Конспект «В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор»

Тема: «В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор»
Цель: Сформировать первоначальные знания об изделиях гончаров и их орнаментов.
Задачи:
Познакомить с понятиями: орнамент народов мира: форма изделия и декор.
Закрепить умение анализировать объекты для выделения существенных признаков.
Воспитывать самостоятельность и творчество.
Оборудование: Для учителя: альбомный лист, черный фломастер.
Для учащихся: черный фломастер, заготовки для росписи.
План урока

Орг. момент – 1 минута;
Введение в тему – 3 минуты;
Объяснение нового материала – 5 минут;
Объяснение последовательности изображения 6 минут;
Указания к практической работе 3 минуты
Практическая работа 20 минут
Итог урока. Рефлексия 2 минуты.

Ход урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.Орг. момент.
-Здравствуйте ребята, сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я Анастасия Эдуардовна.
-Я вижу, что вы к уроку готовы, у вас всё удобно и аккуратно разложено на парте.
-Тихонько присаживайтесь.
-Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.

2. Введение в тему.
-Тема нашего урока «В мастерской мастера-гончара»
-Ребята, послушайте внимательно.
Земля, ты так любви достойна
За то, что ты всегда иная.
-Как вы думаете, справедливы слова поэта К. Бальмонта?
-И впрямь удивительна красота нашей планеты: всё живое на ней, земные пространства и водные просторы, города и страны и, конечно, люди. А какими красивыми могут быть их дела!






-Да, справедливы.

3.Объяснение нового материала. Беседа по образцам изделий гончаров.
-Посмотрите, какие чудесные керамические (глиняные) сосуды создали гончары. Самые прекрасные кувшины делаются из обычной глины, только добавляется настроение, трудолюбие и желание сделать вещь, которая будет нести тепло рук мастера. Цвет обожжённой глины по-разному сочетается в них с цветом декора (узора), украшающего изделия.
-Обратите внимание на 1й слайд. -Эти работы принадлежат балхарским мастерам-гончарам.
-Балхар –селение, расположенное в Дагестана. Оно известно прежде всего своей керамикой. Уникальное декоративно-прикладное искусство Дагестана отражает богатый духовный мир народов горного края, его связь с окружающей природой.
-Внимательно посмотрите на сосуды и скажите на что похож орнамент?
-Это и подтверждает выше сказанное.
-В Балхаре живет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] первом гончаре, некоем Калкуччи. Этот бедняк, сидел как-то на берегу озера и грустно размышлял о том, как жить дальше. Невольно он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь, и когда из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла. Освоив гончарное искусство, Калкуччи обучил ему односельчан, но почему-то именно у женщин получались самые красивые и изящные сосуды. Так, согласно легенде, и началось в Балхаре женское производство знаменитой керамики. 
- А теперь посмотрите на 2й слайд. Это работы гончаров Древней Греции.
Дре
·вняя Гре
·ция  старинаая цивилизация. Сами греки до сих пор называют свою страну [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а себя эллинами. Большинство историков рассматривают её как основополагающую культуру основных принципов архитектуры, скульптуры, поэзии, а также физико-математических наук, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]и т. д.
Различие в художественных вкусах разных народов сказалось на способах декорирования керамики. Художественные произведения разных времен и народов настолько отличаются орнаментацией и формами, что в большинстве случаев можно безошибочно определить, к какой эпохе и какому народу они относятся. 
- И орнамент этих сосудов сильно отличается от орнамента Балхарской посуды.
-Геометрический орнамент меандр передаёт бесконечность движения. А в орнаменте из пальметт запечатлены ветки пальмы.



























- на растения.

4. Объяснение последовательности изображения.
Указания к практической работе.
-Мы будем учиться рисовать геометрические орнаменты: меандр и пальметты.
-У вас на партах лежат листочки. На них начало орнамента.
-Первый орнамент как называется?
-А второй?
-Молодцы. Ваша задача закончить орнамент. Все взяли черный фломастер. Приступаем к работе.
-Закончили.
-Перед вами Древне-Греческая ваза. Вам необходимо украсить её орнаментом. Работать будем также черным фломастером. Приступаем к работе.





-Меандр.

-Пальметты.

5.Практическая работа.
(Во время рисования прохожу между рядами, обращаю внимание и объясняю тем детям, которые затрудняются в изображении чего-либо. Показываю только на своём листе бумаги).


6.Итог урока. Рефлексия.
(Выбираю несколько работ).
-Ребята, как вы думаете, у кого орнамент получился красивее всех?
-Чей орнамент вам понравился больше всего?
-С чем мы сегодня познакомились?



-Молодцы. Спасибо за урок.






-орнамент народов мира меандр и пальметты, изделия гончаров разных стран.



15