Технологическая карта урока Декоративное рисование. Растительный орнамент в полосе.


Технологическая карта урока
Урок ИЗО 29.01.2016
УМК «Перспектива»
Учитель: Никонорова Светлана Николаевна
Класс 1 «А»
Тема: Декоративное рисование. Растительный орнамент в полосе.
Цель: создать условия для формирования представлений об элементарных законах композиции.
Задачи: познакомиться с народными промыслами; отработать умение рисовать кистью декоративные элементы Городецкой росписи; развить эстетическое восприятия произведений народного искусства.
Тип урока: комбинированный урок.
Планируемые результаты.
Предметные: Знать    основные элементы цветочного узора в городецкой росписи; знание приемов сво-
бодной кистевой росписи в декоративной разделке цвета; умение использовать приёмы
 для выполнения декоративного изображения.
Личностные: Формирование индивидуального стиля деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные: 1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные: 1.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.2.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Оборудование: гуашь, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки; презентация, проектор, компьютер.
Наглядно – демонстрационный материал: схемы композиций узора в круге, образцы рисунков учителя, схемы пошагового рисования. 
ХОД УРОКА
Этапы урока Содержание деятельности Формирование УУД
Деятельность
учителя Деятельность
обучающихся Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент).
Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.
Руки? На месте
Ноги? На месте
Локти? У края
Спина? Прямая

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять –
Учитесь красиво и правильно рисовать.
Нарисуйте смайлик, который показывает ваше настроение в начале урока. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Актуализация знаний.
Организует фронтальную устную работу у экрана.
Человек с давних пор привык жить так, чтобы его окружала красота.
Сначала это была природа (деревья, бабочки, насекомые, мороз на стеклах).
Потом человек начал украшать свое жилище, одежду.
Игра «Магазин». Вы пришли в магазин. Вам нужно купить тарелочки.
Какую бы вы купили тарелку? (выбор: белая или с рисунком).Что нужно сделать, чтобы тарелки были раскуплены? (Сделать их красивыми).
Каким образом?
Нарисовать узоры.
Посмотрите на узоры. Как они расположены? (Повторяются, чередуются).
Как называется узор, который основан на повторе? (Орнамент).
Из каких элементов состоит данный орнамент? (Показывает геометрический орнамент)
Из каких элементов состоит следующий орнамент? (Учитель показывает растительный орнамент).
Отвечают на вопросы.
Принимают игровую ситуацию.
Отвечают на вопросы. Анализируют.
Высказывают предположения. Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.
Постановка учебной задачи.
Организует диалог с обучающимися (загадывает загадку и просит объяснить на основании каких признаков смогли отгадать), в ходе которого устанавливается, что будут рисовать на уроке.Если в рисунок орнамента входят листики, цветы, веточки, то как называется такой орнамент? (Растительный).
Для того, чтобы узнать из каких элементов будет состоять наш орнамент, отгадаем загадки.
Он проснулся, покачнулся,
Лепестками к солнцу потянулся. (Цветок)
Из почек появляются,
Весною распускаются,
Осенью увядают и все опадают. (Листья)
Давайте сформулируем цели сегодняшнего урока.
( Растительный орнамент).
Какие цели поставим?
Подводит обучающихся к составлению плана работы.
Отвечают на вопросы.
Отгадывают загадку.
Формулируют тему и цель урока.
Составляют план урока.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Физкультминутка.
Практическая работа.
Выставка работ обучающихся.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Указывает объект наблюдения узоры городецкой росписи, организует подводящий диалог, в ходе которого устанавливается, что эти узоры могут быть составлены только в техники городецкой росписи.
Рассмотрите узор. Из каких элементов он составлен?
Чем необычны цветы?
Эти узоры возникли в городе Городец, который находится на берегу реки Волги.
Именно там появились эти фантастические цветы. Они выполняются масляными красками.
Демонстрация фильма о Городце.
Посмотрите и скажите, какие цвета используют городецкие мастера? (Красный, розовый, синий, зеленые, черный, белый на ярко- желтом фоне).
Как же называются эти цветы? Ваши предположения.
Розан и купавка.
Осуществляет игру «Собери узор» в парах.
У вас на парте образцы этих цветов и листочки. Соберите узор. Самооценка.
Организует профилактику переутомления.
Вы сейчас самостоятельно выполните свой узор в полосе.
Для этого тонкими линиями карандаша намечайте расположение элементов узора.
Шаг второй. Рисуем по намеченным местам розаны или купавки, начиная с силуэта цветка. Все основные цвета должны иметь два оттенка: один – насыщенный, другой – разбавленный. Как правило, силуэт цветка имеет более бледный оттенок выбранной за основу краски, центр - более яркий.
Шаг третий. А после этого одним из способов рисуем – лепестки цветка (скобки). Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
Шаг четвертый. Добавляем листья. Показать схематично как правильно расположить мелкие элементы. Дополняем рисунок листьями, веточками. При этом помним, что листочки в городецкой росписи не ярко – зелёного цвета, а темнее. (В зелёную краску следует добавить тёмно – коричневой 1 : 3)
Шаг пятый. «Оживка» цветка белой краской предаст ему более выразительный вид. Добавляем точки на листики, штрихи на цветы и т.д.
Просит провести самооценку.

Организует диалог, в ходе которого, обучающиеся должны осознать, что изучили, что вызвало затруднение.
Что нового вы сегодня узнали?
Чему научились?
Понравился ли урок? Что особенно понравилось и почему?
Как вы оцениваете свое участие в сегодняшнем уроке?
В лучших работах передан ритм растительного узора, композиции красивы, роспись выполнена аккуратно, цвет очень выразителен.
Спасибо за урок.
Отвечают на вопросы.
Высказывают предположения
Анализируют образцы узоров.
Принимают игровую ситуацию.
Работают в паре.
Проводят самооценку.
Выполняют движения по тексту. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни.
Осуществляют самостоятельную деятельность.
Оценивают свою работу.
Оценивают свою деятельность на уроке.
Регулятивные:
проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.
Познавательные:
умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения; планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление поведением партнера.
Регулятивные : составление плана работы над рисунком, проговаривание последовательности действий на уроке. Познавательные : пользоваться языком изобразительного искусства. Личностные : стремление быть самостоятельным в поиске решения различных изобразительных задач. 
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
Регулятивные: контроль и оценка процессов и результатов деятельности.