Ученическое самоуправление — это


ТЕМА: УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – ЭТО
Учитель начальных классов
Юрьева Ольга Николаевна
Слайд 1
Класс представляет собой постоянное формирование детей. Деятельность классного коллектива определяется задачами, стоящими перед обществом, с учётом возрастных особенностей учащихся. Класс является первичным коллективом школы, центром, ядром воспитательной работы. Класс выполняет воспитательную функцию, поэтому необходима деятельность в нём строго с позиции ребёнка, его интересов, дарований, склонностей. Класс является основой школьного самоуправления. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может быть связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой. Всякий раз, мы учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы: Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе? Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся? Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации? Детский коллектив-это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого. В начале своей работы я поставила следующие задачи: (слайд 2)
1. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого учащегося с учётом его возможностей.
2. Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности.
3. Развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
Классным руководителем в данном классе я работаю 4-ый год. Все ребята в классе разные. Есть такие, которые ни к чему не имеют стремления, есть робкие ,а есть отважные, есть ленивые и очень старательные, есть дети, разум которых невозможно разжечь никакими сильными впечатлениями, а есть такие, которые схватывают с полуслова или намёка. В связи с этим выработался определённый стиль отношений с детьми и родителями: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нём работать, постепенно предоставляя всё больше самостоятельности, подсказывая при необходимости. Наш класс разбит на 2 группы, которые формировались детьми по желанию( дружба, общие интересы и тд.) Содержание деятельности групп определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для младших школьников. Всю деятельность я разбила на 5 секторов (слайд 3): учебный, санитарный, хозяйственный, затейники и зелёный патруль. Общее классное собрание выбирает командира класса путём голосования (слайд 4). Командир - правая рука учителя, контролирует выполнение поручений, помогает в организации деятельности групп. Учебный сектор- помогает в учебной работе отстающим, проверяют дневники, состояние учебников, следит за классной библиотечкой, а также делает стен.газеты по предметам. (слайд 5) Санитарный сектор- следит за тем, чтобы у всех был чистый и опрятный вид, проверяет сменную обувь. Хозяйственный сектор- контролирует работу дежурных, проверяет состояние классного помещения, мебели, добивается бережного отношения к собственности класса.(слайд 6) Зелёный патруль- не только поливает цветы, но и ухаживает за ними ( рыхлит почву, пересаживает). ( слайд 7) Затейники- их задача не только провести физ.минутку на уроке, но и организовать интересные игры на перемене. Они также, собирают информацию о спортивных достижениях учащихся и класса, помогают в организации праздников. ( слайд 8 ) Сейчас у меня 1-4-ый класс и к концу года я ожидаю получить следующие результаты своей работы: Организаторские: -приобретение организаторских и коммуникативных качеств личности моих учеников. Методические: - владение навыками организации и проведения культурно – массовых мероприятий. Воспитательные: - стремление к здоровому образу жизни - активная жизненная позиция школьников - гражданское самосознание - получение умений и навыков индивидуальной и коллективной управленческой деятельности, социальной активности. Самоуправление в классе способствует формированию самостоятельности, умению слушать и слышать, высказывать своё мнение и предлагать решения. Эффективность работы классного руководителя во многом зависит от того, насколько организованное детское сообщество он может создать из класса. И если это удаётся, то он получает хорошего помощника в воспитательной работе, так как только развитый коллектив может оказывать значительное воспитывающее воздействие на детей. И в заключении я хочу напомнить вам китайскую мудрость (слайд 9): Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Дай мне действовать самому и я научусь!
Не забывайте её, классные руководители, при организации у