конспект урока по окружающему миру Превращение и круговорот воды

Тема урока "Превращения и круговорот воды" 3 класс


Цели:

– сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе;
– увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое)
– развивать память, мышление, воображение.

Оборудование:
Презентация в слайдах “Превращения и круговорот воды в природе”

Ход урока

1. Организационный момент

– Сообщение темы и целей урока.

2. Проверка домашнего задания

– Какова роль воды в жизни человека?

– Какие свойства воды вы знаете?

– Как можно очистить загрязненную воду?

– Расскажите о составе воды.

Пока учитель работает с классом, трое учеников выполняют индивидуальные задания.

Задание 1.

Прочтите предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова

Водапри нагревании и.при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, поэтому вода хороший. . Воду можно очистить с помощью.

Задание 2.

Вода – растворитель. Как проявляется это свойство в природе?

Приведите примеры. Ответ напишите.

Задание 3.

Какие свойства имеют воздух и вода?

Выберите из таблицы эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами: Свойства Ответы
без цвета
не имеет запаха
расширяется при нагревании
сжимается при охлаждении
растворитель
плохо проводит тепло
прозрачность
текучесть воздух
вода


3. Сообщение темы и целей урока

– Назовите свойства воды.

– Сегодня на уроке продолжим изучать свойства воды. Тема нашего урока “Превращения и круговорот воды в природе”.

4. Три состояния воды – беседа

– Отгадайте загадку Приложение

Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)

– Как вы это понимаете?

Вода в природе существует в трех состояниях – жидком, твердом, газообразном.

– От чего зависит различное состояние воды?
– Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии?

(Один заранее подготовленный ученик делает сообщение об айсбергах)

– При какой температуре переходит вода из жидкого состояния в твердое?

– Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

Работа по учебнику стр. 53–54

На экране появляется схема:
– А что такое туман?

(Заранее подготовленный ученик делает сообщение)

5. Круговорот воды в природе – практическая работа

– Давайте проведем следующий опыт:

будем нагревать воду, над которой закреплен холодный предмет, например, тарелка со льдом. Вскоре нижняя сторона тарелки станет влажной, мы увидим на ней капли, которые начнут падать вниз.

– Как же объяснить то, что мы наблюдаем? (круговорот)

Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей и т.д. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки – они образуют облака. Воздушные течения несут облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в осадок в виде дождя или снега. Судьба капель различна. Одни попадают в реки. Это явление называется круговорот воды в природе.

– Я предлагаю с помощью Капитошки узнать, как вода из одного состояния переходит в другое. Капитошка расскажет нам о своих путешествиях. Учитель от имени Капитошки читает и демонстрирует слайды.

“Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестра и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх. Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня все дальше и дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать своих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как – то согреться. Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще побываю и что нового увижу. И приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова”.

6. Итог урока

– Какой процесс описывает Капитоша?

– Воспроизведите путешествие Капли-Капитошки.

– О каких свойствах воды вы узнали?

7. Домашнее задание. № 1 учебник стр. 56 прочитать.
15