:
-  Ребята, мы сегодня отправимся с вами в необыкновенное путешествие, в страну, где происходят чудеса.
Воспитатель:
Сказка, сказка, прибаутка! Рассказать ее не шутка! Чтобы сказка от начала, Словно реченька журчала. Чтоб в середке весь народ, От нее, разинул рот.
Чтоб никто - ни стар, ни мал
Под конец не задремал!

Воспитатель:

- Ну что, ребята, вы согласны?!

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- Тогда, присаживайтесь поудобнее на ковёр, и слушайте: «Попасть в нее можно только, сказав волшебные слова: «1,2, 3! Двери в сказку отвори!». А теперь все вместе скажем волшебные слова: «1,2,3! Двери в сказку отвари!»».

Дети сидя на ковре, вместе с воспитателем, произносят волшебные слова.
Воспитатель:
- А сейчас, закройте глаза и представьте, что вы, на берегу океана, куда не кинешь взгляд – кругом вода, вы слышите шум моря. Волны набегают одна на одну, с лёгким шумом ударяются о берег, убегая обратно, оставляя морскую пену.
Звучит аудиозапись - музыка моря: К. Сен – Санс «Аквариум».
Воспитатель:
- Ребята, откройте, пожалуйста, глаза. Посмотрите, что это за страна? Куда это мы попали? Как здесь тихо и тревожно... Как вы думаете, где мы?
Дети рассуждают о том, где они находятся.
Воспитатель:
- А мы оказались с вами в сказочном море - океане.
Чудо, море - океан,
Голубые дали.
Мы такого океана
Просто не видали!
На дне океана подводные скалы
Все в зарослях ярких актиний, кораллов.
И кто с аквалангом на дно опускался.
Тот сказочным лесом морским любовался.
Воспитатель:
- Ребята, давайте встанем с ковра, вот мы и на дне моря, оглянитесь, посмотрите, как необычайно интересно, как таинственно и прекрасно дно морское. Но здесь вас ждёт испытание, вы должны назвать, кто и что находится на морском дне? А для этого, вы должны отгадать загадки.
Показ «Чудо – моря океана» с подводными жителями на мультимедийном проекторе.
Воспитатель:
- Что за звезды в глубине. На песке лежат, на дне?
На вопрос ответить просто: на песке морские... (звезды).

Дети:

- Звезды.

Воспитатель:
- Правильно, ребята, это морская звезда. Посмотрите, а вот еще один обитатель подводного мира проплывает мимо нас.
Воспитатель:
- Всякий житель моря знает: эта рыба не играет. Пасть зубастую распахнула рыба хищная... (акула).
Дети:
- Акула.
Воспитатель:
- Правильно, ребята, это акула.

Воспитатель:

- Подумайте и скажите, кто же это такой?
- Они смышленые ребята: певцы, жонглеры, акробаты.
Они читают и считают, детишек на спине катают. (Дельфины).

Дети: Дельфины.
Воспитатель:
- Вы совершенно правы, ребята, это дельфины.
Воспитатель:
- А вот и следующая загадка:
- Она на зонтик прозрачный похожа, на гриб, парашют и на юбочку тоже. Порхает, как бабочка, в чистой воде, ее ты на море увидишь везде. ( Медуза).
- Про кого эта загадка?
Дети:
- Медуза.
Воспитатель:
- Правильно, ребята, это медуза.
Воспитатель:
- Но есть такие в море рыбы. Вы узнать тех рыб смогли бы? Конь пустился наутек. То не конь - морской... (конек).
Дети:
- Морской конек.
Воспитатель:
- Вы совершенно правы, это морской конёк.
Мультимедийная презентация «Подводные жители океана»
Педагог обращает внимание детей на ракушку, которая лежит на дне океана.
Воспитатель:
- Молодцы, ребятки, отгадали вы загадки, вы очень хорошо справились с этим испытанием. Ребята, посмотрите, а это что такое красивое, необычное, сверкает и манит своим светом?
Дети:
- Ракушка.
Воспитатель:

- Да, вы правы, это чудесная ракушка... А она то не простая, а волшебная.
Теплым теченьем согрета Ракушка - жемчужница спит. Тайны моря - океана
Очень бережно хранит.

Воспитатель:
- Ребята, давайте ее возьмём и прислушаемся: может, она нам что-то хочет рассказать... Слышите? Звучит какая – то музыка...
Звучит спокойная плавная музыка.
Звучит фонограмма «голос» Царевны Подводного царства.
Здравствуйте, ребята! Я - Царевна Подводного царства, я прошу вас о помощи. Злая морская колдунья заколдовала мою волшебную карету. Теперь я не могу поехать и навестить своего папу Нептуна. Посмотрите, эта раковина должна была служить мне каретой, но вот только запрягать в нее некого. Помогите мне, пожалуйста, я вас отблагодарю.


Воспитатель:
- Ребята, давайте поможем Царевне Подводного царства. Подумайте: кто из подводных жителей может везти ракушку?
(Дети вспоминают обитателей моря и высказывают предположения, кто из жителей моря больше всего подходит для того, чтобы везти карету царевны, объясняют свой выбор. В конце обсуждения они приходят к выводу, что более всего для этого подходят морские коньки.)
Воспитатель:
- Ребята, вы правы, я с вами согласна, везти ракушку могут морские коньки.
Воспитатель:
- Ребята, а жители подводного царства любят играть. Давайте и мы с вами поиграем в интересную игру, которая называется «Морская фигура».
Дети изображают жителей подводного мира – игра проводится 2 раза.
2 часть. Продуктивная

Воспитатель:
- Ну, что же мы с вами немного поиграли, отдохнули, а теперь нужно помочь Царевне Подводного царства - нарисуем морских коньков. Но прежде, чем их изобразить, давайте посмотрим, что есть у морского конька, для этого, присаживаемся на стулья.
Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением морского конька.
Воспитатель:
- Морские коньки в море плавают стайками. Они маленькие, с мизинчик. Головка у конька большая и очень похожа на лошадиную, пригнута к брюшку, на голове выступ в виде коронки. Хвостик закручен спиралью. На спинке кожистые лопасти, напоминающие лошадиную гриву, есть несколько плавничков.
Воспитатель:
- А теперь берем стулья и ставим их к столам. Присаживаемся.
Дети садятся за столы.
Воспитатель:
- Морских коньков мы будем рисовать необычным способом, даже кисточки нам не нужны, потому что мы будем рисовать своей рукой. Но что то наши пальчики приуныли, надо их развеселить.
Проводится пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.) Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.) Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.) Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.) Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.) Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. (Снова «плывут».)
Воспитатель:
- Ну, что же, наши пальчики отдохнули, и мы можем продолжать. Посмотрите, какой морской конёк получился у меня.
Педагог выставляет и показывает свой рисунок (образец) на фланелеграфе морского конька.
Воспитатель:
- Посмотрите, как мы будем рисовать морских коньков.
Голова конька:
- Сгибаем пальцы, сжимаем кисть руки в кулачок.
- Берем широкую кисть и красим тыльную сторону пальцев.
- Делаем отпечаток на бумаге.
Туловище конька:
-  Красим краской пальцы ближе к костяшкам - верхние широкие фаланги пальцев. Поворачиваем руку на 90 градусов и печатаем туловище конька.
Длинная мордочка:
-  Обмакнуть в краску мизинец до самого конца и печатаем мордочку.

Плавник:
-  Мизинцем печатаем плавничок (3 полоски), делаем еще 3 отпечатка внизу туловища.
Мордочка:
-  Кончиком пальца добавляем два отпечатка на самый кончик мордочки и еще три на макушке конька.
 Хвост:
- Приделать к хвосту еще несколько отпечатков кончиком пальца так, чтобы хвостик загибался.
Глаз:
-  Рисуем кончиком мизинчика глаз, а когда подсохнет поставить зрачок.
Показ педагогом способа изображения морских коньков. Дети рисуют совместно с воспитателем, они работают под тихую музыку.
Воспитатель:
- Теперь можно добавить крабов и рыбок.
Туловище краба отпечатываем большим пальцем, а ножки и глазки дорисовываем кисточкой.
Туловище рыбок отпечатываем подушечкой большого пальца, а кончиком пальца делаем хвостик. Когда рыбка высохнет дорисовать глаз. Кисточкой рисуем морские растения.
3 часть. Заключительная.

Воспитатель:

-  Какие красивые, яркие коньки у вас получились! Один - шутливый, другой - озорной.
- А у этого конька какое настроение?
Ребята рассказывают о своих коньках.
- А море такое большое, спокойное, светлое. Пенный прибой насыщает воду миллионами пузырьков. И вот под воду заглянуло солнце, окрасив воду в желтоватые и розоватые тона. Теперь нужно впрячь коньков в карету - ракушку.
(Дети совместно с педагогом «запрягают» коньков в ракушку-раковину.)
Воспитатель:
- Ребята, слышите? Из раковины доносятся какие - то звуки
Педагог берет раковину и прислушивается.
Звучит спокойная музыка.
Звучит «голос» Царевны Подводного царства:
Спасибо вам, ребята! Теперь я могу осматривать свой подводный мир, навестить своего папу Нептуна и всех жителей своего царства. За вашу помощь и на память о нашей встрече примите мои подарки. До свидания!
Дети получают подарки от Царевны Подводного царства.
Воспитатель:
- Ну что ж, вот нам и пора возвращаться в детский сад. Но, чтобы вернуться из страны чудес надо сказать: «1,2,3! Из страны чудес вернись!»
Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова.
Воспитатель:
- Ну вот, мы с вами совершили путешествие в мир прекрасного. Давайте бережно относиться к тому, что создала природа. На этом наше занятие окончено. Все дети сегодня хорошо работали, молодцы!


















13PAGE 15


13PAGE 141015




Заголовок 215