Литературное чтение.Тема: Кому счастье помогает? Дагестанская сказка «Богатырь Назнай» (2 класс)


Литературное чтение. 2 класс. Школа 2100.
Технологическая карта изучения темы: Кому счастье помогает? Дагестанская сказка «Богатырь Назнай»
Предметные результаты:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия произведения;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли;
- размышлять о характере и поступках героев;
-относить сказочных героев к одной из групп.
Метапредметные результаты: Формировать УУД:
Познавательные УУД:
 - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- ориентироваться на развороте учебника;
-  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- уметь работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться предсказывать своё предположение на основе работы с заголовком и иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие;
- эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Ход урока.
1. Актуализация знаний.
Работа с пословицами.
- Прочитайте пословицы, какое слово пропущено?
__________ своей тени боится.
_________ и таракана посчитает за великана.
– Какая тема объединяет пословицы?
– Попробуйте спрогнозировать тему будущего чтения.
2.Работа с текстом сказки.
1. Работа с текстом до чтения.
Собери «рассыпавшиеся слова»: оьтрбгаы, лпугец, овеплоз.
Собранные слова: богатырь, глупец, повезло.
– Как по-вашему, о чём мы будем читать?
- По какому разделу учебника мы путешествуем?
- К какому жанру вы отнесёте вошедшие в раздел произведения?
– Что вас удивило? (Мы читаем о богатырях, а пословицы о трусости, и собранные слова нельзя отнести к данному разделу учебника)
- Какие вопросы возникли?
Чтение авторского текста на с. 192.
– Интересно, почему Афанасий хитро прищурился?
- Прочитайте название сказки и скажите, какой народ её сочинил?
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Кто на ней изображён?
- Почему вы решили, что это богатырь? (По названию сказки и иллюстрации. В заголовке есть слово богатырь. Богатыри – это воины, защитники, а у человека, изображённого на иллюстрации, есть сабля.
- Где живёт богатырь?
- Сейчас эта республика в составе России. Она находится на Кавказе.
- Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения.
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение 1-й части вслух (диалог с автором, комментированное чтение).
Вопросы после 1-й части.
– Про какого богатыря эта сказка?
– Почему жена выгнала Назная?
– Что произошло с ним в пути?
– Почему царь просватал за Назная дочь?
– Что вы узнали о Назнае? Каким он был?
– Почему же его назвали богатырём?
– Что показалось смешным?
– Симпатичен ли вам этот человек?
Чтение 2-й части сказки самостоятельно.
Вопросы после чтения:
– Какие дни называют чёрными? Что происходило в это время в царстве, где теперь жил Назнай?
– Как Назнай отнёсся к просьбе царя?
– Как ему удалось победить змея?
– А теперь можно его назвать богатырём?
– Кто теперь тревожит царство своими набегами?
– Как вы думаете, победит ли Назнай трёх нартов? Узнает ли царь о трусости Назная? Прочитаем 3-ю часть и проверим наши предположения.
Чтение 3-й части сказки вслух.
Вопросы после 1-го абзаца:
– Как это – стреножив коней? (Связать путами ноги лошади: обе передние или обе передние с одной задней.)
– Когда так говорят: душа ушла в пятки?
– Кого испугались нарты и почему?
Чтение до слов «Спустя некоторое время в третий раз...».
– Как удалось Назнаю победить нартов?
– Что он сказал царю?
– Как характеризуют его эти слова? (Он был хвастлив.)
Чтение до слов «Назавтра царь собрал всё своё войско...».
– Почему царь поставил около дома Назная часовых?
– Как в сказке говорится о многочисленном войске чужеземного царя?
– Встречали ли вы такие выражения в других сказках?
Чтение до конца.
– Как Назнай победил войско и захватил казну?
– Что такое казна? (Деньги.)
– Почему Назная выбрали царём?
3. Работа с текстом после чтения.
Вопросы после чтения:
– Похожи ли победы Назная на победы Дыйканбая из киргизской сказки?
В каких словах выражен смысл сказки?
- Можно ли считать Назная богатырём?
- Почему же счастье помогло именно Назнаю?
3. Итог.
- Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?