Инновации в образовании. Авторские школы. Инновации в системе образования г. Перми. Новые подходы к организации процесса школьного исторического образования.


Инновации в образовании. Авторские школы. Инновации в системе образования г. Перми. Новые подходы к организации процесса школьного исторического образования.
Инновации в образовании
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Таким образом, новация – средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – процесс освоения этого средства.
Также следует разграничивать такие понятия, как «инновация» и «реформа». Реформа – это нововведение, которое организуется и проводится государственной властью.
Инновация – это нововведение, которое организуется и проводится работниками системы образования.
Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: 1) генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие), 2) разработка идеи в прикладном аспекте и 3) реализация нововведения в практике. Т.е инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально – педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.Существует и другие характеристики этапов развития инновационного процесса. Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.
Существующие инновации разделяют (в зависимости от признака):
1) по видам деятельности: педагогические и управленческие;
2) по характеру вносимых изменений (радикальные – основаны на новых идеях, комбинаторные – на сочетании известных, модифицирующие – на совершенствовании существующих);
3) по масштабу вносимых изменений (локальные, модульные, системные);
4) по проблематике;
5) по области реализации: в содержании, в структуре, в технологиях;
6) по источнику возникновения: внешние, внутренние;
7) по масштабу использования: единичные, диффузные;
8) по функциональным возможностям;
9) по масштабности социально-педагогической значимости (федеральные, региональные, для обр. учреждения);
10) по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности;
11) по осмыслению перед внедрением инноваций: случайные, полезные, системные.
Именно инновации (нововведения), как результат научных поисков и передового педагогического опыта, являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования.
Инновационная деятельность - это освоение в образовательных учреждениях новшеств, которые могут вести к изменению состояния функционирования и проектированию развития образовательной системы, ее подсистем и звеньев.
Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование в образовательном процессе учебного заведения педагогических инноваций.
Инновационные процессы в образовании существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой. Эта тенденция обусловлена интеграционными процессами в науке, в формировании современного стиля научного мышления человека и интеграционными процессами в самом образовании.
Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.
В инновационной деятельности образовательного учреждения используются документы различного уровня – от актов международного права, федеральных законов до постановлений местных органов власти, решений муниципальных и региональных органов управления образованием, органов управления и должностных лиц самой школы.
Смысл, содержание и применение любых нормативно-правовых актов, прежде всего, определяются правами и свободами человека и гражданина, установленными Конституцией Российской Федерации. Педагогические инновации должны способствовать наиболее полному осуществлению права на образование, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию, другими правами и свободами. Очевиден приоритет международных и федеральных норм над региональными, местными, ведомственными и внутришкольными нормами.
Федеральным законодательством установлено, что общепринятые международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ.
Сегодня, в условиях возросшей самостоятельности школы, её руководитель получает возможность опираться непосредственно на нормы закона, в том числе и международного. Такого рода управленческая практика сама по себе является инновационной.
Широкие возможности для обновления школьного образования представляет, например, Конвенция о правах ребёнка, принятая 44-й сессией Генеральной ассамблеи ООН 5 декабря 1989 г.
Центральное место в нормативо-правовом обеспечении развития школы принадлежит закону РФ “Об образовании“. Только на основе Закона органами управления образованием разрабатываются Положения о типах и видах учебных заведений, а самими школами – Устав и другие документы, обеспечивающие их функционирование и развитие.
Знание Закона позволяет руководителю школы во всей инновационной деятельности отстаивать интересы своего коллектива, защищать их от любых и чьих бы то ни было посягательств, от некомпетентного вмешательства в педагогический и управленческий процессы, самостоятельно реализуемые школой.
Закон РФ “Об образовании“ вводит в компетенцию школы не только выбор, но и разработку, и утверждение общеобразовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов и дисциплин. Эти полномочия конкретизируют принцип автономности образовательных учреждений.
Возросшая компетенция, реализация принципа автономности школы означают одновременно и повышение ответственности педагогического персонала, руководителя школы за результаты и последствия любой, но особенно – инновационной деятельности. Школа в установленном законодательством РФ порядке несёт ответственность за:
- невыполнение функций, отнесённых к её компетенции;
- реализацию в неполном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
- качество образования своих выпускников;
- нарушение прав и свобод учащихся, воспитанников и работников школы;
- жизнь и здоровье учащихся и работников во время образовательного процесса.
Гарантией права на образование призваны стать государственные образовательные стандарты. Единая составная часть государственных стандартов – федеральный компонент образовательных программ. Грамотное управление инновациями предполагает способность руководителя школы обеспечивать качественное выполнение федерального компонента каждым учителем.
Несоблюдение минимальных требований к учебным программам грозит разрывом, дестабилизацией единого образовательного пространства России, нарушением преемственности в развитии интеллектуального потенциала как условия национальной безопасности, потерей эквивалентности документов, выдаваемых выпускникам школ.
Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех ее звеньях,направленными на достижение нового качества образования. Правительственная концепция и стратегия модернизации образования определяют основные приоритетные направления таких изменений - обновление целей и содержания образования, методов и технологий обучения на основе современных достижений педагогической науки и инновационных подходов к его совершенствованию.
В настоящее время в практике общеобразовательных и профессиональных учебных заведений присутствуют лишь элементы педагогических инноваций.
В практике отечественного образования делались постоянно попытки внедрить психологически ориентированные модели, которые строятся с учетом психологических механизмов умственного развития обучающегося. Все представляемые ниже модели располагаются в виде иерархической «лестницы» в зависимости от приоритета в их целях, либо превалирования «свободы субъективного выбора» учащегося, либо увеличения объема «управляющих воздействий» преподавателя.
Для «свободной модели» характерно неформальное отношение к процессу обучения - в таком случае нет традиционной классно-урочной системы, обязательных учебных программ, контроля и оценки знаний учащихся. Ключевой психологический элемент - «свобода индивидуального выбора». В этой модели максимально учитывается внутренняя инициатива обучающегося.
«Диалогическая модель» предполагает целенаправленное развитие интеллекта учащихся, которое понимается в качестве «глубинного развития ума». Образование направлено на освоение учащимися культурных основ человеческого познания. У них формируется диалогизм, как основного определения человеческой мысли. В такой модели постоянно происходит диалог знания и незнания, так как знание в его высших формах оказывается полным сомнения и проблематичности. Приверженцами этой модели признается непредсказуемость, самобытность интеллектуального развития личности, в том числе возможность даже для ребенка учиться самостоятельно, «одиноко» (дома, за книгой). Вместо учебников в данной модели используются тексты как произведения соответствующей культуры. Ключевым психологическим элементом является «диалогичность индивидуального сознания».
Сам термин «личностная модель» предполагает, что целью обучения в данном случае является общее развитие обучающегося: его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей. Обучение происходит на высоком уровне трудности. На начальном этапе обучения ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям. Ключевым психологическим элементом является «целостный личностный рост». Он достигается за счет постоянно доверительной атмосферы общения, направленности преподавателей на развитие разных сторон личности, последовательного усложнения предлагаемого для усвоения знания.
Близка по некоторым элементам к личностной модели «обогащающая модель». В ее рамках за счет усложнения умственного (ментального) опыта учащегося осуществляется его интеллектуальное воспитание. Предполагается, что каждый из нас «заполнен» собственным ментальным опытом и имеет индивидуальный диапазон возможного наращивания своих интеллектуальных сил (имеет свою «зону ближайшего развития» Л.С. Выготский). Поэтому учащемуся предлагаются специально сконструированные учебные тексты, содержание которых воздействует на основные компоненты индивидуального умственного опыта.
«Развивающая модель» направлена на развитие теоретического мышления учащегося. Разрабатывалась с ориентацией на младших школьников. Много внимания уделялось развитию способности обобщать. Совместно с учителем ребенок учился мыслить по принципу «от общего - к частному».
На повышение уровня познавательной активности направлена «активизирующая модель», когда в учебный процесс включаются проблемные ситуации, происходит опора на познавательные потребности и интеллектуальные чувства. Эта модель наиболее приближена к традиционной модели обучения. «Познавательный интерес» - ключевой психологический элемент этой модели.
Завершаем анализ психологически ориентированных моделей обучения так называемой «формирующей моделью», которая базируется на деятельностном подходе в психологии и педагогике. В такой образовательной модели велико управляющее влияние «команд» учителя. Творческая деятельность также является процессом, выполняемым на осознаваемом уровне. Разновидностью этой модели является программированное и алгоритмическое обучение. Поэтому ключевым психологическим элементом является «умственное действие».
Таким образом, «свободная модель» отвечает критерию «максимум свободы субъективного выбора при минимуме управляющих воздействий», а завершающая наш список «формирующая модель» соответствует противоположному критерию: «максимум управляющих воздействий - минимум свободы субъективного выбора».
Тем не менее, каждая из указанных моделей сталкивается с серьезным вопросом: если выбрать стратегию на прочные знания и конкретные способы решения задач, сформировать «умственные действия с заранее заданными качествами», то изначально определяются границы личной интеллектуальной свободы. Если же предоставить полную интеллектуальную свободу, то велика вероятность формирования личности неспособной к напряженной и продуктивной интеллектуальной работе. Эта дилемма на сегодня не разрешена ни одной из существующих моделей обучения.
Авторские школы
Авторская школа — это экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, в основу деятельности которого положена концепция, разработанная одним педагогом или авторским коллективом.
Идея авторской школы не в том, что она отражает по-другому процесс обучения, — это другое мировоззрение, другое содержание,другие подходы к организации образовательного процесса, другой дух и уклад школы.
Идея авторских школ берет свое начало от так называемых «новых школ» конца XIX — начала XX столетия, развиваясь на протяжении всего XX века, продолжает развиваться в XXI в. Рассмотрим некоторые из них.
«Свободные школьные общины» (Германия, Г. Литц, П. Гехееб) — это школы-интернаты, организация жизни которых строилась на принципах свободного развития ребенка и сотрудничества.
Школа «свободного воспитания» (Россия, Л.Н. Толстой) была построена на основе девиза «исходя из ребенка», ориентации обучения и воспитания на интерес и развитие ребенка в процессе общения с педагогом.
«Трудовая школа» (разные страны Европы, Россия — колония им. М. Горького и коммуна Ф.Э. Дзержинского под руководством А.С. Макаренко, Республика «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого) ориентировала детей на труд как ценность, давала профессиональную подготовку и общее культурное развитие, опираясь на самостоятельность детей и организацию самоуправления.
«Школа для жизни, через жизнь» (Бельгия, О. Декроли) рассматривала обучение и воспитание в тесной связи с природой, с опорой на деятельность и свободу ребенка, тесный контакт с семьей и обществом.
«Школа делания» (США, Дж. Дьюи) осуществляла обучение и воспитание с опорой на основные импульсы роста ребенка: социальный (стремление общаться), конструктивный (стремление к движению в игре), исследовательский (тяга к узнаванию и пониманию), экспериментальный (стремление к самовыражению).
Вальдорфская школа (Германия, Р. Штайнер) предусматривала всестороннее развитие личности ребенка посредством интенсивной духовной деятельности. Обучение и воспитание осуществлялись одним учителем с учетом индивидуальных достижений каждого ученика. Главное — поиск новых форм эмоционально-эстетического образования и воспитания, пробуждение воображения и фантазии.
«Открытые школы» (Англия) утверждали индивидуальный характер обучения без обязательных учебных планов, программ, расписания и контроля, с гибкой системой обучения и воспитания. Основная форма обучения — способ открытий, цель — облегчение процессов постижения ребенком окружающего мира и самовыражение. Такие школы рассматривались как культурно-просветительные центры округа.
«Дома свободного ребенка» (Италия, М. Монтессори) существуют до сих пор во многих странах, в том числе и в России. Основные идеи: общечеловеческие и религиозные ценности какоснова нравственного воспитания; приспособление воспитания к внутренним импульсам детской природы; создание благоприятной среды на основе единения семьи и школы; воспитание средствами искусства и природы; «открытые двери» и свобода; чувственное восприятие и игра — основы обучения.
О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк выделяют несколько типов авторских школ: академические, творчески-созидательные, эмпирические.
Академические школы — это школы, которые прошли путь «от идеи до внедрения», т.е. инновационный процесс стал стабильным. К ним можно отнести школы следующей ориентации: проблемное обучение (М.И. Махмутов); укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев); развивающее обучение (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин-В.В.Давыдов); гуманно-личностное обучение младших школьников (Ш.А. Амонашвили).
Творчески-созидательные школы — школы, в которых инновационный процесс проработан, получил поддержку у педагогической общественности, но еще не внедрен в практику массовой школы. Примерами таких школ являются школы «диалога культур» В.С. Библера, системы Е.Н. Ильина, обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова, адаптивная школа Е.А. Ямбурга и др.
Эмпирические школы характеризуются незавершенностью инновационного процесса, недостаточно полным теоретическим осмыслением; находятся в стадии сбора эмпирического материала. К ним можно отнести школы, которые являются экспериментальными площадками Российской академии образования.
Современной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но достаточно часто он остается невостребованным. Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт. Образцами уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта могут служить работы Ш.А. Амонашвили, В.С. Библера, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.В. Краевского, Н.Н. Палтышева, А.Н. Тубольского, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, П.М. Эрдниева, Е.А. Ямбурга и др.
Ш.А. Амонашвили — академик РАО, доктор психологических наук, один из авторов гуманной педагогики, создатель гуманно-личностного обучения младших школьников. Идея заключается в создании условий для становления, развития и воспитания в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. Идеалом воспитания служит самовоспитание. Особую роль в технологии играет оценивание деятельности ребенка. Школа Ш.А. Амонашвили позволяет развивать индивидуальность ребенка, создает условия для духовной жизни, осмыслениядетьми высоких духовных материй и ценностей, постижения красоты всего окружающего мира.
В.С. Библер — руководитель и создатель «Школы диалога культур» — воплотил в жизнь идею о соответствии этапов воспитания ступеням развития культуры. Он полагает, что социальные, исторические и иные потрясения к концу XX — началу XXI в. могут быть поняты как смещение эпицентра всего человеческого бытия к полюсу культуры. Соответственно этому познание человека может быть осмыслено в понятиях особого уразумения — философской логики культуры.
И.П. Волков — учитель-новатор, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству. Он создал механизм выявления творческих способностей учащихся и их развития. Учитель рисования и черчения, он поставил цель — направить весь учебно-воспитательный процесс на развитие индивидуальных задатков и способностей ребенка, помочь школьнику в выборе жизненного пути, сконцентрировать педагогический процесс на личности ребенка, ее формировании.
Е.Н. Ильин — учитель-новатор, который предложил оригинальный подход к решению воспитательных задач в новых условиях: формирование духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов, воспитание истинного гражданина своего Отечества через художественную литературу. Он поставил вопрос об этике отметки, оценки поступка ребенка.
В.В. Краевский — виднейший современный педагог в области методологии и теории педагогики, академик РАО, доктор педагогических наук. Им была разработана концепция связи педагогической науки и практики, рефлексии в научной и педагогической деятельности. Как специалист в области дидактики, он наметил состав, функции, структуру, методологические условия научного обоснования обучения.
Н.Н. Палтышев — народный учитель СССР — сформулировал закон педагогической гармонии, приводящий в соответствие организацию образования и целевые установки, помогающие соизмерить содержание, формы, методы обучения, преобразуя их в выразительные средства педагогического процесса, направленные на создание удовлетворения учащихся, ощущения гармонии при обучении и познании окружающего мира.
В.А. Сухомлинский — директор Павлышской средней школы (Украина), член-корреспондент АПН СССР, автор более 4000 научных трудов, в том числе 44 книг, среди которых «Разговор с молодым директором», «Трудовое воспитание детей в сельской школе», «Верьте в человека», «Дума о человеке», «Человек неповторим», «Сердце отдаю детям» и др. Создал оригинальную педагогическую систему, в основу которой положены принципы гуманизма и признания личности ребенка как высшей ценности. Педагогика В.А. Сухомлинского составила особый этап в развитии педагогической мысли в мире. Он считал главным в педагогической деятельности любовь к детям: нести им добро и справедливость, защищать их от бед и обид, тревог и беспокойства.
А.Н. Тубольский — директор средней школы № 734 Москвы. Созданная им модель — школа самоопределения, в основе которой лежит идея свободного выбора, формирования способности к самоопределению и самореализации личности. Учащиеся, изучив «обязательное ядро» знаний, пользуются правом выбора учебных предметов и тех или иных лабораторий. Они, как правило, занимаются по индивидуальному плану.
В.Ф. Шаталов — народный учитель СССР, автор идеи использования в обучении опорных сигналов. Он считал, что учебный материал должен изучаться укрупненными единицами. Предложил свои принципы обучения — успеха и оптимизма, бесконфликтности, целостности (блочное, опережающее и обучение в быстром темпе). Обосновал порядок изучения каждой темы: развернутое объяснение учителя, сжатое изложение материала по опорным плакатам, изучение листов с опорными сигналами, работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях, письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке, ответ у доски или прослушивание ответов товарищей.
М.П. Щетинин — академик РАО, педагог-новатор, педагог-экспериментатор. Концептуальной основой его дидактической системы стала идея гармонического сочетания рационального и эмоционального в познавательной деятельности человека. Ввел в практику педагогов школы «метод погружения», т.е. концентрированное изучение одного предмета в возможно короткий срок путем четырехкратного повторения в течение учебного года. При этом функции учителя могут выполнять «консультанты» из числа учащихся. Им был утвержден новый тип учебного заведения — школа-комплекс на селе, которая объединяла общеобразовательную, художественную, спортивную, хореографическую, музыкальную школы и учебно-производственный комбинат.
П.М. Эрдниев — академик РАО, доктор педагогических наук, разработчик концепции укрупнения дидактических единиц, автор идеи целостности знаний как главного условия развития и саморазвития интеллекта учащихся. Укрупненная дидактическая единица — это локальная система понятий, объединенных на основе смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.
Е.А. Ямбург — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, один из создателей концепции адаптивной школы, которую рассматривал, как школу быстрого и гибкогореагирования на стремительно изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию, школу разноуровневого и многопрофильного образования, в которой должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей.
Инновации в системе образования г. Перми.
Модернизация образования в г. Перми производится на основе - Городской целевой программы (1)«Развитие образования г. Перми до 2010 года». До нее была “Программа развития системы образования г. Перми до 2005 года”. Как показывают итоги «Программы развития системы образования г.Перми до 2005 года», одним из наиболее эффективных механизмов системного реформирования отрасли образования стало формирование и развитие инновационной среды. Программа позволила адекватно отреагировать на такие серьезные изменения образовательной политики на федеральном уровне, как появление Концепции модернизации российского образования, решение о переходе к профильному образованию и т.д.
Городская целевая программа «Развитие образования г.Перми до 2010 года» разработана с учетом Концепции федеральной целевой программы развития образования 2006-2010 гг., и Концепции региональной программы развития системы образования Пермского края до 2010 года, разработанной в соответствии с Гражданским запросом, сформулированным общественными организациями Пермской области в мае 2005 года. Направления программы: 1. Создание механизмов государственно-общественного управления и эффективного партнерства отрасли с другими социальными институтами. 2. Разработка комплексных мероприятий по обновлению содержания образования и образовательных технологий в соответствии с социальным заказом 3. Сохранение, развитие и поддержка художественного образования детей и подростков 4. Развитие и укрепление кадрового потенциала отрасли 5. Мероприятия по приведению в соответствие условий образовательного процесса требованиям современной социокультурной среды. 6. Мероприятия по организации формирования и управления финансовыми потоками системы образования как отрасли экономики 7. Разработка и реализация системы профилактики социального сиротства
Концепция долгосрочной целевой программы (2)"Развитие системы образования Пермского края на 2013 - 2017 годы" (далее - Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, ключевые направления, приоритеты, задачи развития образования, комплекс программных мероприятий, обеспечивающих оптимально возможное совершенствование всех элементов системы и механизмы их реализации. Основной целью программы является комплексное развитие региональной образовательной системы в интересах всего общества и государства, а также каждого участника образовательного процесса, определение стратегии приоритетного развития системы образования как важного фактора инновационного экономического и социокультурного развития региона. Основной стратегической целью Программы является повышение социальной эффективности образовательной деятельности на основе создания условий для индивидуализации образования и использования инновационных механизмов социализации.
В дошкольном образовании: - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе на основе: увеличения количества мест для дошкольников за счет наращивания материальной базы, в том числе на условиях частно-государственного партнерства, включающей а) строительство новых зданий, б) разработку и строительство типовых проектов сельского детского сада, сельской начальной школы - детского сада, в) восстановление ранее закрытых зданий; В общем образовании- создание условий и механизмов для обеспечения качества образования на всех ступенях общего образования с учетом запросов потребителей на основе: - обновления структуры и содержания образования на базе вводимых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, - обеспечения доступности образования и безопасности образовательного процесса (финансирование малокомплектных школ, приведение 100% автотранспорта в соответствие с нормативными требованиями, лицензирование всех ОУ, создание «Учительских домов», продолжение проекта «Новая школа», реализация проекта «мобильный учитель»); - развития индивидуализированного (профильного) образования на старшей ступени школы с использованием потенциала учреждений дополнительного образования; - поддержка деятельности уникальных инновационных школ; - оснащения образовательных учреждений современным учебным оборудованием; - расширения использования современных образовательных технологий, в том числе информационных и коммуникационных, создания технических условий применения широкополосного Интернет; … На реализацию Программы дополнительно запланировано финансирование из средств краевого бюджета (в соответствии с бюджетным законодательством Пермского края) на 2013-2017 годы 450 млн. руб., в том числе на 2013 год – 50 млн. руб., на 2014 – 2017 годы по 100 млн. руб. в год. Общий объем запланированного финансового обеспечения Программы составляет 42 845,3 млн. руб., в том числе по годам:
Концепция: (3) «Патриотическое воспитание граждан Пермского края на 2013-17 годы». Принята Законодательным Собранием Пермского края. Настоящая Концепция исходит из целевых ориентиров инновационного развития образования, заданных в программных и руководящих документах уровня Российской Федерации, приоритетов социально-экономического развития Пермского края. Основная цель Программы патриотического воспитания граждан – создание координированной системы межотраслевых действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и организаций по патриотическому воспитанию граждан Пермского края, способствующей формированию у них патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Финансирование из средств краевого бюджета 395 000 рублей (за 2013-17 гг.) Программа не имеет строгой разбивки, мероприятия реализуются на протяжении всего срока программы. (пр. Организация мероприятий к 70-ю дня победы)
Стратегия развития системы образования
города Перми до 2030 года
Стратегия развития системы образования города Перми до 2030 года  (далее Стратегия) разработана с целью обеспечения инновационного развития отрасли образования на основе вызовов современного общества с учетом муниципальных особенностей в предоставлении услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей  и в соответствии с основными трендами мирового образования, зафиксированными в таких документах, как стратегия социально-экономического развития Российской Федерации (Стратегия 2020), федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Концепция ДЦП "Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы».
В концептуальной части Стратегии зафиксированы цели, задачи, направления, механизмы  и этапы развития системы образования города Перми на период 2014-2030 годы.
Глобальные вызовы и система образования города Перми
В Перми в последние годы шли процессы, которые подготовили систему образования города к «принятию» современных вызовов.
Разбираясь в сути глобальных  проблем-вызовов и соотнося их с выводами развернутого анализа состояния системы образования города, можно заметить, что первые два вызова, информационное общество и образование в течение всей жизни, относятся к системе   образования муниципального уровня опосредованно. Глобальная информатизация, непрерывное образование должно стать для каждого человека нормой, и это должно прививаться ребенку в течение всей детской жизни через содержание образования. Формы, методы, технологии появления этих новых норм зависят от уровня развития общества в целом, от появления в нем новых институтов, социальных структур.
Для современной системы образования актуальными являются проблемы, относящиеся к адаптационному вызову - трансформация системы образования  с учетом новых требований экономики знаний.
Если рассматривать проблемы, которые необходимо решить для ответа на этот вызов, то одной из наиболее важных, обозначенную в разделе «Новая школа» Стратегии 2020, можно назватьпроблему незавершенности институциональных реформ. Именно эта проблема не позволяет учреждениям самостоятельно развиваться, иметь собственный бренд, свою специфику, обеспечивать индивидуализацию образования в целом. Рассмотрим, как обстоят дела с решением этой проблемы в Перми.
На сегодняшний день все муниципальные образовательные учреждения города переведены на подушевое финансирование, причем, речь идет о полном нормативе, в отличие от  большинства территорий РФ, где это сделано только в отношении фонда оплаты труда. То есть, финансирование всех ОУ происходит по одинаковому принципу, независимо от того, где располагается учреждение и какой у него статус. Кроме того, 75% всех ОУ имеют статус автономных, финансирование ведется через муниципальное задание с учетом показателей качества. В городе прошла реорганизация ОУ, в ходе которой неэффективные по разным причинам учреждения присоединены к крупным, имеющим высокую результативность образовательным учреждениям. Это коснулось в первую очередь дошкольного образования.
Как и во всех территория РФ в Перми стоит проблема обеспечения новых образовательныхрезультатов. Пока в основе организации образовательной деятельности в городе лежит система массового обучения детей, работающая по принципу «фабрики», которая обеспечивает лишь передачу знаний и формирует способность действовать по шаблону.
Такая система не стимулирует развитие творчества и не готовит детей, способных к инновационному мышлению. Она нацелена на подготовку послушных  исполнителей и никак не связана с новыми вызовами, которые предъявляют системе образования главное требование – требование индивидуализации обучения.
Проблема дифференциации на уровне общеобразовательных учреждений, суть которой в «поощрении центральных школ с высоким качеством образования, предполагающая более высокое их финансирование, что усугубляет разрыв между благополучными и отстающими школами, и, по сути, усугубляет разрыв в образовательных возможностях между детьми из благополучных образованных семей и детьми из семей с низким социальным и культурным капиталом» (Стратегия 2020) является актуальной и для  Перми.
Перечислим ниже проблемы, зафиксированные в Стратегии 2020, которые являются актуальными для  системы образования города:  
Информационный вызов
Открытое образование: дистанционное, самообразование
Владение новыми реалиями: сетевые технологии, облачные технологии
Динамический вызов
Доступность услуг дошкольного образования
Стагнация внешкольного образования и воспитания
Адаптационный вызов
Потребность иных,  новых образовательных результатов, предполагающих новую организацию, новое содержание образования, технологии, методы, методология, внедрение ФГОС
Дифференциация на уровне школ
Ухудшение качества педагогического корпуса
Перечисленные вызовы являются общими тенденциями, которые должны быть положены в основу инновационного развития системы образования.
На уровне же муниципалитета возникают проблемы, которые также служат ответу на вызовы, но учитывают местную специфику развития системы образования, запросы общества, промышленных и бизнес сообществ. Ниже приводятся основные положения, в результате учета которых расширяется круг проблем, стоящих перед городом в сфере образования.  
Предпосылки для решения поставленных проблем  системой образования города Перми
Данный раздел представляет собой краткое изложение положений комплексного анализа результатов работы системы образования города за последние три года в аспекте проблем, зафиксированных в предыдущем разделе.  
Генеральной целью развития системы образования в этот период  было создание условий для обеспечения потребителю реального выбора объема и качества образовательных услуг.  
Для реализации этой цели был зафиксирован основной механизм, суть которого  заключается в  создании реальной конкурентной среды как между муниципальными и частными учреждениями, так и между учреждениями, получающими бюджетное финансирование.  Этот подход был выбран не случайно: только  в условиях конкуренции каждый поставщик образовательных услуг стремится развивать их спектр, а также постоянно улучшать качество самих  услуг.
Основные задачи, которые решались в этот период, были связаны с  созданием таких организационно-экономических условий, которые бы обеспечивали единые  подходы к финансированию предоставления образовательных услуг, и, как следствие,  стимулировали бы увеличение количества  поставщиков этих услуг, а также  развитие спектра образовательных предложений от них, и в результате обеспечили рост качества образования в городе.
С 2009 года все муниципальные образовательные учреждения города  финансируются по нормативно - подушевому принципу. Причем, норматив включает затраты как на фонд оплаты труда, так и на содержание имущественного комплекса.
Перешли в автономные 208 образовательных учреждений города, что составляет 75 % от общего количества школ и детских садов (учреждения дополнительного образования детей все являются автономными).
Внедряется аутсорсинг как одно из средств повышения эффективности расходов бюджета.
Наиболее высокие результаты по реализации генеральной цели были зафиксированы в сфередошкольного образования. Только благодаря созданию условий для развития немуниципальной сети, повышению конкуренции среди муниципальных и частных поставщиков услуг дошкольного образования, были достигнуты перечисленные ниже результаты.
Все желающие в возрасте с четырех до семи лет получают услугу дошкольного образования. Более 24 тысяч человек получают пособие на детей в возрасте от 1,5 до 5 лет и имеют реальную возможность закупать услуги в муниципальном и немуниципальном секторе: частные детские сады, группы кратковременного пребывания, школы развития, услуги няни и т.д.
Перенимать уникальный опыт Перми по таким направлениям, как предоставление субсидий лицензированным негосударственным детским садам, выплата пособий семьям, восстановление детских садов частными инвесторами в рамках концессионных соглашений и договоров аренды муниципальных имущественных комплексов приезжали представители более чем 20-ти территорий РФ (г.г.Калининград, Уфа, Н.Новгород, Якутск, Бийск, Воронеж, Сыктывкар, Набережные Челны, Самара, Челябинск, Киров, Псков, Калуга и др.).
В части развития муниципального сектора дополнительно открыты для организации образовательного процесса с детьми 86 дошкольных групп на 2040 мест в помещениях дошкольных образовательных учреждений, которые ранее использовались под иные цели. Восстановлено 10 зданий детских садов на 1578 мест. Приняты от предприятий и организаций города 8 ведомственных детских садов на 1130 мест. С 2007 по 2012 год 9 зданий детских садов, ранее использовавшихся под иные цели, отремонтированы или восстановлены как дошкольные образовательные учреждения.
92 % от общего количества детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, имеют средний и высокий уровень готовности к обучению в школе. Индекс здоровья детей постепенно повышается.
Школьное образование
По результатам ЕГЭ (математика и русский язык) город Пермь занимает 3 место среди городов с числом более миллиона жителей. Три школы города Перми получили статус общеобразовательных учреждений международного бакалавриата.
С 2009 года все школы города  реализуют муниципальную модель профильного обучения, основной особенностью которой является обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам.
Уровень правонарушений среди несовершеннолетних снизился с 345 случаев в 2006 году до 199 в 2012 году.
Дополнительное образование детей
В системе дополнительного образования также созданы условия для предоставления услуг различными поставщиками.  Самым главным достижением здесь является внедрение электронной системы учета предоставления услуг через именную пластиковую электронную карту.
Каждое посещение ребенком занятия фиксируется при помощи этой карты через терминалы, установленные в каждом муниципальном учреждении дополнительного образования детей.  Вся информация поступает на портал дополнительного образования, где она обрабатывается и используется каждой категорией участников образовательного процесса в своей работе.
Через портал дополнительного образования детей муниципальные учреждения формируют группы, ведут электронный журнал посещаемости,  регистрируют договоры,  размещают  электронное расписание. Кроме того, при помощи ресурсов этого портала составляются электронные отчеты по объему услуг, а также по качеству их предоставления. Для родителей портал предоставляет всю информацию о муниципальных учреждениях дополнительного образования детей: место нахождения, перечень услуг, расписание занятий, результаты работы по направлениям и т.д.
В содержательном плане городская система дополнительного образования детей  имеет достижения международного и федерального уровня, но эти достижения преимущественно в сфере искусства и спорта.
Кадровая политика
Средняя заработная плата педагогов за последние два года выросла на 30 % и составила к концу 2012 года: у воспитателей – 13958 руб., у учителей – 24000 руб.
Кадровая стабильность становится одним из главных показателей эффективной работы системы образования города. В 2012 году укомплектованность педагогами школ составила 96,9%, детских садов – 96,5 %. Существенно изменился возрастной состав директорского корпуса: средний возраст руководителей в 2008 году составлял 53 года, в 2012 году – 48 лет.  Таким образом, положительная динамика указанных результатов деятельности говорит о стабильности и устойчивости системы образования  Перми.
Тенденции, формирующие будущее пермского образования
         Ответ на современные вызовы образованию, решение обозначенных выше проблем, должны происходить с учетом основных тенденций развития мирового, российского, краевого и муниципального образования.
         Ниже по направлениям деятельности зафиксированы основные тенденции, которые являются определяющими для пермского образования на период до 2030года.
Содержание образования        
Главной мировой образовательной тенденцией является необходимость «работать на опережение», готовить людей, особенно молодежь, к производственным и общественным инновациям, которыми будет отмечено наступившее столетие.
Для развития у молодежи постоянной потребности в самообразовании, в работе над собой «на опережение», необходимо формировать такое качество как мотивация. Очевидно, что это качество должно стать главным образовательным приобретением, навыком человека будущего. Именно устойчивая мотивация к самообразованию, а точнее, ее отсутствие, является главным препятствием для обучения взрослых людей.
Отсюда и потребность в формировании у школьников способностей, позволяющих работать с собственным сознанием. Для обеспечения развития этого личностного качества требуются специальные учебные  программы, направленные на работу ребенка со своим внутренним «Я»: понимание своих индивидуальных задатков, способностей, склонностей, интересов. Пока аналогов этим программам нет ни в сфере общего, ни в сфере дополнительного образования.
Современное общество особо нуждается в лидерах, в людях, способных принимать решение и нести за него ответственность. Вместе с тем на сегодняшний день в системе образования не получили широкого распространения тренинги, направленные на формирование и развитие воли, способностей работы с собственным самосознанием и т.д. Не используются в практике традиционного образования курсы, формирующие общие регулятивные умения и навыки: умение провести анализ, поставить цель, найти идею для ее воплощения и пр.
Становление общего технологического уклада, экономики основанной на знаниях требуют кардинального пересмотра содержания образования.  
Образовательные курсы, в том числе и базовые должны быть построены на продукто - ориентированных технологиях обучения, что предполагает закрепление специальных умений и навыков на практических задачах и примерах из реальной жизни. Отсюда и необходимость в новых, построенных на иных дидактических принципах учебно-методических комплексах, учитывающих особенности профессий будущего, а не формирующих представления о профессиях, уходящих в прошлое.
Еще одной важной тенденцией, представляющей собой ответ на динамический вызов, является построение непрерывного образования человека, образования  через всю жизнь. Речь идет не о классическом, академическом образовании, а об овладении человеком блоками новой, возникающей в процессе развития общества информации, без которой невозможна успешная профессиональная деятельность: исследование и проектирование бизнеса, менеджмент, логистика и т.п.
Кризис традиционной модели детства, обозначенный в Стратегии 2020, требует от системы образования новых форм и способов взаимодействия с семьей.  Семьи, в которых недостаточно возможностей для культурного и социального развития детей, нуждаются в индивидуальном сопровождении, а семьи активные и компетентные могут быть привлечены к  управлению школой вплоть до их прямого участия в обновлении образовательного процесса.
Второй важной тенденцией, о которой идет речь  в Стратегии 2020, является восстановление корпуса всеобщих культурных традиций образования. В условиях децентрализации содержания образования необходимо установить некоторый инвариант содержания образования, который создает  единую базу для общего взаимного  понимания, некоторое единое общекультурное «понятийное поле».  В ряде стран даже развернуты специальные проекты определения «культурной грамотности» под лозунгами того, «что должен знать каждый». На этом фоне трудности с разработкой и обсуждением федеральных образовательных стандартов свидетельствуют о серьезном отставании отечественной педагогической науки и экспериментальной практики.
Образовательные технологии
Всеобщей тенденцией, являющейся таковой не только для системы образования, стало стремительное проникновение медийной сферы во все направления жизнедеятельности человека. Медийные технологии уже  стали нормой для наших детей, но в школе до сих пор превалируют педагогические технологии прошлого века.
Новое время требует полной «перезагрузки»  в технологиях обучения и образования:
обучение с помощью игровых симуляторов, где ребенок в интерактивном режиме проводит опыты, решает задачи по экономике, путешествует и т.д.;
обучение через активные аудиовизуальные тесты, при котором возможно визуально увидеть последствия своей ошибки;
обучение в ходе просмотра массового кино, обучение через погружение в  мир видеоигр.
Компьютерные технологии должны создать условия и для дистанционного образования. Массовая школа прошлого века породила  явление массового учителя. Для нового времени необходимо строить образовательный процесс так, чтобы действительно талантливый педагог имел возможность общаться с  максимально большим количеством детей.
Нельзя ограничивать потенциал ребенка стенами школы. Новые учителя-звезды станут героями целого поколения, обойдя кассовых актеров по популярности и узнаваемости. Впервые за все время существования массового среднего образования источник знания станет вызывать уважение и желание подражать – психологически необходимый фундамент для любого обучения.
Контроль
Для того чтобы ребенок понимал успешно ли он продвигается в достижении своих целей и мотивировал себя к дальнейшим успехам,  нужна оценка его действий.  Традиционно в массовом образовании используется внешняя оценка, но эта оценка сегодня для ребенка носит формальный характер. Она не стимулирует его для постановки целей и их достижения. За него это делают взрослые.
Чтобы внешняя оценка реально стимулировала ребенка, необходимо кардинально поменять формы и методы работы по оцениванию достижений школьников. Основной идеей здесь должно стать обучение через локальное и глобальное соревнование. Соревновательные системы не только развивают волю, способствуют социализации детей, но и  формируют лидерские способности ребенка.
Кроме того, одной из ведущих тенденций в системе индивидуализации образования является возрастание роли самоконтроля. Это связано с тем, что в процессе построения индивидуальных образовательных траекторий развития ребенку необходимо самому уметь фиксировать свои приращения, изменения в образовательном и личностном плане. Поэтому особое значение придается формированию у школьников навыков самоконтроля, так как именно это качество характеризует образовательную деятельность как управляемый самим ребенком  процесс личностного развития.
Цели и задачи развития пермского образования на период до 2030 года
Чтобы создать условия для формирования описанной модели выпускника, пермскому образованию нужно постоянно находиться в состоянии инновационного развития. В рамках этого необходимо сосредоточиться на поддержке и внедрении тех инициатив, которые обеспечат решение перечисленных выше проблем, так как только в этом случае возможно получить выпускника, понимающего свои сильные и слабые стороны, определившегося в профессиональной сфере и готового ставить цели  и их достигать.
Генеральной целью пермского образования до 2030 года является обеспечение  выпускникам школ высокого уровня готовности к профессиональному самоопределению на основе  самостоятельного построения ими индивидуально-ориентированного образования.
Для достижения этой цели необходимы кардинальные изменения во всех сегментах образовательной системы города.
Содержание образования:
Первым и определяющим новообразованием должно стать обновление подходов к формированию содержания образования. Условно содержание, предлагаемое в рамках общего образования, можно разделить на 4 блока.
Первый блок связан с формированием навыков работы со своим сознанием: знание своих индивидуальных особенностей организма, индивидуальных психологических особенностей (характер, темперамент, волевые свойства и пр.), социально – психологических особенностей (ценностные установки, коммуникативных свойств личности, организаторский качества и т.д.). В рамках этого блока должны формироваться навыки работы со своим сознанием: самомотивация, саморазвитие, целеполагание, развитие волевых качеств и т.д.
В основе второго блока лежат предметные результаты, определяемые новыми ФГОСами. Они содержат требования к академическим знаниям, получаемым в процессе усвоения базовых положений отдельных учебных предметов.
Третий блок представляет собой использование специальных знаний и умений в практической деятельности. Учебно-методический комплекс должен быть переработан и носить практический, продукто -ориентированный характер, соответствовать современным требованиям общества и новой экономики.
Содержание  этого блока должно обеспечивать решение задачи формирования у обучающихся необходимых метапредметных компетенций, таких как регулятивные, познавательные, коммуникативные, а так же и специфических компетенций, связанных с определенной сферой жизнедеятельности человека. Последняя группа компетенций должна строится на освоенных школьниками в ходе изучения конкретного учебного предмета умениях, специфических для данной предметной области; видах деятельности по получению нового знания в рамках этого предмета,  преобразованию этого знания и применению его в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.
Четвертый блок связан с формированием и развитием профессионального самоопределения обучающихся и воспитанников. В рамках этого блока содержание образования должно строиться на  знаниях о своих индивидуальных особенностях, своих потребностях и склонностях в связи с формированием своих профильных и профессиональных предпочтений.  Сюда должна быть включена информация о мире профессий, в том числе о «вымирающих» профессиях и профессиях будущего. В рамках этого блока у детей должны формироваться умения и навыки осознанного выбора, изменения выбора, построения индивидуальных перспектив развития в профессиональном плане.
Соотношение объемов содержания по этим блокам может быть в следующей пропорции: 10:30:40:20.
Содержание образования может быть оформлено как в виде традиционных куров, так и в виде семинаров, вебинаров, конференций, видео-лекций, интерактивных игр и т.д.  
Образовательные курсы могут носить краткосрочный характер. Реестр их предложений должен регулярно обновляться (не реже 1 раза в год).
На основе указанных 4-х блоков обучающийся формирует личное содержание образования. С целью обеспечения его сбалансированности формирование индивидуально-ориентированного содержания осуществляется при участии тьютора (коучера).
Фиксация индивидуального образовательного маршрута осуществляется в 3-х стороннем соглашении между обучаемым, родителями, коучером.  В этом же соглашении фиксируются ожидаемые образовательные результаты.  
Организация образовательного процесса
        Рассмотрим особенности организации учебного процесса в рамках реализации новой Стратегии на различных управленческих уровнях.
Муниципальный уровень
На муниципальном уровне создается единый образовательный портал (виртуальная городская школа), основными модулями которого являются:
единый городской реестр образовательных курсов («меню» образовательных предложений), систематизированных по 4-м указанным выше содержательным блокам. Важно, что курсы в реестр могут предлагаться, как негосударственными поставщиками, так и муниципальными. Из набора курсов каждый потребитель или каждое образовательное учреждение может выбрать то предложение, которое его заинтересовало. Суть данного процесса в том, что происходит постепенное стирание границ между учреждениями. Ребенок свободно перемещается в городском образовательном пространстве;
автоматически на едином портале формируется единое (городское) расписание. У отдельного потребителя будет возможность, посмотрев расписание, включиться в работу группы, семинара и т.д.;
«движение» учащегося в городском образовательном пространстве будет осуществляться с помощью персональной электронной пластиковой карты. На карте будет «отражена» бюджетная квота на получение обучающимся образовательных услуг (базовых и дополнительных);
автоматически движение обучаемого по индивидуальному образовательному маршруту будет фиксироваться в личном кабинете. Доступ в этот кабинет будет у учащегося, его родителей, коучера, директора школы, за которой закреплен обучаемый.  
Уровень образовательного учреждения
Основной идеей новых подходов к организации учебно - воспитательной работы на институциональном уровне является полномасштабное внедрение сетевого образования, развитие различных видов неформального образования.
Суть этого процесса можно кратко изложить следующим образом. Семья выбирает образовательное учреждение, за которым закрепляется обучающийся. Существенно, что количество «закрепленных» за учреждением детей может значительно превысить проектную емкость здания школы.
Школа становится офисом для коучеров (тьюторов). За каждым обучаемым закрепляется тьютор. У одного тьютора может быть от 10 до 15 обучаемых.
Тьютор совместно с семьей обучаемого с учетом его склонностей, потребностей и интересов  конструирует траекторию личного образования из городского реестра образовательных предложений.
Если в одном учреждении возникает несколько запросов на определенный образовательный курс, то учреждение может заказать этот курс «на дом», то есть организовать изучение его в стенах школы.
Если запросов немного, то учащийся может посетить этот курс в том, месте и в то время, когда это представляется наиболее для него удобным.
Если образовательному учреждению недостаточно помещений для предоставления услуг базового уровня, оно может использовать иные помещения на условиях аренды, безвозмездного использования и т.д.
Таким образом, школа «раздвигает свои границы»: работает не только на прикрепленный контингент, но и принимает всех желающих из других микрорайонов и районов города.
Современное образовательное учреждение должно стать координатором между потребностями населения и возможными предложениями на рынке образовательных услуг. Союзником такой стратегии развития образования здесь может и должна стать семья, заинтересованная в развитии потенциала своего ребенка.
В этой связи в сфере дошкольного образования необходимо:
разработка и внедрение услуг психолого-педагогической направленности детям от 0 до 3 лет (с максимальным охватом всего населении, а не только контингента детского сада);
расширение спектра образовательных услуг  детям от 1,5 до 3 лет;
значительное увеличение числа краткосрочных курсов для определения сферы интересов детей;
частое обновление содержания курсов в зависимости от изменения развивающей среды;
использование информационных технологий в игровой форме: компьютеры, IPod, smart-доски;
увеличение числа курсов по развитию навыков конструирования и моделирования;
разработка и внедрение курсов с использованием современных игрушек и игр.
В системе общего и дополнительного образования необходимо:
расширение спектра образовательных услуг  детям от 7 до 17 лет;
разработка  и внедрение услуг различной направленности для взрослых: ИЗО - студии, дизайн –студии, обучение иностранным языкам, услуги спортивной направленности, услуги для совместного посещения мамы и ребенка, бабушки и ребенка и т.д.;
развитие инфраструктуры социализации и досуга детей и подростков по месту жительства (клубы, детские и спортивные площадки); использование существующих и создание новых  социокультурных сред для социализации и развития детей и подростков (эксплораториумы, музеи науки и техники, игровые центры).
Система пермского образования показывает стабильно высокие результаты обученности школьников по результатам ЕГЭ, по участию детей в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах. Однако зачастую применить эти знания в реальной жизненной ситуации дети не могут. В этой связи необходимо обновление образования, направленное на повышение уровня функциональной грамотности пермских школьников, формирование технологических компетенций.
Учитывая внедрение в образовательный процесс новых ФГОСов, необходимо особое внимание уделить инвариантной части учебного плана, которая обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения.
        Предполагается, что обязательный (инвариантный)  компонент  учебного  плана будет состоять  из перечня предметных областей. В каждой  предметной области указывается набор  учебных курсов, интегративных и узко-научных   образовательных  модулей. Внутри  каждого  учебного курса, модуля указывается количество часов аудиторной  и внеаудиторной нагрузки. В этом разделе также должны быть указаны обязательные внеурочные индивидуальные и групповые  занятия, а также часы тьюторского сопровождение самостоятельной  работы учащихся.
Важность инвариантного раздела учебного плана связана с тем, что она составляет большую часть учебного плана, от 80% для начальной школы, до 60% в старшей школе. Отсюда и ответственность образовательного учреждения, которое самостоятельно прописывает, как будет реализовываться инвариантные дисциплины в школе. При работе с обязательной частью необходимо учитывать следующие моменты:
учебные дисциплины, имеющие в своем содержании потенциал для реального исследования или эксперимента, такие как биология, химия, физика, география, технология должны приобрести ярко выраженный практико-ориентированный характер;
для реализации  практической направленности образовательной программы учреждения необходимо разрабатывать и внедрять в вариативную часть продукто-ориентированые курсы, такие как технология создания бизнес-проекта,   разработка и реализация проектных идей, моделирование и конструирование реальных объектов окружающего мира и т.д.
для обеспечения обязательной в учебном плане проектной деятельности школьников, необходимо  регулярное (не реже одного раза в квартал) проведение конкурсов проектов совместно с профессиональными сообществами, промышленными предприятиями города;
система  дополнительного образования должна стать партнером для школ по реализации ФГОСов в части внеурочной деятельности. Для этого  в максимально сжатые сроки должно увеличиться количество  курсов  технического и прикладного творчества и соответственно количество детей в них (к 1 сентября 2013 года – 30% от количества посещающих художественно-эстетическое направление; к 1 сентября 2014 года – 60%; к 1 сентября 2015 года – 100%).
Для обеспечения новых управленческих механизмов на муниципальном уровне необходимо расширять виды образовательных услуг в уникальных школах. При этом опора должна осуществляться на профессиональные сообщества.
Принципы, заложенные в основу Стратегии 2030
Стратегия опирается  на следующие принципы:
Принцип децентрализа́ции – реализуется  в результате передачи части власти, полномочий и ответственности, а также права принятия решения в пределах своей компетенции на более низкие уровни управления. В результате децентрализации происходит «рассредоточение» власти. Децентрализация способствует структурной гибкости и развитию адаптивных возможностей системы управления.
Принцип опережающего развития образования - мобильная переориентация системы образования на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся социально - экономических условиях, умеющего оперативно отвечать на запросы общества и рынка труда.
Принцип соответствия современным трендам - разработка и реализация уже в настоящее время проектов, учитывающих современные тенденции развития России и основные вызовы общества к образованию, направленных на обеспечение устойчивого состояния системы  образования.
Принцип программно-целевого  управления реализацией инновационных направлений развития системы образования - направленность на получение конкретного результата, концентрация необходимых ресурсов и координация работ на актуальных проектах.
Принцип открытости - информация связанная с развитием образования, основными инновационными проектами, реализующимися в отрасли, должна быть доступна обществу; все решения по оценке результатов программ, проектов, эффективности их внедрения проводятся с участием общественности.
Принцип автономности – гарантия автономии ОУ, академические права и свободы, информационная открытость и их публичная отчетность.
Принцип партнерства – государственно-частное и социальное партнерство, консолидация потенциала и возможностей всех участников образовательной деятельности.
Принцип системности – системный подход к разработке форм и методов образовательной деятельности и технологий с учетом интересов всех участников образовательной деятельности.
10.Исследовательская и инновационная деятельность в системе образования
Научно-исследовательская деятельность и ее результаты являются одним из источников зарождения инновационных проектов, наряду с инициативными работами педагогов-практиков и других участников образовательной деятельности.
Инновационная деятельность
В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:
новых методов и приемов преподавания и обучения - педагогических инноваций, 
новых экономических механизмов в сфере образования - экономических инноваций, 
новых организационных структур и институциональных форм в области образования -организационных инноваций,новых инновационных продуктов в сфере образования – продуктовые инновации.
В основу менеджмента инноваций в области развития образования в городе Перми заложены следующие положения:
решение проблем развития системы образования с учетом международных тенденций развития системы образования;
обеспечение системности в менеджменте образования на всех уровнях;
развитие рынка образовательных продуктов и услуг; 
пересмотр роли и порядка взаимодействия с различными участниками и партнерами образовательного процесса и в первую очередь с семьей и предприятиями-работодателями;
пересмотр роли учебных заведений и самих обучающихся в организации процесса образования.
Выявление и поддержка инноваций происходит в соответствии с основными этапами инновационного процесса. Образовательные инновации проходят следующие этапы - действия:
сбор информации и анализ ситуации с выявлением имеющихся проблем;
определение потребности в изменениях;
предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
принятие решения о внедрении (освоении);
собственно само внедрение, включая пробное  использование новшества;
институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.
В основе современного образования должны лежать педагогические инновации, современные компьютерные и телекоммуникационные технологии.  Важной особенностью менеджмента современного образования является то, что применение этих технологий сопровождаетсярадикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда педагогов и обучающихся.
Экспертно-аналитическая деятельность
В процессе реализации Стратегии 2030  предполагается разработка и внедрение комплекса мероприятий по методическому и экспертно-аналитическому сопровождению: исследования, экспертизы, аудит. Эти меры позволят обеспечить обоснованность реализации Стратегии, а также получить объективную информацию о результатах и эффектах ее внедрения.
Эти исследования будут включать регулярный сравнительный анализ результатов работы системы образования  города и  конкурирующих городов РФ, анализ кадрового состава системы образования города, анализ образовательных учреждений-лидеров и учреждений с неудовлетворительным качеством работы.
11.Механизмы реализации Стратегии 2030
Механизмы реализации Стратегии основаны на использовании проектно-программного метода выполнения работ с управлением по результатам, в соответствии с приоритетами социально-экономического развития города.
Данная Стратегия  реализуется через разработку и внедрение ведомственной целевой программы (далее ВЦП), включающую в себя методическую, научную и ресурсную поддержку частных моделей по каждому приоритетному направлению развития системы образования города.
ВЦП  включает в себя соответствующие концепции и планы мероприятий каждой модели.
Среди основных моделей можно выделить следующие :
Муниципальная модель профильного обучения, которая должна обеспечить интеграцию потенциала педагогики, психологии, социологии и статистики для формирования политики и технологии развития навыков профессионального самоопределения учащихся в старшей школе.
        Внедрение этой модели должно создать условия для формирования навыков принятия молодежью обоснованных решений при выборе дальнейшего пути, формирование траектории их карьерного роста, предусматривающей баланс профессиональных интересов человека, его психофизиологических особенностей и потребностей рынка труда.
        Муниципальная модель профильного обучения лежит в основе городской  системы профессиональной ориентации и должна стать частью сопряженных систем: непрерывного образования, молодежной политики и эффективной трудовой занятости населения.
Муниципальная модель основной школы имеет название  «Основная школа – пространство выбора» и является актуальным приоритетным направлением модернизации основной ступени образования в соответствии с новыми ФГОСами. Создание пространства выбора на основной ступени общего образования является в настоящий момент ключевым условием для модернизации всех остальных компонентов образовательной деятельности на основной ступени образования.
Главный аспект муниципальной модели основной школы – это включение в образовательную деятельность субъектности подростка. Все педагогические изменения без этой субъектности не приведут к решению образовательных проблем на второй ступени обучения и к реализации новых стандартов образования.
Существенным отличием пермской модели основной школы от подобных моделей, программ, проектов  других регионов является понимание того, что создание пространства выбора требует преобразования школы в открытую социально-образовательную систему. Метапредметная, социально-профессиональная составляющие пространства выбора не могут быть построены только школой как автономной образовательной системой, они требуют включения в образовательный процесс социальных партнеров – от образовательных учреждений до предприятий и организаций различной направленности.
Поэтому, работа над построением системы социальных практик и профессиональных проб является одним из главных элементов модели основной школы.
Муниципальная модель дошкольного образования  нацелена на обеспечение доступности дошкольного образования и удовлетворения потребностей различных слоев и групп населения в образовательных услугах для детей от 0 до 7-ми лет. В модели прописаны особенности организации дошкольного образования по трем группам: раннее образование для детей до трех лет, основное дошкольное образование с трех до шести лет и предшкольное  образование.
Образование для каждой из этих групп выражено в разных формах и с различным наполнением. Особое внимание уделяется формированию спектра услуг для детей раннего и основного дошкольного  возраста, с учетом их  возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья, потребностей семьи и общества в целом,  задающие широкое поле выбора возможностей в детских организациях и учреждениях, независимо от их формы  собственности.
Особое внимание уделено содержанию и педагогическим технологиям дошкольного образования, что связано с необходимостью кардинального обновления образовательных программ учреждений дошкольного образования.
Учитывая тот факт, что в условиях подушевого финансирования и переходу в автономных режим функционирования, образовательному учреждению предоставляется большая самостоятельность, главным механизмом повышения качества дошкольного образования будет конкуренция как между муниципальными и немуниципальными поставщиками услуг дошкольного образования, так и внутри муниципальной сети.
Муниципальная модель дополнительного образования детей нацелена на создание условий для  устойчивого развития сферы услуг дополнительного образования, обеспечивающих рост их качества и увеличение спектра программ различной направленности. Элементы модели в комплексе призваны  обеспечить разнообразие ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения, формирования у него ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения. 
        Основными направлениями реализации модели являются направления по формированию условий модернизации структуры и содержания программ дополнительного образования, а также обеспечение организационно-управленческих условий развития образовательных услуг разной направленности.
Ниже перечислены наиболее актуальные и перспективные направления развития системы дополнительного образования детей:
развитие механизмов социального партнерства, сетевых моделей на основе взаимодействия общего, дополнительного образования, организаций других ведомств, бизнес-сообществами, общественными организациями и т.д.;
рассмотрение нового ФГОС общего образования не только как стандарта для школы, а как стандарта школьного периода обучения ребенка, в связи с этим, осуществлять развитие механизмов формирования заказа школ на реализацию программ внеурочной деятельности средствами дополнительного образования детей, ориентированных на получение предметных, метапредметных и личностных и результатов;
разработка и реализация способов и форм построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования;
создание сервисов открытого образования, в том числе, в сети Интернет, программах дистанционного обучения детей, сетевых проектных сообществ и др.;
создание и распространение учебно-методических комплексов, способствующих формированию навыков профессионального самоопределения детей через усиление практико – ориентированных, научно-технических и других прикладных направлений развития, воспитания  и образования детей;
создание системы повышения педагогического мастерства педагогов сферы дополнительного образования, развитие новых позиций педагога (тьютора, модератора, фасилитатора и др.), предоставление возможности обмена опытом по использованию различных форм интеграции в системе образования и межведомственном пространстве, создание условий для овладения педагогическими работниками субъектно-ориентированными и коммуникативными технологиями, развития их социальной активности, методической мобильности и др..
Новые подходы к организации процесса школьного исторического образования.
В структуре школьного исторического образования по-прежнему существует два варианта организации учебного процесса: линейный и концентрический.
1. Линейная структура школьного исторического образования существовала в советской школе с 1934 по 1959 гг. и в 1965 – 1993 гг.Она предполагала однократное изучение курсов отечественной и зарубежной истории. Эта система и сегодня имеет своих приверженцев, потому что содержит неоспоримые достоинства, подтвержденные практикой: а) такая структура позволяет последовательно раскрывать основные ступени развития общества от древности до современности;б) линейный принцип изучения истории помогает школьникам понять причинно-следственные связи и закономерности движения общества, сопоставить отдельные этапы истории народов;в) в процессе изучения истории перед школьниками открывается широкая панорама прошлого с участием выдающихся личностей и сложными общественными явлениями;г) подобная структура сводит к минимуму опасность дублирования отдельных тем и вопросов. Основным недостатком линейной структуры в конце 80-ых годов XX века считалось построение курсов отечественной и всеобщей истории исключительно по формационному принципу, когда история стран и народов превращалась в историю государств и классовой борьбы.
2. В 1993 году по решению Министерства образования Российской Федерации о переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования (Письмо МОРФ от 11.05.1993 г.) в школьное образование внедряется концентрическая система обучения. Основной причиной перехода на новую структуру в 1993 г. стал закон Российской Федерации “Об образовании”, согласно которому вводится обязательное основное (девятилетнее) образование. В течение трех последних лет выработан следующий вариант концентрической структуры школьного исторического образования:
1-й концентр – основная школа – V – IХ классы.
2-й концентр – полная средняя школа – X – XI классы.
По мнению авторов, в начальной школе должны быть введены пропедевтические курсы истории. Их цель – освоение школьниками предварительных сведений о человеке и обществе, об истории своей Родины – России, истории России и мира.
В основной школе (V – IX классы) историческое образование должно предусматривать систематическое изучение отечественной и всеобщей истории с древности до наших дней.
В основной школе приоритет отдается изучению отечественной истории как фактору формирования национального самосознания, гражданской ответственности. Всеобщую историю целесообразно рассматривать крупными блоками, в более сжатой форме. При этом опытные педагоги – практически достигают целостности рассмотрения России и мира в едином контексте.
В средней школе (X – XI классы) приоритет должен быть отдан проблемным, обобщающим курсам сравнительно-цивилизационного характера, а также профильно-ориентированным курсам.
К преимуществам концентрического подхода ведущие российские ученые и методисты относят: а) превращение исторического образования в непрерывный, последовательно усложняющийся процесс на всем протяжении школьного обучения (начальная школа – основная школа – полная школа);б) создание единого интегративного курса “Россия и мир”;в) возможность в старших классах вернуться к событиям ранней истории и рассмотреть их на более высоком проблемно-теоретическом уровне;г) возможность во втором концентре систематизировать и обобщить весь исторический материал на основе формационного, цивилизационного и культурологического подходов;д) введение профильного и модульного обучения во втором концентре, ориентированного на интересы и профессиональную ориентацию учащихся X – XI классов.
Особое значение имеет применение учителем на уроках истории деятельностного подхода, составляющего основу современного преподавания. Этот подход предусматривает активную разностороннюю работу учащихся на занятиях: выполнение творческих заданий, организацию поисковой историко-краеведческой деятельности, собирание документов современной истории, в том числе истории семьи, школы, родного города, села, региона. В ходе такой работы у школьников развиваются качества познавательной активности, самостоятельности, ответственности. Существенным результатом является личностное осмысление учениками истории России в новейшую эпоху, восприятие истории своего края и живущих в нем людей как составной части Отечественной истории. Модернизация школьного исторического образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности.
НОЦ школа №2 Чернушка. Проекты: школы без преступников, школа одаренных детей Буратино, бально-рейтинговая система оценивания.