Знакомство с вышивкой. Народные вышивки, композиция, узор, орнамент, раппорт


№__________ Дата_________________________________________
Тема:  Знакомство с вышивкой. Народные вышивки, композиция, узор, орнамент, раппорт 
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Ознакомить учащихся с вышивкой.
Способствовать развитию творческого мышления.
Воспитывать вдумчивость, деловитость, самостоятельность.
Методы обучения:
Объяснительно – иллюстративный - объяснение, демонстрация.
Репродуктивный  - упражнения.
Оборудование и инструменты: иголка, нитки.
Межпредметные связи: история, черчение, рисование.
Ход урока:
1. Организационный момент
приветствие
проверка готовности к уроку
сообщение темы урока
2. Изложение нового материала
 Вышивка
Декоративно-прикладное искусство представляет собой результат творчества многих поколений умельцев. Оно зародилось в среде охотников и скотоводов. Народное творчество неразрывно связано с природой, которая дает материалы для строительства и оформления жилища, изготовления одежды, продукты
питания. Законы природы определяют темп человеческой жизни. Их проявления находят отражение в произведениях народного промысла.
Умение использовать естественные свойства материала передается мастерами из поколения в поколение. Технические, а также художественные приемы позволяют конструировать и украшать изделия изображениями реальной жизни и фантазией творца.
Таким образом, возникли традиционные для многих народов нашей страны виды художественных ремесел: вышивка, плетение кружев, вязание, художественное ткачество, ковроделие, роспись по дереву и тканям, резьба по кости и дереву и многие другие.
Произведения мастеров народных промыслов находят свое применение и по сей день. Они являются непременными составляющими нашего быта. Такие вещи способны оживить будничную жизнь людей, стать главными составляющими торжественных моментов жизни. Практически каждая такая вещь может стать прекрасным подарком к любому событию в жизни человека, его семьи.
В последнее время широкое распространение получил такой вид народного творчества как вышивка. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Узоры и цветовые решения обрабатывались и улучшались из поколения в поколение, создавались образы вышивок с характерными национальными чертами. Вышивки народов нашей страны отличаются своеобразием, богатством технических приемов, цветовым исполнением
В русской вышивке особое внимание уделяется геометрическому орнаменту, растениям и животным придаются геометрические формы.
Вшивание может быть плоскостным, орнаментальным и декоративным. Плоскостные изображения мотивов вышивки (не создают ощущение объема) легко связываются с поверхностью украшаемого изделия, они становятся частью узора. Декоративным изображением является плоскостное изображение мотивов растений, животных, птиц. Отличительной чертой орнаментального изображения является ритмическое чередование элементов или группы элементов соразмерность всех его частей.
Инструменты, приспособления и материалы
1. Иглы для вышивальных работ необходимо иметь набор игл для вышивания. Самые тонкие иглы №1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Иглы №2-5 применяются для вышивания на льняных тканях. Толстые иглы № 12 используются для работы на толстых тканях, для вышивания
ирисом, шерстяными или синтетическими нитками.
2. Ткань. Для вышивания подойдут однотонные хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и смешанные ткани.
З. Нитки. Лучшие нитки для вышивания – мулине. Эти нитки имеют стойкую окраску, блеск и необходимую прочность. Кроме того, в современной вышивке используются ирис, бумажный, шелковый и шерстяной гарус, шерстяные и синтетические нитки. Подбирая нитки дня вышивания, следует помнить, что они должны быть крепкими, равномерно окрашенными и устойчивыми к воде и свету.
4. Пяльцы пластмассовые или деревянные круглые с винтом, регулирующим натяжение ткани.
5. Ножницы: маленькие с загнутыми концами - для подрезания ниток и большие - для раскроя
6. Наперсток металлический или пластмассовый подбирается на средний палец правой руки (необходим для предохранения пальцев от уколов).
7. Сантиметровая лента для определения точного размера изделия, расположения основных линий упора и т.п.
8. Остро отточенный мягкий и твердый карандаши для перевода рисунка на ткань.
9. Копировальная бумага дня переноса рисунка на ткань желтого, красного или зеленого цвета.
10. Калька - лист прозрачной белой бумаги. Используется для перевода изображений, рисунков, орнаментов и т.п.
Рабочее место
Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным. Стол со всеми инструментами и приспособлениями должен стоять так, чтобы свет на работу падал с левой стороны или спереди.
Нитки можно хранить в полотняном мешочке или шкатулке, инструменты в специальной коробке, а листы кальки с узорами - в папке. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а инструменты - в левой.
Очень важно принять правильное положение при вышивании, т.к. неправильная посадка приведет к быстрой утомляемости, а впоследствии к сутулости, искривлению позвоночника и к близорукости. Во время работы груд не должна быть сжата, корпус немного наклонен вперед, ноги, если возможно, на небольшой подставке. Расстояние от глаз до работы составляет 25-З0 см. Стул должен стоять так, чтобы можно было опираться на его спинку.
Во время работы большое значение имеет правильная постановка рук вышивальщицы: левая рука держат пяльцы, а правая - выполняет вышивку. Очень удобно вышивать на пяльцах, которые можно прикрепить к поверхности стола специальным винтом. В этом случае в процессе вышивания участвуют обе руки. Левая рука располагается внизу, а правая - над пяльцами. Правая рука проводит иглу на изнаночную сторону вышивки острым ее концом, а левая, взяв иглу за острие, выводит ее на лицевую сторону тем же (острым) концом.
Нить затягивают правой рукой. Так следует вышивать на плотных тканях. Если вышивка выполняется на редких тканях или строчевой сетке, то иглу с изнаночной на лицевую сторону выводят тупым концом.Технология процесса вышивания
1. Выстирать ткань.
2. Подсушить в махровом полотенце.
3. Хорошо отутюжить во влажном состоянии.
4. Перевести рисунок на ткань с помощью цветной копировальной бумаги.
5. Заправить ткань в пяльцы хорошо ее натянуть по долевой нити и по утку.
6. Выполнить закрепление нити в начале работы.
7. Выполнить вышивку.
8. Выполнить закрепление нити в конце работы с изнаночной стороны вышивки.
9. Выполненную работу осторожно выстирать.
10. Накрахмалить чистое изделие, подсушить в махровом полотенце, скатанном трубочкой.
11.Отутюжкгь работу с изнаночной стороны во влажном состоянии на чистой подстилке
 
Правила техники безопасности
При работе с ножницами, ручной иглой и булавками
1. Опасности в работе:
повреждение пальцев иглой и булавками;
• глотание игл и булавок;
•травма руки ножницами;
• травма глаз.
2. Что нужно сделать до начала работы:
• проверить исправность ножниц, игл и булавок;
• ножницы должны быть хорошо заточены и отрегулированы
• на инструментах не должно быть ржавых пятен;
• класть ножницы справа сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
• булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой .3. Что нужно делать во время работы:
• не подходить во время работы (раскроя) к ученице, работающей ножницами;
• прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении руками вперед и в стороны не уколоться;
• перед примеркой проверить, не остались ля в изделии булавки или иголки;
• вкалывать булавки во время примерки так, чтобы не уколоться при повороте шеи или при движении рукой;
4. Что нужно сделать после окончания работы:
• собирать все используемые в работе инструменты;
• сложить инструменты в рабочую коробку;
• убрать рабочее место.
3. Закрепление материала
1. Какие инструменты и приспособления используются в вышивке?
2. Какие ткани подходят для вышивания?
3. Каким требованиям должно отвечать рабочее место для вышивания?
4. Какое положение тела считается правильным при вышивании?
5. Назови технологию процесса вышивания.
4. Практическая работа «Перевод рисунка на ткань»
Вводный инструктаж
Переведи рисунок на ткань, используя копировальную бумагу, для этого:
1. Положи лист бумаги с нанесенным на него изображением на поверхность стола рисунком вверх.
2. Накрой лист калькой так, чтобы она закрывала весь рисунок.
3. Переведи изображение на кальку мягким карандашом М.
4. Найди центр подготовленной ткани.
5. Расположи рисунок на кальке строго по цвету ткани.
6. Приколи кальку к ткани по двум противоположным сторонам.
7. Вложи копировальную бумагу между тканью и калькой масляной стороной вниз.
8. Обведи узор по контуру остро отточенным твердым карандашом
9. Удали с поверхности ткани лишние приспособления.
Самоконтроль: 1. Рисунок на ткани должен быть яркий и четкий. 2.
Контур изображения не должен прерываться. З. Линии рисунка
должны быть ровными и плавными.
Самостоятельная работа и текущий инструктаж
Целевые обходы:
организация рабочего места;
взаимодействие учащихся между собой;
при наличии одних и тех же ошибок остановить работу, указать причины и способы устранения.
Заключительный инструктаж
анализ характерных ошибок;
оценка за практическую работу.
5. Закрепление пройденного материала
Из каких этапов состоит подготовка ткани к работе?
Как осуществляется разметка рисунка?
Какими способами можно осуществить перевод рисунка на ткань?
Каким образом можно увеличить или уменьшить рисунок?
Какие правила отрезания нитки  и вдевания ее в иголку вы знаете?
Какие способы закрепления рабочей нитки на ткани вы знаете?
В чем заключается окончательная обработка вышитых изделий?
6. Подведение итогов урока
общая оценка за урок
объяснение домашнего задания
уборка кабинета