Конспект урока по литературному чтению на тему Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик») (2 класс)


Конспект урока
Аттестуемый педагог Миронова Елена Александровна
Место работы Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 9 города Кузнецка.
Предмет литературное чтение
Возраст учащихся 2 класс
Тема урока: Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)
Тип урока: знакомство с новым произведением.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Цель урока: совершенствовать технику чтения, способствовать развитию умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, умения понимать и выражать свое отношение к прочитанному.
Задачи: – обучение умению отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– развитие умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения, аргументировать свою точку зрения;
– воспитание ценностного отношения к семье, чувства уважения и благодарности к близким.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Продолжительность: 45 мин.
Оборудование для учителя: ноутбук, интерактивная доска, проектор.
Планируемые результаты:
Предметные результаты УУД
воспринимают на слух текст в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами; понимают смысл заглавия произведения.
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке.
Познавательные: извлекают информацию из текста и иллюстрации; находят ответы на вопросы в тексте произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – выдвигают гипотезы и их обосновывают; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: вступают в беседу на уроке и в жизни; слушают и понимают речь других; осмысленно, правильно, выразительно читают текст произведения; высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; выразительно читают текст.
Личностные: понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают; высказывают своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Список использованной литературы
Литературное чтение. Рабочая программа для 2 класса.
Р.Н. Бунееев, Е.В. Бунеева Учебник «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс - М: БАЛАСС, 2012
Р.Н. Бунееев, Е.В. Бунеева Тетрадь по литературному чтению 2 класс - М: БАЛАСС: Школьный дом, 2011г
Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева Уроки литературного чтения во 2 классе. Методические рекомендации для учителя. - М: БАЛАСС, 2012
Технологическая карта урока
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
1 Организационный момент (1 мин)
Цель: Проверка готовности обучающихся, концентрация внимания. Цель: организовать рабочее место, настроиться на работу Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя.
2 Работа с текстом до чтения (7 мин)
Актуализация знаний.
Методы: визуализация, беседа, работа по обогащению словаря, учебный диалог, проблемная ситуация
Метод: проблемный вопрос Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. Цель: самостоятельно осознать тему урока, сформулировать цель урока, осознать готовность читать и обсуждать текст. По опорным словам на слайде узнайте жанр произведения, которое будем изучать на уроке:
Троекратный повтор, зачин, добро побеждает зло.
Прочтите предложения. Определите, что их объединяет. Вы узнаете тему сказки, с которой познакомимся на уроке:
Мудрым никто не родился, а научился.
Мудрость – помощник счастья.
Силён бывает тот, кто бывает мудрым.
Рассмотрите коллаж, послушайте музыку. Определите, к какому народу принадлежит автор сказки.
-Что вы знаете об этом народе?
-Обобщив проделанную работу, определите тему урока. Анализируют, определяют.
-Сказка
Анализируют, определяют.
-Это пословицы. Они о мудрости.
Рассматривают, анализируют, слушают музыку.
Определяют: татарский народ
Отвечают.
-Татарская сказка о мудрости. На слайде надпись:
КАЗСКА РОСТЬМУДЮ АТБОАГ.
-Расшифруйте надпись.
- Как понимаете эти слова?
- Что такое мудрость?
- Как вы думаете, у каких народов есть сказки о мудрости? Почему?
На слайде: «Татарская сказка «Мудрый старик»
- Прочтите название произведения.
Сопоставив тему и пословицу, попробуйте определить цель урока.
- Какие пути для доказательства вы можете предложить?
Расшифровывают и читают: «Сказка мудростью богата».
Отвечают:
- Учит мудрости, смекалке.
-Ум и жизненный опыт.
- У разных народов. Все народы ценят ум и мудрость.
-Доказать, что татарская сказка богата мудростью.
1.Прочитать сказку
2. Найти объяснения непонятных слов
3. Задать вопросы и ответить на них
4. Сравнить свои предположения с итогом сказки. Антиципация
Методы: наглядно-вербальный (беседа, работа
с иллюстрацией)
Цель: подготовка учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания, тематической и эмоциональной направленности Цель: предположить содержание текста, определить смысловую, тематическую и эмоциональную направленность текста, выделить его героев. а) – Откройте с. 5. Прочитайте еще раз название сказки.
– Кто автор сказки?
– Можно ли догадаться, кто герой этой сказки?
б) – Рассмотрите иллюстрацию.
-Кто изображён? Что можно предположить?
- Можно ли предположить, какие отношения (добрые или враждебные)
существуют между героями сказки?
– Как вы догадались?
– Какие предметы, детали жизни татарского народа изобразил художник?
– Что на рисунке подсказывает, что мы будем читать сказку о мудром человеке?
– Какой момент изобразил художник?
– Что же произойдёт в сказке?
-Вам захотелось прочитать сказку? Открывают учебник.
Читают название сказки.
Отвечают:
-Татарский народ.
- Да. Старик
-Высказывают предположения.
- Одежда, головные уборы, диванные подушки и пр.
- Книги – источник мудрости
-Высказывают предположения. 3 Работа с текстом во время чтения (17 мин)
Первичное чтение текста
Методы:
чтение вслух с остановками,
выборочное чтение,
беседа, чтение по ролям,
слушание,
полилогЦель: формирование правильного и выразительного чтения, обогащение словаря, развитие умения отвечать на вопросы Цель: познакомиться с содержанием сказки, проверить свои предположения о героях. 1 часть (чтение с остановками)
-Прочтите 1 абзац.
-Как можно назвать эту часть сказки?
- Почему автор называет падишаха жестоким?
-Прочтите, что он говорил о старших.
Прочтите 2 абзац.
-Почему же юноша прятал своего отца?
Что еще говорит о том, что он его любит и уважает?
Прочитаем диалог отца и сына по ролям.
(повторение критериев оценивания чтения)
Где же был драгоценный камень?
А вы бы смогли догадаться об этом сами? Почему?
Учитель дочитывает 1-ю главу.
-Почему на вопрос падишаха: «Кто тебе рассказал об этом?»,- юноша не сказал правду?
Почему же только старик мог разгадать местонахождение камня?
Как вы думаете, на этом испытания для юноши закончились?
2 часть (чтение «по цепочке»)
Проверка понимания:
-Как вы понимаете выражение «сжить со свету»?
- Почему визири решили сжить юношу со свету?
- Сколько загадок разгадал юноша?
-Почему юноша смог разгадать эти загадки?
-Почему падишах не поверил, что юноша сам догадался?
- Чем закончилась сказка?
Читают по одному абзацу с остановками.
- Зачин.
-Отвечают
-Выборочное чтение
Читают 2 абзац.
Отвечают:
- Он любил своего отца.
-Он беседует с ним и рассказывает ему все.
Читают по ролям.
Отвечают:
- На дереве.
- Нет.
- Мало жизненного опыта.
Слушают.
- Боялся за отца.
- Был мудрым.
-Нет, есть продолжение сказки.
Читают «цепочкой»
Отвечают на вопросы:
-Погубить
-Зависть.
- 3
- Помог отец.
- Он молод, а загадки сложные, нужен жизненный опыт.
-Падишах отменил свой жестокий приказ.
Беседа по содержанию.
Методы: беседа по осмыслению содержания, обобщение первичных впечатлений
Цель: обобщение прочитанного, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с выводами по тексту. Цель: обобщить первичные впечатления, проверить правильность предположений -Понравилась ли вам сказка?
-Какие чувства испытали?
-Что взволновало?
- Кто является положительным персонажем, отрицательным, нейтральными героями?
– В каких словах падишаха выражена главная мысль сказки?
– В чём убеждает вас эта сказка?
-Верными ли были наши предположения, сделанные перед чтением сказки?
Отвечают.
Отвечают
-Старик и юноша
-Падишах и визири
Отвечают
-Старших надо уважать.
Отвечают. 4 Работа с текстом после чтения (15 мин)
Проверка понимания текста Цель: формирование умений работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, находить ответы на поставленные вопросы, оценивать свою работу и работу товарищей. Цель: в ходе коллективной работы сформулировать основную идею сказки, осознать авторскую позицию, своё отношение к произведению. Методы: групповая работа,
разноуровневые продуктивные исследовательские
задания Организация групповой работы:
-Работать дальше будем по группам. (Приложение 1)
- Какие правила работы в группе вам надо соблюдать?
- С чего начнете работу?
- У вас на партах лежат жетоны. Они помогут вам объединиться в группы.
(Звучит татарская мелодия).
Группы выбирают себе лист с заданием.
(Приложение № 1)
В каждой группе выбирается выступающий и представляет результаты работы. Отвечают
-Разделиться на группы, распределить роли в группе.
Объединяются в группы, рассаживаются по группам.
Распределяют роли.
Капитан команды выбирает жетон с номером группы.
Слушают выступления команд, на слайде задания для оценки. 5.
Итог (3 мин)
Методы: обобщающая беседа, рефлексия
Цель: обобщить знания, полученные на уроке, оценить работу по теме. Цель: оценка и рефлексия деятельности на уроке. -Какую цель мы ставили на сегодняшний урок?
Мы достигли поставленной цели?
Что для этого вы делали?
-Что понравилось? Что было трудно?
-Что для себя взяли вы из этой сказки?
-Оцените свою работу на уроке.
(оценочный лист
Приложение 2) Отвечают:
--Доказать, что татарская сказка богата мудростью.
Высказываются, аргументируют. 6.
Домашнее задание
(2 мин)
Методы: дифференцированные разноуровневые задания: творческое, поисковое
Цель: Организовать самостоятельную деятельность учащихся для повторного чтения и анализа текста сказки на следующем уроке. Цель: самостоятельно выбрать и выполнить задание. Задание на выбор:
Подготовиться к чтению по ролям,
Проиллюстрировать любой отрывок из сказки.
Подобрать пословицы, выражающие главную мысль сказки. Выбирают задание, записывают. Приложение 1.
1 группа
Сказка мудростью богата.
Какой мудростью богата эта сказка?
Как вы думаете, какой человек сочинил эту сказку: молодой или старый?
Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней?
2 группа
Главные герои сказки.
Из перечисленных качеств выбери качества, подходящие для героев.
опытный
добрый
спокойный
терпеливый
заботливый
Падишах любящий
Старик жестокий
Юноша мудрый
Злой
молодой
глупый
находчивый
веселый
3 группа
Работа с текстом.
Найдите в тексте и прочитайте:
В каких словах падишаха выражена главная мысль сказки?
В чем убеждает вас сказка?
Что для себя вы взяли из этой сказки?
ЭТА СКАЗКА НАУЧИЛА МЕНЯ…
4 группа
Работа над жанром
Согласны ли вы с тем, что произведение – сказка?
Докажите свое мнение (какая сказка, приметы сказки).
Составьте кластер.
Приложение 2
Оценочный лист ученика 2 класса __________________
Литературное чтение «Мудрый старик» (татарская сказка)
+ могу\ знаю +\- сомневаюсь - не могу\ не знаю
№п\пКритерии Сам Учитель
1 Знаю тему урока 2 Знаю цель урока 3 Знаю план достижения цели 4 Могу работать по плану 5 Могу хорошо читать текст 6 Умею отвечать на вопросы по тексту 7 Сам могу составить вопрос к тексту 8 Умею работать в группе 9 Могу доказать свои высказывания 10 Могу оценить свою работу на уроке 11 Могу оценить работу своих товарищей 12 Могу сказать что урок прошел с пользой