Применение технологии смешанного обучения Перевёрнутый класс как средство повышения эффективности урока


Применение технологии смешанного обучения
«Перевёрнутый класс»
как средство повышения эффективности урока.
Составитель: учитель начальных классов
1 кв. категории
Исаак М.А.
Актуальность применения новых образовательных технологий.
Современный учитель, шагающий в ногу со временем, ежедневно задаётся вопросом, как учить детей в новых условиях? Как правильно применять технические средства? Как научиться разговаривать с современными учащимися на языке гаджитов? Ответом на эти и другие вопросы может стать применение в практике метода «Перевёрнутый класс».
Для размышления предлагаю вначале послушать небольшую историю.
На первом уроке в 1-м классе учительница выдала Вовочке букварь, тетрадки, кассу с буквами, счетные палочки и карандаши. Тот осмотрел все это хозяйство, вспомнил об оставленных дома компьютере с айпадом и горько вздохнул: «Предки, как всегда, кинули! Обещали 1-й класс, а запихнули в эконом».
Такой историей открыл первую в России международную конференцию по смешанному обучению президент издательства «Просвещение» Александр Кондаков. И неспроста. — Нынешние дети — люди сетевого века, — констатировал он. — Переломным моментом в технологиях стало появление личных мобильных образовательных устройств ребенка — айпадов, планшетов и смартфонов.
Поэтому сам собой возник вопрос, возможно ли в этих новых условиях учить детей так же, как мы это делали вчера, по системе, которую ввел примерно 400 лет назад Ян Амос Каменский? Это наш традиционный урок, который проходит по одному сценарию: проверка домашнего задания, объяснение нового, выполнение заданий на понимание и применение новых знаний.
Технология смешанного обучения «Перевёрнутый класс»
С каждым годом всё актуальней в системе образования становится применение технологий смешанного обучения, в том числе технологии «Перевёрнутый класс». На протяжении последних 10 лет во всём мире популярна эта технология. В России только последние 2-3 года идёт апробация этой модели обучения.
Перевёрнутое обучение (flipped learning) подразумевает, что вместо традиционного домашнего задания учащиеся смотрят видеолекции в сети, то есть самостоятельно проходят тот материал, который должны были бы пройти в классе. А на уроке вместе с учителем выполняют практические задания, закрепляя теоретические знания. Иными словами, дома дети выполняют классную работу, а в классе — домашнюю, перевернув тем самым процесс обучения.
Первооткрывателями технологии смешанного обучения считают учителей химии Аарона Самса и Джонатана Бергманна. Чтобы не стоять изо дня в день у доски, объясняя новый материал, они записали и выложили видеолекции и обучающие занятия для учеников старших классов в интернет. Этот формат понравился школьникам, и учителям всего мира, воодушевившись примером коллег, стали записывать свои видеолекции.
Предпосылки появления моделей смешанного обучения
Со студенческих лет все педагоги хорошо знакомы с образовательными целями: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Иерархия этих образовательных целей была определена на основе таксономии мыслительных операций, которую разработал американский психолог Бенджамин Блум ещё в 1956 году. В ней выстроены те когнитивные действия, которые должен пройти каждый ученик, чтобы получить прочные навыки.

Этот список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого, припоминания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи.

09652000
Рассмотрите, предложенную вам пирамиду, и ответьте на вопрос: какого уровня пирамиды Блума достигают учащиеся, работая на уроке? 
Если вспомнить наши обычные уроки, то учитель успевает на уроке дать новые знания, проверить понимание на основе элементарных упражнений и задать домашнее задание, чаще всего это упражнения на применение. Более высокие и самые сложные продуктивные уровни усвоения знаний тоже чаще остаются на дом, либо вообще не применяются. Получается, то что легко мы выполняем в школе, а сложные задания на классификацию, систематизацию и прочее оставляем детям разбираться самостоятельно без нашей поддержки. При этом ФГОС требует от нас учителей формирования таких качеств, как самостоятельность, сотрудничество, критическое мышление, поиск и применение информации, решение проблем. Возможно ли успешное формирование этих качеств на традиционном уроке? Учителя используют всё своё мастерство пытаясь успеть на уроке не только дать знания, но и создать условия для формирования навыков анализа, синтеза и оценки. Активно применяют современные технологии обучения и разнообразные формы работы. И всё же понимают, что времени при такой организации урока всегда не хватает.
Если смотреть с позиции таксономии Блума при применении модели обучения «Перевёрнутый класс», отдавая на домашнее изучение новую тему, мы получаем возможность организовать на уроке активные формы обучения, которые будут направлены на практическое решение заданий сложного уровня и формирование современных компетенций обучающихся. На уроке освобождается время для большей самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся.
Как это работает?
Учитель при помощи специальных электронных программ записывает лекцию, размещает её на доступном классу ресурсе, делает рассылку ученикам или «сбрасывает» её на информационный носитель ученика. К материалу может прилагаться небольшое задание для того, чтобы ученик сам мог себя проверить. Место, время, темп и количество просмотров обучающего видео учащийся определяет сам, дополнительные вопросы можно задавать учителю на сайте класса.
В классе на уроке происходи отработка нового материала, с которым дети уже познакомились дома. Преимуществом технологии «Перевёрнутый класс» учителя-практики отмечают возможность организовать работу на уроке так, чтобы мотивированные сильные учащиеся могли идти дальше, а у учителя освобождается время на работу с менее мотивированными учениками. Чаще всего работа строится по группам.
Мой опыт применения модели «Перевёрнутый класс»
Как я «переворачиваю» свои уроки? На родительском собрании я познакомила родителей с теоретическими основами метода «Перевёрнутый класс». Узнала у кого есть возможность выхода в интернет, дала ссылку на блог класса.
Первый такой «Перевёрнутый урок» был мною апробирован в 1 классе на уроке русского языка, тема урока: «Правописание чк, чн». Самым трудоёмким было создание видеоурока. При помощи программы explain everything на планшете сначала создаются слайды, затем они озвучиваются. Видеоурок сохраняется на канале youtube. Затем в сети интернет я подобрала интерактивные задания для проверки знаний. Чтобы разместить ссылки на эти источники знаний для детей, нужна удобная интернет-площадка. С этой целью я создала блог класса, в котором и разместила видео и ссылки на интерактивные задания сайта http://LearningApps.org. При этом, сразу оговорюсь, тех у кого не было возможности поработать в сети интернет, просила изучить новую тему по учебнику.
На уроке мы работали в группах. Задания я подбирала, опираясь на таксономию Блума, чтобы показать какого уровня усвоения учебного материала нам удалось достичь. Она же послужила нам оценочным листом (для понимания детей, было упрощена). Таким образом за один урок с первоклашками нам удалось пройти все ступени усвоения учебного материала, от получения нового знания до применения его при написании мини-сочинения. После каждого этапа ребята делали выводы, закрашивали очередную ступеньку и в конце урока была проведена рефлексия по пирамиде Блума (мы её назвали «Лестница успеха»). В ходе рефлексии ребята убедились в том, что хорошо усвоили новые знания на уроке и научились их применять.
Исходя из этого опыта, я сделала выводы, что применение модели обучения «Перевёрнутый класс» целесообразно в первую очередь при изучении сложных обширных тем, для понимания которых требуется активная позиция учащихся и время на осмысление. Очень часто такие темы встречаются на уроках окружающего мира. При изучении темы «Экономика», ребята также посмотрели видеоурок дома, а на уроке, работая в группе, активно изучали одну из отраслей экономики и представляли её классу. Урок прошёл оживленно. Отвечая на вопрос: «Какие отрасли работают, чтобы мы могли купить карандаши?», ребята инсценировали работу и взаимодействие этих отраслей.
Стоит ли этим заниматься? Подходит ли эта модель для вас, решать только вам, уважаемые коллеги. Но можно с уверенностью сказать: «Попробовать «перевернуть» занятие стоит каждому!».