Сценарий внеклассного мероприятия Путешествие в прошлое (история транспорта)

Муниципальное образовательное учреждение
средняя школа № 130
Московского района г.Казани
республики Татарстан








УСТНЫЙ ЖУРНАЛ











Учитель истории:
Островская Л.А.
1 квалификационная категория








КАЗАНЬ
Классы – 5 – 8 классы

Предметы – обществознание, история, ОБЖ, право

Цели – 1) Привитие интереса к истории транспорта и изобретениям человечества
2) Развитие познавательных и творческих способностей учащихся
3) правовое воспитание учащихся
4) развитие кругозора

Формы проведения – устный журнал в сопровождении компьютерных презентаций

Оборудование – мультимедийная установка

План
Вводное слово

1. От седла до руля

2. Транспорт в России

3. Из истории правил дорожного движения

4. Для любознательных

Используемая литература

1) В.И.Ковалько Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 кл. – М.: ВАКО, 2006.

2) Что такое? Кто такой? Том 1. – М.: Педагогика, 1990.

3) Журнал «Познай историю с Волли». Выпуск № 10, 26, 39, 48.

4) Интернет



















ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вводное слово учителя
Каждые сутки на российских дорогах совершается 430 ДТП, в которых погибают и получают травмы 600 человек. Каждые сутки мы теряем «Курск», а в год исчезает небольшой населенный пункт (по материалам сайта ГИБДД).

Учитель представляет тему устного журнала, называет страницы и цели
(кадр 1, 2, 3)

страница 1
От седла до руля

В1. «Основным двигателем» древних транспортных средств были животные – в первую очередь лошади (кадр 4)
В2. Одним из важнейших достижений
·V тысячелетия до н.э. стало изобретение колесной повозки. Появилась она в Двуречье и использовалась в первую очередь в сражениях. Колеса изготавливались из 3-х деревянных пластин и были сплошными. И лишь в
·
·
· тысячелетии до н.э. было изобретено колесо со спицами (кадр 5-6 «Колесница»).
В1. Римляне ездили на 2-х и 4-х колесных повозках.
В2. Чисто итальянским изобретением являлась повозка, которая имела для защиты пассажиров от дождя сверху полог. Такая повозка называлась рэда. Ее тащила пара либо четверка лошадей или мулов, и могли разместиться 7 – 8 человек. (кадр 7)
В1. Богатые горожане предпочитали передвигаться в специальных носилках – паланкинах (кадр 8), которые изготавливались в виде кресла, покрывались балдахином, устилались подушками, отгораживались занавесками или с слюдяными окошками.
В2. Со временем на улицах городов Римского государства стало так тесно от транспорта, что городские власти вынуждены были регулировать людские потоки и потоки транспорта с помощью правил дорожного движения.
В1. Самим Цезарем (кадр 9) был установлен закон, по которому любой колесный транспорт мог появляться на улицах города не ранее чем, спустя 10 часов с момента восхода солнца.
В2. Император Адриан издал эдикт, запрещающий сильно перегружать транспорт.
В1. Первый пассажирский экипаж – это колесница.. Езда на них была мученьем, так как их делали очень тяжелыми и прочными.
В2. На Востоке их называли арбы (или арба).

В1. В ХV веке повозка преобразилась. К ней прикрепили ремни, кузов, как люльку, подвешивали к изогнутой раме повозки. Раскачиваясь и покачивая кузов, ремни – рессоры – смягчали толчки колес. Так колесница превратилась в более удобный и спокойный экипаж – карету (кадр 10)
В2. С ХV
·
· века появились застекленные кареты. В ней сиденья могли превращаться в постель. Это было совершенно необходимо, т.к. в те времена путешествия продолжались неделями.
В1. Но езда в тяжелых и высоких каретах была довольно опасна. На поворотах они кренились, готовые упасть на бок, а на крутых спусках были по ногам лошадей. Необходимо было устройство, при помощи которого можно было бы замедлить или остановить движение. Так появились тормоза.
В2. Тормозом стал рычаг, укрепленный на карете. Толкая длинный конец рычага, возница сильно прижимал кожаную подушку к колесу, замедляя этим его вращение.
В1. В ХV
·
· веке появились экипажи для общественного пользования. Это был дешевый и доступный транспорт.
В2. Первый прокат экипажей установил владелец парижской гостиницы «Святой Фиакр». Повозки окрестили фиакрами.
В1. В 1662 г. в Париже пустили большую карету с запряженными лошадьми. Эту новинку придумал изобретатель Блез Паскаль, и назвал ее омнибус, а в разговорной речи просто – бус. Так зародились омнибусы – транспорт для всех (кадр 11)
В2. Когда омнибус поставили на рельсы, получилась конка – конно-железная дорога.
В1. Людям всегда было интересно колесить по дорогам. Еще в эпоху Возрождения, Леонардо да Винчи, едва ли не первым стал задумываться над тем, как можно использовать энергию пара как двигателя. В его рукописях имеются многочисленные эскизы усовершенствования транспорта
(кадр 12)
В2. В 1769 г. состоялись первые испытания паровой телеги. Они проходили во дворе парижского арсенала. Первый автомобиль с паровым двигателем был построен Николя Кюньо. Он решил запрячь в телегу вместо лошади паровую машину, и назвал ее «огненная повозка». (кадр 13)
В1. Этот автомобиль предназначался для перевозки пушек. Он мог перевозить 2,5 тонны груза. В настоящее время паровую повозку Кюньо можно увидеть в музее Национальных искусств и ремесел в Париже. Это был всего ли прообраз автомобиля.
В2. В 1784 г. Уильям Мердек создал действующую модель трехколесной повозки с паровым двигателем, которая хранится в музее в Бирмингеме.
В1. Его ученик усовершенствовал модель. Этот автомобиль мог вместить 10 пассажиров и двигался со скоростью 10 км/ч. Чугунные части автомобиля часто выходили из строя.
В2. К началу Х
·Х века достаточное распространение получили чугунные рельсы. Ричард Тревитиг изобрел первый паровоз в 1804 г. Он был назван «Поймай меня кто может» (кадр 14 – 15)

В1. В 1814 г. Джорж Стефенсон испытывает свой первый паровоз, названный «Блюхер». В 1829 г. паровоз Стефенсона «Ракета» выиграл соревнования на лучший двигатель. Он развил рекордную на то время скорость – 46 км/ч. Стефенсон построил 16 различных паровозов.
В2. Постепенно стали строить поезда, которые приводились в движение при помощи электричества. Электровозы вытеснили паровозы. В наши дни, скоростные электрички доставят нас из Парижа в Лондон всего за 3 часа (кадр 16)
В1. Отцами автомобиля были признаны Готлиб Даймер и Карл Бенс в1885 г. Первые автомобили были не очень удобными, т.к. сильно тряслись во время езды. У них не было крыши и лобового стекла, поэтому водители надевали кожаное пальто, защитные очки и перчатки (кадр 17)
В2. Сначала автомобили собирали в ручную и стоили они очень дорого. Но затем, Генри Форд придумал конвейерный способ сборки машин. Его первый заводской «Форд – Т» был продан в 1908 г. (кадр 18-19)
В1. Первое время люди боялись автомобиля. В Англии о приближении машины предупреждал человек, который шел перед ней с красным флагом, хотя она ехала со скоростью 3 км/ч.
В2. Первые гоночные автомобили развивали скорость 58 км/ч. Современная машина «Формулы 1» мчится в 8 раз быстрее. А благодаря отличным тормозам может снизить скорость с 290 км/ч до 65 км/ч за 3 секунды (кадр 20)
В1. В наши дни в каждую секунду выпускается по автомобилю. Если все машины в мире поставить друг на друга, то эта «башня» достанет до Луны.
В2. Вид и размеры автомобиля бывают различные. Сверхдлинным считается лимузин, у которого 26 колес, а в задней части даже устроен бассейн. Сверхбыстрыми считаются спортивные автомобили (кадр 21)
В1. Современные автомобили настолько разнообразны, как разнообразна наша жизнь.

Кадр 22 – 1-В, Кадр 23 – 1-В Кадр 24 - 1-В
2-Б, 2-Б 2-А
3-А 3-А 3-Б



Кадр 25 – Организовать беседу о том, как выглядел первый автомобиль. Вспомнить о правилах дорожного движения (управление с 18 лет при наличии прав, уголовная ответственность за незаконное завладение автомобилем наступает с 14 лет)









страница 2
Транспорт в России (кадр 26)

В2. Не осталась в стороне и Россия. Первый русский паровоз был построен на Нижнетагильском заводе в августе 1834 г. Его конструкторами были крепостные отец и сын Черепановы. Но эти машины оказались ненужными стране (кадр 27)
В1. Первая железная дорога в России связала Петербург и Царское Село в 1837 г. по ней ходили 6 паровозов, закупленных за рубежом. Топливом для паровозной топки служили дрова. Позже в качестве топлива стали использовать уголь. Такие дымные паровозы стали называть «исчадьями ада».
В2. Первый русский автомобиль был построен в 1896 г. – отставным морским офицером Евгением Яковлевым и инженером Петром Фрезом. Но власти не проявили интереса к русскому автомобилю, и он не попал в серийное производство.
В1. В 1914 г. в стране было 9 тысяч легковых автомобилей. Единственным заводом собирающим автомобили из импортных частей был Рижский Русско-Балтийский завод (кадр 28)
В2. Первый советский автомобиль был создан в 1922 г. Место его рождения – Москва. Он развивал скорость до 80 км/ч и был рассчитан на 7 человек.
В1. В 1924 г. по праздничной Красной Площади Москвы прошли 10 грузовиков «АМО – Ф15», окрашенные в ярко красный цвет (кадр 29)
В2. Серийное производство легковых автомобилей «ГАЗ – М1» началось в 1936 г. на Горьковском автозаводе. Автомобиль имел закрытый кузов. В 1946 г. появились легковые автомобили «ГАЗ – М20» - «Победа». В 1957 г. Горьковский автозавод освоил выпуск автомобиля «ГАЗ-21» - «Волга», которая быстро завоевала популярность не только у нас, но и за рубежом.
(кадр 30-31)
В1. В 1954 г. был выпущен автомобиль «Москвич», а в 1963 г. малолитражный автомобиль «Запорожец» различных модификаций (кадр 32)
















страница 3
Из истории правил
дорожного движения (кадр 33)

В1. Попытки вести правила езды по улицам и дорогам в России делались еще тогда, когда безраздельно господствовал конный экипаж.
В2. В 1683 г. был издан указ, который категорически запрещал управление лошадьми с помощью вожжей – считали, что кучер должен управлять лошадью, сидя на ней верхом.
В1. В 1730 г. за нарушение правил дорожного движения – «бить кнутом и ссылать на каторгу».
В2. Петр
· издавал указы, вводил правила. Однако твердого порядка на улицах не было. Екатерина
·
· запрещала на улицах ямщикам громко свистеть и кричать. А за нарушение правил – «плетьми быть» (кадр 34-35)
В1. В 1812 г. в Москве действовали правила, по которым было установлено правостороннее движение, ограничение скорости, определялись места для экипажей и знаки для них.
В2. Многие предписания водителям сейчас могут вызвать лишь улыбку. Во Франции скорость автомобилей не должна была превышать скорости пешехода, в Германии – владелец машины обязан был накануне заявить полиции по какой дороге поедет. В ночное время езда на автомобиле запрещалась вообще.
В1. До 1917 г. в царской России не уделялось внимание разработке правил дорожного движения. Пешеходное движение было беспорядочно и неорганизованно (кадр 36)
В2. В 1920 г. был принят декрет об автодвижении по городу Москве – это первое правило движения. Устанавливались пределы скорости, запрещался обгон. Этот документ положил начало организации автомобильного движения в стране.
В1. В 1961 г. были введены по всей территории нашей стране Правила движения по улицам городов и дорогам (кадр 37)
В2. В 1968 г. на конференции ООН по дорожному движению были приняты Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах (кадр 38)
В1. 1 января 1973 г. введены новые правила дорожного движения по всей нашей стране – «Закон улиц и дорог».
В2. Ныне действующие правила дорожного введены с 1 января 1987 года.
Кадр 39 – ГИБДД - 70 лет (спросить о расшифровке аббревиатуры).
Кадр 40 – загадка о светофоре
Кадр 41 – Первый светофор
(появился в конце 1868 г. в Лондоне на площади у английского парламента. Две газовые лампы с красными и зелеными стеклами зажигались в темное время суток. Автор – инженер Дж.Найт. Через 4 недели взорвался. 5 августа 1914 г. в американском городе Кливленде был установлен первый в мире электрический светофор. В 1918 г. в Нью-Йорке – установлен 3-х цветный светофор. Спросить какие цвета на светофоре. В каком порядке расположены и что означают. В России первые светофоры появились в 1930 г. в Москве и Ленинграде).


страница 4
Для любознательных (кадр 42)

Давным-давно не было никакого деления на проезжую часть и на тротуар. Улицы были узкие и кривые – размахивает кучер кнутом, а прохожие жмутся к стенам домов. Тогда в Париже в 18 веке стали отделять узкие полоски вдоль дороги и мостить их булыжником или кирпичом. Они были немного выше мостовой.
Тротуар - от фр. «дорога пешеходов». Количество несчастных случаев на улице становилось все меньше.
Кадр 43 – Загадка о велосипеде.
Кадр 44 – история велосипеда. Первый велосипед появился в 1791 г. во Франции и был похож на игрушку. Человек отталкивался ногами от земли. Такой велосипед называли «костотряс». «Велосипед–паук» (показать) ехал быстро по дороге, но стоило попасть маленькому камню под колеса, он опрокидывался.
Сейчас есть самые разные велосипеды (детские, горные, дамские, спортивные, с коляской, с раскладушкой). Творческое задание – каким будет велосипед будущего. Вспомнить правила ПДД для велосипедистов.


Викторина

Первое транспортное средство в истории человечества (лошадь)
Когда было изобретено колесо со спицами (3 тыс. до н.э.)
В каком государстве были введены первые правила дорожного движения (Рим, 1 тыс. до н.э.)
Первый вид транспорта для общественного пользования (омнибусы, 17 век)
Что было изобретено раньше – паровоз или автомобиль (паровоз, 1814 Дж.Стефенсон)
Кого считают отцами автомобилей (Даймер и Бенц)
Кто создал дешевый и доступный автомобиль (Генри Форд в Америке, 1908 г.)
Какие виды старинного транспорта вы можете назвать (паланкин, рэда, карета, колесница и т.д.)
Как с греческого звучит слово автомобиль («сам подвижный»)
Переведите на русский слово «тротуар» (дорога для пешеходов)
Где впервые появился светофор (Лондон, 1868 г.)
Что значит по-русски «велосипед» (быстрая нога)
Как расшифровывается марка автомобиля «ГАЗ» (Горьковский автозавод)
Кто первый из императоров ввел правила безопасного движения (Петр 1)
13ПУТЕШЕСТВИЕ
В ПРОШЛОЕ
(ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА
И БЕЗОПАСНОГО ДВИЖЕНИЯ)