Инновационные технологии обучения как средство повышения качества образования на уроках информатики в системе профессионального образования


Инновационные технологии обучения как средство повышения качества образования на уроках информатики в системе профессионального образования
Шандригоз Н.Н.
первая квалификационная категория преподавателя информатики, заместитель директора по учебно-производственной работе, преподаватель информатики и ИКТ ГОУ СПО «Тираспольский техникум информатики и права» Приднестровская Молдавская Республика, г. Тирасполь
Для всех очевидно, что современное образование находится на стадии динамического обновления. Происходит перестройка целей, содержания, форм, методов, средств и всей организации образовательного процесса в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов нового поколения. В связи с этим инновационные образовательные технологии приобрели особый статус и рассматриваются как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающимся, оптимизации учебного времени. На новую ступень развития, когда педагог идет рядом со студентом, а не ведет его, перешли и мы, преподаватели информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Рассмотрим доминантные, но не единственные технологии, выбранные мною, и проанализируем возможность их использования в образовательном процессе для повышения качества образования.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество [3]. Опыт показывает, что применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации студентов, насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности студентов и содействовать развитию коммуникативных навыков работы с информацией.
На практике как «проникающая» ИК-технология используется мною при изучении нового материала (источник учебной информации), как тренажер в процессе формирования умений и навыков студентов, для решения отдельных дидактических задач (информационно-демонстрационные и моделирующие программы, учебные среды, цифровые образовательные ресурсы, электронные учебники, интерактивные плакаты, компьютерные тренажеры). При обучении и управлении учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, ИКТ успешно реализуется как монотехнология c использованием свободно-распространяемого программного обеспечения (MyTestX, Indigo, Hot Potatoes).
Традиционное содержание образования, базирующееся на фактических знаниях и простых алгоритмах решения учебных задач, входит в противоречие с требованиями времени, предполагающими формирование общих и профессиональных компетенций, освоение способов взаимодействия с миром и построение системы ценностей. Это противоречие обусловливает важнейшую научно-педагогическую проблему – построение образовательных технологий деятельностно-ценностной парадигмы. Теоретическим решением этой проблемы является инновационная технология обучения на основе использования ресурсов глобальной информационной сети (ТОГИС), специфика которой подробно описана доктором педагогических наук, профессором В.В.Гузеевым в авторских книгах и научных статьях. Особенностью данной технологии является направленность на коллективное решение учебной задачи, коллективную мыследеятельность, вырабатывающую систему ценностей, что обостряет еще и коммуникативный компонент в решении задачи.
Информатика как учебная дисциплина позволяет наиболее успешно реализовать технологию ТОГИС. В отличие от прочих дисциплин, глобальные информационные сети являются для информатики и средством обучения, и предметом изучения. Раздел «Коммуникационные технологии» в информатике полностью покрывается данной технологией и может не рассматриваться как отдельный в учебной программе.
Интегрируется с технологией ТОГИС большая и интересная тема «Информационные технологии». Современным ресурсом организации образовательного процесса, эффективным инструментом для построения индивидуальной траектории обучения являются «облачные технологии», в частности, возможности сервиса Google Docs [2]. Программное обеспечение Google Презентация, например, позволяет на занятиях по созданию мультимедийной презентации создавать коллективный продукт по определенной теме, где каждый студент оформляет индивидуальный слайд, отвечая на конкретный вопрос (находит ответ в литературных источниках или интернете). При этом используются примеры презентаций Стива Джобса, который по праву всегда считался самым лучшим презентатором. Кроме этого студенты знакомятся с веб-ресурсом Prezi.com, с помощью которого можно создавать интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой. Созданный интеллектуальный или материальный продукт публично защищается, сравнивается с культурным образцом, проводится рефлексия проведенной деятельности на завершающем этапе в виде сопоставления результата работы с достижениями общественного развития.
Применение облачных сервисов является неотъемлемой составляющей современного дистанционного образования и способствует динамичному переходу к инновациям по внедрению виртуальных дистанционных образовательных технологий (веб 2.0, 3.0) как новых форм сетевых образовательных сред, создавая возможности для персонального обучения дисциплине и организации самостоятельной внеаудиторной работы.
Полным набором инструментов для повышения качества образования, интеллектуального развития обучаемых на уроках информатики обладает когнитивная образовательная технология, которая основана на модульном представлении учебной информации [1]. Блоки входного мониторинга, уроки по изучению декларативной информации (понятия, определения, глоссарий, тезаурус) и процедурной информации (алгоритмы, способы, методы, практикумы) образуют модуль. Занятия проектируются таким образом, чтобы каждый студент мог многократно логически перерабатывать изучаемый материал вплоть до полного его усвоения. Таким образом у обучающихся формируются упорядоченные когнитивные схемы, соответствующие воспринимаемой информации.
С использованием когнитивной образовательной технологии мною проводятся учебные занятия по теме «Информация и информационные процессы», которые являются разновидностью занятий изучения процедурной информации с элементами декларативной информации. Теоретический блок содержит декларативную информацию с использованием метода интеллект-карт и фреймовой технологии, разработанную с помощью открытого программного обеспечения XMind. Процессуальный блок проектируется на формирование умений применять декларативную информацию по решению вычислительных задач на алфавитный и содержательный подходы к измерению информации. Для учёта индивидуальных когнитивных особенностей студентов задания входной диагностики оформлены в нескольких вариантах различного уровня сложности. В тестовых заданиях используются диагностические методики в форме заданий с выбором ответа (множественный выбор, альтернативный выбор), со свободным вводом ответа, на восстановление последовательности слов в определении понятия, по аналогии, исключение лишнего понятия, на установление соответствия, на знание видов связей между понятиями и умение их обнаруживать (круги «Эйлера»). Содержание занятий разрабатывается таким образом, чтобы каждый из студентов был активно задействован в учебном процессе.
Когнитивные технологии способствуют развитию широкого кругозора студентов. Обучаемые самостоятельно стремятся к поиску истины, критически воспринимают противоречивые идеи, способны к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новой информации. Знания и возможности, полученные при таком подходе, способствуют развитию высокого уровня интеллекта, развитию творческого потенциала, накоплению практического опыта, формированию необходимого в новых образовательных условиях методического мышления.
Ведущим механизмом в формировании современного специалиста нового уровня считаются воспитательные технологии, в которых заложена возможность и целесообразность решения задач воспитания, развития и социализации. Одним из эффективных средств воспитания будущего профессионала являются уже ставшие традиционными конкурсы профессионального мастерства, например, «Лучший по профессии» в номинации «Мой компьютерный мир» по секциям «Техническое обслуживание узлов персонального компьютера», «Офисные технологии». Наряду с этим воспитательные технологии реализуются путем вовлечения студентов в интернет-олимпиады, блиц-турниры, фотоконкурсы, студенческие конференции и форумы, информационные проекты.
В ходе проведения таких мероприятий у студентов активизируется созидательная деятельность, прививаются навыки аналитического осмысливания жизненных ситуаций, на основе которых они делают самостоятельные правильные выводы, появляется заметный интерес к выбранной профессии и, как следствие этого, повышается успеваемость. Вдумчивая работа помогает студентам при формировании своей профессиональной карьеры.
Подводя итог, следует отметить, что современному образованию нужен современный подход. Преподаватель должен идти в ногу со временем, а гдето и опережать его, использовать в своей работе инновации, в совершенстве владеть современными педагогическими технологиями, которые являются своеобразным полигоном для успешной реализации государственных образовательных стандартов третьего поколения, совершенствования качества и методов учебно-воспитательного процесса, формирования общих и профессиональных компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования.
Библиографический список
Бершадский М.Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика применения. М.: Сентябрь, 2011.
Галеева Н. Л., Заславская О. Ю. Информационные и телекоммуникационные технологии как ресурс управленческой деятельности учителя. // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». – М.: РУДН, 2010, № 4. – С.85-90.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.