Деятельность педагога по осуществлению комплекса учебно-воспитательных мероприятий в условиях детского дома


Деятельность педагога по осуществлению комплекса учебно-воспитательных мероприятий в условиях детского дома
Детские дома являются основной формой воспитания детей и обеспечивают благоприятные условия для позитивной социализации детей-сирот, поэтому деятельность педагогов нашего дома направлена на решение одной из основных задач – создание благоприятных условий, приближенных к домашним,
способствующих разностороннему воспитанию и развитию воспитанников.
Преимуществом детских домов является твердый режим дня, постоянный и
целесообразный педагогический контроль, наличие возможностей дляпрактического соединения воспитания и обучения с трудовой деятельностью, для всемерного расширения кругозора воспитанников и их умственного развития.
Наши дети учатся общению, умению жить в незнакомой обстановке,
воспитанники учатся самостоятельно находиться вне детского дома. Учение – ведущий вид деятельности. Без активного учения невозможно овладеть другими видами человеческой деятельности – производительным трудом, художественным творчеством, спортом. Учебная деятельность зависит от взглядов воспитанников на роль учебы в их жизни, от уровня развития мотивации.
Развитие мотивационной сферы – сложный и длительный процесс.Задача воспитателя – воспитывать, развивать ребенка, стимулировать его, создавать своеобразные «ситуации успеха».
Учебно-воспитательный процесс выстроен согласно программе и плану
учебно-воспитательной работы детского дома. В этом плане отражены все направления деятельности педагога, в том числе и учебная деятельность.Особое внимание в организации учебной деятельности в детском доме уделяется повышению уровня выполнения домашнего задания,
Ведущие направления работы воспитателя по организации учебной
деятельности:
1. Регулярная проверка дневников. Постоянно контролировать успеваемость,
своевременно и эффективно реагировать на замечания из школы.
2. Проведение цикла бесед с целью формирования общественных навыков и помощи воспитанникам в овладении знаниями.
3. Ведение работы по повышению учебной мотивации учащихся, адекватного их отношения к школе, создание в группе микроклимата борьбы за качество,поощрение стремления к знаниям.
4. Включение в план работы мероприятий по развитию познавательных
интересов и познавательной активности. В перспективном планировании –
посещение школы, уроков, беседы с учителями.
5. Методически правильная организация самоподготовки с использованием
дополнительной литературы,
Воспитатели учат детей умению обращаться со словарем, энциклопедиями,
справочниками, работе с каталогами, оглавлением, работать с интернетом
Хорошие результаты зависят от рационального образа жизни, выполнения
режима дня.
Правильный режим дня обеспечивает максимальную эффективность умственной и физической работы, способствует разумному чередованию труда и отдыха, исключает вредные перегрузки. Рационально организованный порядок дня повышает работоспособность, сохраняет и укрепляет здоровье детей.Систематическая повторяемость режимных моментов изо дня в день вырабатывает у воспитанников определенные привычки и навыки, которые со временем становятся нормой их поведения.
- Умение организовать рабочее место.
- Умение планировать текущую работу.
- Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять
самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
- Сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказатьпомощь, принять помощь товарища и т.д.).
Воспитанникам детского дома требуется педагогическая поддержка, причем
не только в учебной деятельности, но и в самоутверждении в коллективе
сверстников, в реализации своих творческих способностей, в преодолении сугубо
личных проблем.
Основными задачами воспитателя в учебной деятельности являются:
- оказание всемерной помощи воспитанникам в овладении знаниями;
- создание в группе микроклимата борьбы за качество учебы;
- участие в развитии познавательных интересов и познавательной деятельности воспитанников группы.
Педагогический коллектив нашего детского дома осуществляет тесноевзаимодействие со школами (классными руководителями, учителями-предметниками). Воспитатели посещают школу, имеют постоянную информацию о результатах учебной деятельности в отдельности каждого ребенка.
Совместное обсуждение их и общение с учителем дает возможность
продолжать учебную работу в том же направлении, что и в школе. Единство
требований учителей и воспитателей, слаженная работа педагогов, отработанная
система помогают добиваться желаемых результатов. Уменьшаются пропуски
уроков без уважительной причины, успеваемость учащихся,воспитанников детского дома, сохраняется на уровне 100%, качество знаний повышается
В условиях детского дома роль родителей выполняют воспитатели, которые
контролируют и помогают учителям в обучении детей. Подавляющее большинство воспитанников – социальные сироты, категория детей, которые приходят в детский дом из семьи, где они не чувствовали переживание «мы». В новую социальную общность детского дома и школы они входят с трудом. Отсюда – проблемы и трудности, возникающие у детей различного возраста в связи с обучением в школе.
Дети детского дома чаще попадают в категорию так называемых «трудных».
Они учатся неравномерно, теряют интерес к учебе, у них снижена мотивация
учения. Так называемые «трудные» дети – это головная боль многих педагогов, не
знающих, что с ними делать. В самом деле, как быть с теми, кто слишком активен,
обделен родительским вниманием, страдает замедленным развитием и различными неврозами? И поэтому наш педагогический коллектив стремится организовать жизнь воспитанников так, чтобы, выйдя из детского дома, они чувствовали себя социально защищенными и психологически готовыми к взрослой жизни.
Дети по-разному реагируют на возникающие затруднения и проблемы. Как
правило, наши воспитанники ищут внешние причины собственных ошибок:
необъективность учителя, непосильные задания, необоснованная требовательность воспитателей, агрессивность воспитателей и т.д.Такая позиция чревата тем, что воспитанник может озлобиться, замкнуться, у него может сложиться представление о непреодолимости преград, неизбежности трудностей, и, как следствие, появиться неуверенность в себе и пассивность в разрешении возникающих проблем. Немногие дети ищут причины затруднений в себе, своих знаниях, чертах характера, манере поведения. В этом случае у таких учащихся проявляется стремление самому справиться с проблемами или обратиться за поддержкой к сверстникам, взрослым.
Цель самоподготовки – научить воспитанников самостоятельно работать.
Самостоятельность учащихся в учебной работе воспитывается постепенно, это
длительный и кропотливый процесс. От того, как будут складываться в 5-6 классах
навыки и приемы самостоятельной работы детей, в значительной степени зависит
успех их дальнейшей учебной деятельности в последующих классах. Воспитатели обращают серьезное внимание именно на формирование первоначальных навыков во время подготовки воспитанниками домашних заданий.
Чем лучше руководство педагога в процессе самостоятельной учебной работы учащихся, тем прочнее у них навыки такой работы, тем легче воспитаннику в старших классах работать самостоятельно без контроля и постоянной помощи воспитателя.
Одна из главных задач воспитателя при проведении самоподготовок воспитывать у детей сознательное отношение к выполнению заданий, учить
рациональному распределению времени на то или иное задание, своевременность.
Мы сталкиваемся с тем, что наших воспитанников надо терпеливо, настойчиво учить учиться. Во время самоподготовок обнаружился тот факт, что
некоторые дети не понимают, что надо делать, другие все делают небрежно; одни нуждаются в помощи в силу запущенности, другие просто не научены работать самостоятельно.
При организации самоподготовки необходим дифференцированный подход к различным группам воспитанников: т.е. одни воспитанники получают полную самостоятельность, другие приобретают свободу действий лишь после выполнения определенных заданий, третьи работают всё время под контролем воспитателя.
Есть опыт: для самоподготовки делить группу на несколько групп, старшими в них назначаются лучшие ученики, которые контролируют выполнение заданий. Такие дети обычно заканчивают приготовление уроков раньше, их проверяет воспитатель, после чего они приступают к проверке работы воспитанников своей группы.
Консультанты из числа учащихся играют немаловажную роль в рациональнойорганизации самоподготовки, работая под руководством воспитателя. Создание
групп с полной самостоятельностью является не только хорошим средством
повышения ответственности и развития инициативы у детей, но и позволяет
воспитателю осуществить индивидуальный поход к остальным воспитанникам.
Учебно-воспитательный процесс мы выстраиваем согласно программе и плану
учебно-воспитательной работы детского дома, в которых отражены все направления деятельности педагога, в том числе и учебная деятельность.
Налажена тесная связь с учителями-предметниками, классными руководителями, посещаются школы с целью владения информацией о результатах учебной деятельности каждого воспитанника в отдельности,
Воспитательная работа – это часть воспитательно-образовательного процесса, направленная на развитие духовно-нравственного, правового, патриотического, экологического, эстетического сознания детей-сирот, привитие культуры поведения.
Воспитательная работа охватывает весь педагогический процесс, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной среды  и окружающей действительности.
В основу системы воспитания положены принципы:
принцип гуманистического воспитания;
принцип личностно ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива детского дома, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека;
принцип здоровьесберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у воспитанников понимания того, что здоровый образ жизни – это норма;
принцип природосообразности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;
принцип деятельного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой;
принцип толерантности.
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.
принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального    окружения,  он активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений.
основные  направления воспитательной работы
Учебно - познавательная деятельность
Цель: Формирование положительной мотивации учебной деятельности у воспитанников детского дома. Формирование у воспитанников детского дома знаний, умений и навыков информационного обеспечения их учебной деятельности для успешной самореализации в условиях информационного общества.
Задачи:
-       целенаправленно и систематически развивать мыслительную операцию, память, внимание;
-       развивать у воспитанников навыки самостоятельной мыслительной деятельности;
-       коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
-       совершенствовать развитие речи на слух, пополнять словарный запас;
-       вырабатывать сознательное отношение к учёбе, как к основному труду учащихся;
-       прививать интерес к учению;
-       создать условия для развития любознательности, познавательного интереса у воспитанников;
-       организация учебной деятельности воспитанников для подготовки к  урокам в школе;
Основные направления работы  по учебно-познавательной деятельности:
постоянный контроль за успеваемостью;
тесная взаимосвязь со школой,  через посещение собраний и уроков, бесед с классными руководителями;
организация самоподготовки воспитанников в группе;
коррекция пробелов в знаниях воспитанников;
ориентирование воспитанников на повышение уровня обученности, с целью в дальнейшем получения престижного образования;
проведение викторин, олимпиад и других мероприятий.
Трудовое воспитание и профориентация
Цель :развитие системы навыков по уходу за собой, жилищем, овладение профессиональными умениями и ознакомление с миром профессий;
формирование и развитие у обучающихся качеств личности, способной успешно адаптироваться в современном обществе.
Задачи работы по трудовому воспитанию:
-       соблюдение личной гигиены;
-       организация личной жизни и индивидуальной деятельности, вырабатывание умений и навыков по их обеспечению;
-       воспитание у учащихся трудолюбия, любви к земле, к природе родного края;
-       формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилища, представлений о своём доме, его интерьере, умений пользоваться бытовыми приборами для уборки помещений и территории детского дома;
-       вырабатывание знаний умений и навыков, необходимых при проведении косметического ремонта помещений детского дома и оборудования на участке детского дома;
-       развитие трудовых навыков в процессе работы в столовой и других помещениях;
-       обучение воспитанников шитью, вязанию, мальчиков работе со слесарным столярным инструментом, ремонту мебели, садово-огородного инвентаря;
-       стимулирование детского труда через  их на работу по линии центра занятости населения;
-        подготовка к сознательному выбору профессии;
-       воспитание уважения к людям труда.
Основными направлениями работы являются:
работа по профориентации воспитанников;
труд по самообслуживанию;
хозяйственно-бытовой труд;
сельскохозяйственный труд;
технический труд.
Патриотическое и гражданское воспитание
Настоящий патриот должен быть здоров нравственно и физически, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Поэтому к задаче патриотического воспитания теснейшим образом примыкает воспитание здорового образа жизни.
Цель :формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности.
Задачи работы по патриотическому воспитанию:
-       формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
-       формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
-       формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
-       формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
-       вести постоянную работу по социализации воспитанников, готовить их к жизни в современной действительности.
Основными направлениями работы являются:
формирование духовно-нравственных качеств личности школьника;
воспитание общечеловеческих, национально-культурных, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;
воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;
формирование социально-активной позиции воспитанников;
оказание помощи воспитанникам в социальной адаптации (социализация), формирование у них коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;
усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Формирование здорового образа жизни
Цель работы по формированию здорового образа жизни:
охранить и укрепить физическое и психологическое  здоровье      воспитанников, укрепить основы  здорового образа жизни, успешно социализировать воспитанников в общество;
формирование у воспитанников стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.
Задачи работы по формированию здорового образа жизни:
-       создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
-       выявление  одарённых воспитанников, обладающих уникальными  физическими способностями, содействие их полному  раскрытию;
-       привлечение к соревнованиям и конкурсам не только здоровых детей, но и воспитанников с ослабленным здоровьем, физическими недостатками, обеспечивая при этом равные шансы на победу для всех участников;
-       воспитание негативного отношения к вредным привычкам, активная и широкая пропаганда здорового образа жизни;
-       установление тесной взаимосвязи с медицинскими учреждениями посёлка по вопросам профилактики заболеваний.
Основными направлениями работы являются:
вовлечение воспитанников в секции учреждений дополнительного образования района, в соответствии с их интересами,  наклонностями и способностями;
проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний  Дней здоровья в детском доме;
привлечение воспитанников к участию в спортивных праздниках в районе;
подготовку и проведение тематических воспитательских часов, бесед;
организацию экскурсий,  походов, прогулок;
организацию интересного и плодотворного досуга, в том числе в каникулярное время;
мониторинг состояния здоровья учащихся;
формирование системы знаний о здоровьесбережении.
Основы семейного воспитания в условиях детского дома.
Основные цели программы:
воспитание ребёнка, способного в будущем самостоятельно создать нормальную семью, обеспечить полноценную жизнь в ней, а также вырастить своих детей, чтобы они не повторили их судьбу (не пополнили детские дома- профилактика сиротства);
подготовка воспитанников к взрослой жизни, обучение умению ориентироваться в различных  жизненных ситуациях;
заместить не мать и отца, а их влияние, обеспечить полноценное детство, научить всему, что знают и умеют дети из благополучных семей.
Задачи работы по основам семейного воспитания в условиях детского дома:
-       расширять знания, формировать у воспитанников представления о семье и её функциях и значении в жизни каждого человека;
-       дать теоретические знания и сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства;
-       расширять теоретические знания и совершенствовать навыки детей в благоустройстве жилища;
-       дать понятие об экономике и бюджете семьи, воспитывать интерес и желание заниматься домашней экономикой, формировать разумные потребности;
-       расширять знания детей о влиянии окружающей природы на жизнь человека и дать им представление о значении родителей в умственном развитии детей через ознакомление с природой.
Основными направлениями работы являются:
мониторинг знаний воспитанников о семье и её функциях;
формирование и расширение знаний воспитанников о семье, её функциях, домашней экономике и бюджете через проведение воспитательских часов, практических занятий и др.
ознакомление с жизнью и бытом благополучной семьи, через определение детей в гостевые семьи на выходные и каникулярные дни.
Экологическое воспитание
Цель экологического образования состоит:
в развитии экологической культуры поведения воспитанников  в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
-       создание педагогических условий для адаптации школьников к окружающей среде на основе принципа гуманного мироотношения;
-       расширение и углубление знаний об окружающем мире и взаимодействии человека с природой.
Этика поведенияЦель:
воспитание человека ответственного за своё поведение и поступки;
Данная цель предполагает решение следующих задач:
-       формирование и развитие этических норм жизни, как регулятора поведения людей;
-       формирование качеств личности, составляющих культуру человека, его поведение;
-       формирование правовых норм жизни человека.
Основными направлениями работы являются:
проведение бесед, тренингов и других мероприятий по формированию норм поведения в семье, обществе;
воспитательские мероприятия по изучению  и закреплению правовых норм жизни.
Эстетическое воспитание
Осуществляется через работу творческих объединений воспитанников детского дома (кружки) проведение общедетдомовских  праздников и мероприятий, посещение кружков «Умелые руки», «ИЗО»  и другие в учреждениях дополнительного образования района