Организация учебного процесса с использованием технологии смешанного обучения


Организация учебного процесса с использованием технологии смешанного обучения.
По материалам Приложения к журналу «Методист», № 6 2015 год.
Современное образование сегодня невозможно представить без использования информационных технологий. Мы живем во время, когда происходит быстрая смена устоявшихся парадигм в образовании. Для успешного функционирования необходимо создавать новые условия, так как просто передавать знания студенту и проверять их уже недостаточно.
Задачи современного ОУ усложнились: необходимо учить ребенка учиться, самостоятельно ставить перед собой вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Из пассивного поглотителя знаний ребенок постепенно превращается их активного добытчика, первооткрывателя и мыслителя.
Итак, если менять условия обучения, то как и каким образом это можно осуществить? Традиционно после «изучения нового материала» (как правило, в форме лекции или иллюстративного доклада) следует выполнение ряда практических работ, домашних заданий, позволяющих обучающимся закрепить новый материал. Но что произойдет, если мы «перевернем» роль учителя и ученика в этом процессе?
Представим класс, где обучающиеся получают материал лекций и презентаций по новой теме у себя дома в видеоформате через интернет. На следующий день занятия проводятся в форме индивидуальной и групповой практической деятельности, когда обучающиеся активно отрабатывают материал во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Все это становится возможным благодаря одной из моделей смешанного обучения под названием «Перевернутый класс». Суть использования модели заключается в том, что объяснения учителя обучающиеся слушают дома, а домашние задания выполняют в классе.
Технология blended learning (смешанное обучение), где гармонично совмещаются лучшие преимущества преподавания в классе и дистанционное обучение, хорошо известна и успешно применяется на Западе. Это не просто использование ИКТ в самостоятельной работе обучающихся дома или в медиатеке после уроков, а единый, целостный учебный процесс, предполагающий, что часть познавательной деятельности обучающихся проводится на уроке под непосредственным руководством учителя, а часть деятельности обучающихся осуществляется в дистанционной форме.
Возможность организации такого образовательного процесса нормативно прописана в Законе «Об образовании в РФ». ОУ – участники апробации этой технологии являются инновационными ОУ.
Тема «Использование дистанционных образовательных технологий при обучении различных категорий обучающихся» - инновационная площадка.
Чтобы снизить риск неудач пришлось искать ответы на следующие вопросы:
- Какие виды деятельности очной формы и дистанционной формы обучения более всего подходят для реализации данной модели?
- Какие дидактические задачи целесообразно решать в ходе совместной деятельности, а какие можно, учитывая индивидуальные особенности обучающихся, вынести в дистант?
- Какие интернет-ресурсы использовать при подготовке заданий, предназначенных для самостоятельной работы обучающихся?
- Как осуществлять контроль, самоконтроль при работе учащегося дистанционно?
Ответы на эти вопросы представлены в таблице.
Таблица
Виды деятельности Форма обучения
Очная Дистанционная
Взаимодействие с учащимися Индивидуальная, групповая Индивидуальная, групповая
Изучение нового материала На определенном этапе урока в жестких временных рамках Самостоятельно в удобное время с использованием видеоуроков, заранее подготовленных педагогом
Выполнение практических заданий с использованием изученного материала Регламентированное число практических упражнений на уроке Количество практических упражнений зависит от уровня усвоения нового материала
Контроль (самоконтроль) Итоговый и текущий контроль Возможен текущий контроль
Консультации с преподавателем Групповое консультирование по расписанию Индивидуальное и групповое консультирование в форматах онлайн и офлайн
Работа со справочно-информационными материалами, ЭОР Выбор справочно-информационных материалов и ЭОР дозирован и определен дидактическими целями урока Самостоятельное использование всех видов справочно-информационных материалов и ЭОР
Итак, мы видим, какие возможности предоставляет обучающимся и преподавателю смешанный вариант обучения, но чтобы ими воспользоваться, нужно соблюдать ряд правил.
Правило 1. Качественный отбор учебного материала. Для эффективной реализации модели «Перевернутый класс» необходимо правильно отбирать учебный материал. Многие преподаватели предпочитают самостоятельно готовить все учебные материалы, а не использовать уже известные коллекции. Желание быть рядом с обучающимся понятно, но очень сложно быстро и качественно подготовить множество видеоуроков. Сложность заключается еще и в том, что каждое учебное видео должно иметь свою цель, задачи, а также сопровождаться четкой инструкцией. Поэтому, на первых порах, лучше воспользоваться готовыми уроками, постепенно пополняя свою копилку видеороликов. В помощь коллегам можно предложить известную многим математикам библиотеку видеоресурсов Академии Хана и коллекцию видеоуроков, презентаций и тестов «Уроки математики» (www.urokimatematiki.ru).
Правило 2. Доверяй, но проверяй! У педагогов вполне возможно возникнет вопрос: «Как узнать, что обучающийся смотрел видео, делал домашнее задание?» Опыт зарубежных коллег говорит нам о том, что на сайте, где расположено учебное видео, хорошо бы иметь информацию о том, кто из обучающихся уже смотрел урок и сколько времени он на это затратил. На сайте ОУ такая возможность предоставляется не всегда, поэтому в зависимости от темы и целей можно использовать различные виды контроля. Например, сопроводить учебное видео заданием в виде теста. И уже накануне урока преподаватель, получив результаты работ обучающихся, сможет понять, что оказалось для них самым сложным и учесть это при подготовке к занятиям. Если видео не содержит задания, то можно предложить обучающимся составить самостоятельно несколько вопросов к нему. Это могут быть вопросы общего характера или специальные вопросы к отдельным фрагментам фильма. Возможен и такой вариант контроля, когда обучающимся предлагается составить конспект или написать небольшую заметку после просмотра учебного ролика.
Правило 3. Всегда начинай урок в проверки домашнего задания. В классе урок должен начинаться с проверки домашней работы. В какой форме она должна быть? Здесь все зависит от темы урока, от творческого выбора преподавателя. Каждый обучающийся получает комплект заданий, выполняя их в определенной последовательности, он приходит к выводу, что пока он не усвоил одну часть заданий, он не может двигаться дальше. Если задания располагать в порядке повышения сложности, то каждый обучающийся выполнит столько заданий, сколько ему по силам. Здесь в помощь преподавателю можно подключать экспертов-обучающихся, быстро справившихся с работой.
Правило 4. Торопись медленно. При внедрении перевернутой модели обучения легко наделать ошибок. Хотя идея очень проста, эффективный «переворот» требует тщательной подготовки. Запись лекций требует усилий и времени со стороны преподавателей, чтобы обучающиеся могли понять принцип данной модели и были мотивированы по подготовку к занятиям в классе. Опыт подсказывает, что «переворачивать класс» нужно постепенно.
Правила эти несложные и вполне выполняемые. Но, чтобы легко было на практике реализовывать модель «Перевернутый класс», правила можно и нужно постоянно пополнять, исходя из приобретенного опыта.
Итак, подведем итоги. Что образовательное учреждение может ожидать в результате использования модели «Перевернутый класс»?
Повышение уровня учебных достижений.
Развитие познавательной мотивации обучающихся.
Осознанное отношение обучающихся к учебной деятельности.
Стимулирование и мотивирование самообразования обучающихся.
Восполнение у детей пробелов знаний, возникших в результате пропусков уроков.
Снижение влияния стрессогенных факторов в процессе изучения нового материала.
Но, а в заключение хочется процитировать известного фантаста: «Когда мир переворачивается, друг мой, самое важное – первым встать на голову»1.
1 Сергей Лукьяненко. Лабиринт отражений.