Анализ альтернативных программ по ознакомлению младших школьников с окружающим миром.


Анализ альтернативных программ по ознакомлению младших школьников с окружающим миром.
4.1. Урок окружающего мира в образовательных системах «Гармония», «Начальная школа XXI века», в УМК «Перспективная начальная школа», «Школа России», «Перспектива»
Задания:
1. Укажите отличительные черты урока в УМК (на выбор студента). Структура урока, основные виды деятельности учителя и детей на этапах урока.
Урок окружающего мира в образовательной системе «Начальная школа XXI века».
Большинство тем рассчитано на 1-2 часа, поэтому уроки окружающего мира, как правило, относятся к типу комбинированного урока изучения нового, включающего как этап изучения нового материала, так и этап закрепления. Разберем более подробно особенности урока окружающего мира.
Первый этап - актуализация знаний и постановка проблемы.
Этот этап урока имеет две основные задачи: 1) актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы; 2) создать у учащихся проблемную ситуацию - мотив для изучения нового учебного материала.
В отличие от традиционного урока, учитель на этом этапе не только и не столько проверяет полученные на прошлом уроке знания, сколько предлагает, ребятам вспомнить знания, которые понадобятся им для изучения новой темы. При этом школьники заранее (до урока) не знают, какие знания им понадобятся. Иными словами, мы работаем с теми знаниями, которые имеются у школьника постоянно. Чем более важны те или иные понятия и связи между ними, тем чаще они используются на этапе актуализации. При этом и происходит формирование связной целостной картины мира, так как каждый раз на этом этапе мы находим связь ранее изученных понятий с новым. Поэтому на уроках окружающего мира полное усвоение новых понятий, правил и законов осуществляется не столько во время урока, посвященного их изучению, сколько в процессе их постоянного использования в дальнейшем на этапах актуализации знаний.
Второй задачей этого этапа является постановка проблемной ситуации. Главное требование к поставленной проблеме - ее значение для школьников, интерес к ней. Поэтому лучше всего та проблема, которая понятна и доступна школьникам. В то же время в 3-4-м классах проблемная ситуация обычно возникает в классе при попытке объяснить увиденный опыт, применить известные знания в новой ситуации.
В 3-4-м классах, когда требования к научной грамотности проблемных ситуаций и вопросов возрастают, в учебниках в начале изучения каждой темы введены описывающие проблемную ситуацию диалоги героев, в которых они излагают возникающую перед ними проблему и предлагают свои способы ее решения.
После осознания проблемной ситуации учитель просит школьников самостоятельно (!) сформулировать вопрос, ответ на который они будут получать в течение всего урока ("Что мы должны выяснить на уроке?"). Этот вопрос записывается на доске. В течение всего урока учитель обращает на него внимание учеников ("Полностью ли мы ответили на поставленный нами вопрос?").
Второй этап урока посвящен совместному "открытию" знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые и знакомству с избранными примерами их применения. На уроках мы предлагаем пользоваться проблемным методом при изучении нового материала. Существует три способа поиска решения поставленной проблемы (сформулированного учениками главного вопроса урока): побуждающий диалог, подводящий от проблемы диалог и подводящий без проблемы диалог.
Сложные моменты изучаемой темы может вполне рассказать учитель. Важно не то, чтобы ученики сами "открыли" все новые знания, важно чтобы они приняли в этом участие. На этом этапе урока "самостоятельное" открытие знания детьми получается не всегда, но к этому следует стремиться. После совместного открытия важнейших знаний на этом этапе важную роль во 2-4 классах играет работа с учебниками-тетрадями. После обсуждения полученной версии решения проблемы, учитель просит проверить ее правильность с помощью чтения книги про себя. В этом случае появляется мотивация к чтению, ведь текст в учебнике читается для проверки истинности собственных высказываний.
После нахождения верного решения проблемы следует вновь обратить внимание на сформулированный школьниками главный вопрос урока, чтобы убедиться в нахождении ответа на него. Можно сформулировать тему урока, если она не была сформулирована. На этом этапе очень важно, чтобы школьники смело высказывали свою точку зрения, не боясь ошибиться.
Третий этап - первичное закрепление. Контроль над усвоением материала на этом этапе осуществляется учителем с помощью фронтальных вопросов, которые помещены в рамке в конце текста в учебниках тетрадях для 2-4-го классов. Эти вопросы акцентируют внимание ребят на важнейшие положения данной темы. Можно также попросить ребят самих сформулировать вопросы по теме друг другу.
Особое своеобразие мы обнаруживаем на уроках по историко-обществоведческому курсу. После совместного обсуждения поставленной проблемы и высказывания своих версий ученики переходят к первичному закреплению и расширению нового знания, осуществляемых в ходе комментированного чтения текста учебника и ответа на вопросы учителя с помощью текста учебника.
Четвертый этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. Следует стараться сделать его более продолжительным, так как именно на этом этапе ученики усваивают способы применения знаний.
Основной контроль усвоения знаний учитель осуществляет на этом этапе, когда школьники выполняют задания из учебника-тетради (самостоятельная деятельность по применению знаний). Кроме того, учитель предлагает свои вопросы по данной теме, которые имеют самое непосредственное отношение к жизни школьников в этом городе и районе или имеют отношение к другим предметам и т.п.
В процессе ответов на вопросы и выполнения заданий из учебника-тетради и рабочей тетради ребята, пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания для объяснения окружающего их мира. Это и есть главный воспитывающий эффект курса окружающего мира. Новые знания школьники не столько должны запоминать, сколько усваивать способы их применения.
Последний этап урока посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен и на него уходит довольно много времени. Ведь каждый из школьников выполнял разное задание и им при обсуждении результатов своей работы надо найти то общее, что является главным содержанием изучаемой темы, а, кроме того, поделиться особенностями найденного ими способа применения полученных знаний. Подвести предварительный итог работе по данной теме можно несколькими способами: вспомнить важнейшие понятия в данной теме, связь их друг с другом и с другими темами; поделиться опытом решения задач из учебника-тетради.
Окончательный итог подводится после выполнения каждым учащимся необходимого объема заданий. Эти задачи могут быть решены в классе или дома.
2.Раскройте этапы подготовки учителя к уроку.
 В технологии подготовки учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). 
Подготовительная работа сводится к адаптированию учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой модели организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный эффект.
Диагностика заключается:
в определении всех условий проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока;
в анализе затрат времени – на повторение (актуализацию) опорных знаний (5-7 мин.), усвоение новой информации (10-15 мин.), закрепление и систематизацию (5-7 мин.), контроль и коррекцию знаний, умений (5-7 мин.), подведение итогов урока (3 мин.).Прогнозирование направлено на разработку и оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов снижает этот показатель. Величина потерь (определяется по специальной методике) вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока – планированию, а если нет, педагог конструирует более совершенную модель организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять.
Проектирование (планирование) – это завершающая стадия подготовки урока, создание программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления (план урока) – это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу урока, по какой схеме перестроить процесс при возникновении заранее предусмотренных затруднений и т.д. В плане урока необходимо четко и конкретно определить управляющих воздействий.
Начинающим педагогам следует писать подробные конспекты урока. Только тогда, когда большинство структур становятся привычными, можно переходить к сокращенным планам урока, постепенно снижая объем плана, превращая его в конкретную программу действий.
Планирование урока включает в себя следующие этапы.
1. Определение места, значимости и содержания урока в системе уроков, в разделе, в курсе «Окружающий мир» на основе анализа программы и школьного учебника. Каждый урок – это «звено в цепи уроков». Необходимо установить связь текущего урока с содержанием непосредственно предшествовавших и последующих уроков: определить «сквозные» проблемы, идеи, пронизывающие ряд тем или разделов курса. На основе анализа программы выделяется система знаний темы (ведущие идеи, понятия, связи, закономерности).
2. Формулирование темы и целевых установок урока. На основе анализа программы и методических рекомендаций к школьному учебнику определяется тема и основная цель урока, которая обычно формулируется как дидактическая. Конкретизируются образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока.
В современных условиях не допускается определение задач урока через деятельность преподавателя в общей формулировке. Например: «Познакомить школьников с сезонными явлениями».
Необходимо формулировать задачи урока через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, которые можно надежно опознать. Это достигается построением четкой системы задач, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни ( «Окружающий мир» Виноградовой Н.Ф. Начальная школа XXI века ). Например, образовательная задача «дать представление о телах и веществах» должна быть развернута в перечень возможных учебных результатов (ученики должны: различать тела и вещества, приводить примеры твердых, жидких и газообразных тел природы, характеризовать существенные свойства природных тел и явлений, применять знания на практике – оперировать моделями, иллюстрирующими дискретное строение тел и веществ).
3. Проектирование содержания урока по этапам. На каждом этапе нужно четко определить оптимальные методы, формы, средства деятельности педагога и учащихся. Необходимо предусмотреть смену контрастных видов деятельности младших школьников через 7-10 минут.