Урок по технологии на тему: Орнамент и виды орнаментов


6 класс
Дата
Тема: Орнамент и виды орнаментов
Цель:  Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся.
Формирование знаний учащихся о народном орнаменте.
Приобретение учащимися навыков построения орнаментальной композиции, умения выделить основные ритмические моменты и творчески представить их в самостоятельной работе.
Ход работы:
Орг.момент
Изучение нового материала
Орнамент имеет свою историю. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. В древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.
По-видимому, одним из первых орнамент украсил глиняный сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и, главное, “защищали” от проникновения через горловину злых духов.
Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.
В Украине так повелось, что с давних времён женщины любили очень вышивать и этим украшали одежду и жильё. Сложились традиции, что без вышитой вещи не было ни одного дома, а без вышитой одежды – ни одной девушки, женщины. Девушки с любовью вышивали  своим суженым платочки, которые дарили им как символ верности, на память о любимой. Традиция дарить подарки дошла и до наших дней. Поднимите руки те, кто любит принимать подарки от мамы или бабушки, или от друзей? Но я думаю, что вам ещё больше нравится дарить различные сувениры  своим родным и лучшим друзьям, особенно, когда они сделаны собственными руками.
    Скоро наступят долгожданные Новогодние праздники и лучшим подарком может стать именно вышитая вещь. Мы с вами закончили изучение ручных простых швов.
  Давайте вспомним их
- Шов тоненький, как пунктир
  Вышивала я на шёлке.
 Этот шов, как ручей с гор,
 И зовётся он – « …………» (« вперёд иголку»)
 
- Вышивать можно им
  Стебли цветов и растений
  И красивый он  такой,
  А зовётся – «……….» (« стебельчатый»)
 
- Для распиливания дров
  Часто их кладут на козлы
  Есть на козлы похожий шов
  Потому зовётся – «………..» («козлик»)
Ещё 100 лет назад, исследуя вышивку В. Стасов отмечал : « У народов древнего мира орнамент никогда не содержал ни одной лишней линии, каждая чёрточка имела тут своё определённое значение… Это – сложный язык, последовательная мелодия, которая имеет свою основную причину и предназначена не только для глаз, но и также для разуму и чувств».
   Сегодня на уроке эту мелодию мы постараемся услышать и понять, что же такое орнамент и его виды.
Виды орнаментов.
Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов
 Орнамент состоит из отдельных обычно повторяющихся мотивов.
Мотив ( растение, фигура, определенная комбинация линий ) – это отдельный элемент, без которого нет орнамента.
в зависимости от мотивов орнаменты делятся на такие виды:
·        геометрические – простые кружочки, треугльники, ромбы, зигзаги, линии, кресты;
·        растительные – цветы, листья, ветки;
·        зооморфные –  животные, птицы, рыбы;
·        антропоморфный – стилизованное (упрощённое) изображение силуэтов, людей;
·        предметный – изображение предметов быта, орудий труда, отдыха, атрибутика театрального искусства, музыкальных инструментов;
·        каллиграфический – образуется из отдельных букв или элементов текста;
·        пейзажный – реалистическое или стилизованное изображение мотивов природы, архитектурных памяток;
·        геральдический – это композиция с изображением гербов, орденов, медалей, эмблем, значков.
Практическая работа
«Создание композиции для вышивания изделия с использованием символов – мотивов»
для вышивания рушника;
для вышивания салфетки;
для вышивания воротника;
для вышивания сорочки;
для вышивания платья.