Слог. Знакомство со слогом


Управление образования Администрации Аксайского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района
Аксайская средняя общеобразовательная школа №2
с углубленным изучением английского языка и математики
Урок
обучения грамоте (чтение)
по системе Л.В.Занкова в 1- А классе
-40767036830
10033024130

Урок подготовила:
учитель нач. классов
МБОУ АСОШ №2
Никуличева Л. Е.

2014 г.
Тема. Слог. Знакомство со слогом.
Цель урока: формировать у учащихся учебно-познавательный интерес к обучению грамоте на основе самостоятельного открытия существенного признака слога - гласного и развивать ценностное отношение к учебно–практической деятельности по применению полученных знаний при работе со словом.
Задачи урока:
Предметные:
- начать формировать понимание того, что существенным признаком слога является гласный, познакомить с технологией деления слов на слоги, начать формировать навык деления слов на слоги;
- практиковаться в составлении модели слова на основе звуко-знакового анализа;
- практиковаться в печатании слов на основе звукобуквенного анализа;
-продолжить работу по формированию умения различать высказывание по поводу обсуждаемого предмета и обсуждаемого слова;
Метапредметные: *личностные : формировать интерес к учебному материалу ; проявление самостоятельности в разных видах деятельности; продолжить работу по формированию умения оценивать свои действия. *регулятивные: учащийся учится понимать и сохранять учебную задачу; своевременно и корректно сообщать учителю, что не понимает вопроса, задание, выполнять учебные действия в устной речи и в уме; *познавательные: учащийся учится анализировать предъявляемые ему слова в соответствии с заданием учителя, составлять слова из букв (синтез), приобретает первоначальный опыт анализа слогового состава слова;
*коммуникативные: учащийся приобретает опыт адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, возникающих на уроке; работать в содружестве с одноклассниками, использовать в общении правила вежливости.
Методы обучения: продуктивный. Формы познавательной деятельности учащихся: парная, групповая, фронтальная, самостоятельная.
Оборудование урока: (у каждого обучающегося) учебник Н.В Нечаева, К.С Белорусец «Азбука», тетрадь для печатания.
Этап Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные действия
1.1Самоопределение
к деятельности
Организационный момент 1.Включить детей в деятельность.
2. Организовать самооценку предстоящей деятельности
Воспитывать культуру поведения на уроке. Слайд 1.

1. Приветствие.
Эмоциональный настрой
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось рыжее пятно.
Слайд 2

Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
Представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.
Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к нашим гостям, поздороваемся и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок всем станет теплее и уютнее.
Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье, и люди от этого становятся добрее.
2. Проверка готовности к уроку.
- Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, тетрадка для печатания, аккуратность расположения предметов на парте.
- Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.

- Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.
Я хочу наш урок продолжить загадкой:
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет,
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть, тоска ее боится.
- Что это? ( улыбка) Как вы догадались, что речь идет об улыбке? ( беседа)
- С каким настроением вы пришли на урок?
- Каким хотите увидеть наш урок сегодня?
- Что для этого надо сделать, чтобы желание ваше исполнилось?
Слайд 3

948055737870-в тетрадке для печатания нарисуйте, какое у вас настроение в начале урока.
-196852667041656031115 Выполняют самооценку готовности:
-выбор учебных принадлежностей
-аккуратность их расположения на столе;
Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе. Личностные Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;Метапредметные(регулятивные) самоконтроль; самооценка;
Предметные Предметная готовность к предстоящей деятельности.2. .Актуализация знаний.
Цель: повторение пройденного, подготовка к созданию ситуации затруднения
1. Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.
2. Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности.
3. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке. Слайд 4

- Что сейчас звучало? Что такое речь? Какая она бывает? Из чего она состоит?
Слайд 5

-Дыхательные упражнения со звуками
- Произношение звуков с заданной интонацией. Ученики слушают задания, отвечают на вопросы.
Метапредметные (познавательные). Анализ букв с разных точек зрения.
Личностные. Активизируется самостоятельность, создается ситуация успеха.
Метапредметные (коммуникативные). Допускать существование разных точек зрения.
Регулятивные. Выполняют учебные действия, осуществляют контроль.
3.Постановка
учебной задачи
( определение места и причины затруднения). Цель: сообщение нового материала через проблему; определение темы и цели урока.

Физминутка
4. Первичное закрепление
1.Определить тему и цель урока.
2. Добиться понимания и принятия учебной задачи урока. Слайд 6

Посмотрите на экран, что можно сказать о данной записи?
- Используя только эти буквы, составьте слово или несколько слов. Обсудите это в паре и получившиеся слова напечатайте в тетради.
- Итак, чья пара готова, покажите.
- Какие у вас есть варианты? Почему не получилось? (ответы детей)
- Сколько букв добавить? Одну? Две?
- Я добавлю 1 букву (Б). Получается? Добавляю вам ещё 2 буквы (А,А ) - Теперь поработайте в группе и попробуйте составить слова. Какие слова у вас получились?
Слайд 7.

Одно из слов у вас получилось ЛУНА.
Напечатайте его в тетрадке и давайте составим его звуковую модель.
Проверим на доске.
- Кому было трудно?
- Кто правильно выполнил это задание?
- Что можете рассказать о луне как о предмете?
- На каком уроке мы с вами об этом говорили?
- Слышали ли вы выражение « с луны свалился», что оно означает? (Так говорят о человеке, который ничего не слушал)
- Хорошо. А что можете рассказать о слове луна?
- А можно его разделить на части? Если да, то сколько их будет?
Может кто-то уже знает, как эти части называются? И кто уже догадался, какая тема сегодняшнего урока?
СЛОГ. Слайд 8.

-А что бы вы хотели узнать о слоге? Давайте попробуем составить план работы на уроке.
- Посмотрите на слоги в слове луна (ЛУ – НА)
- Что общего?
- Поставьте ударение. Какой слог по счету ударный?
- От какого звука зависит – ударный слог или безударный.
- Значит « хозяином» слога является гласный звук. БЕЗ НЕГО – НЕТ СЛОГА!
- Сколько гласных в слове луна (два), назовите их. Значит сколько слогов в слове.( два)
- Сделайте вывод о том, как определить в слове количество слогов. (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
Физкультминутка «Дождик и Солнышко».
Слайд 9.

Теперь, когда мы узнали, что такое слог, давайте попробуем разделить слова на слоги.
Ира! Мама! Ирина!
- Что можно сказать об этой записи?
- Напечатайте в тетради эти слова, разделяя на слоги. Произнесите слово на распев и отделите один слог от другого черточкой.
У кого получилось? Что увидели нового интересного?
( МА-МА И-РА И- РИ-НА) Слог может быть из одного гласного.
- Молодцы! Сделайте вывод: из чего состоят слова? Дети называют буквы. Дают характеристику соответствующим звукам.
- Работа в паре по составлению слов.
Печатают слова ЛУНА и составляют его схему.
Каждый слог состоит из гласного и согласного звуков. Каждый слог состоит из 2 букв
Познавательные. Анализируют материал, Выделяют главное.
Регулятивные. Осуществляют контроль, выполняют учебное действие в уме.
Личностные. Формируется способность к самооценке.
Познавательные. Анализируют, выделяют главное, формулируют выводы по результатам наблюдений.
Регулятивные. Пошаговый и итоговый контроль.
Коммуникативные. Формируют собственное мнение.
Познавательные. Работа с информацией в разной форме.
Регулятивные. Пошаговый контроль.
Коммуникативные. Учатся владеть речью.
Личностные. Проявление интереса к новому.
Познавательные. Осуществляют поиск информации.
Регулятивные. Осуществляют контроль, различают результат и способ действия.
Личностные. Способность к самооценке, ориентирование на понимание причин успеха в учении.
Познавательные. Поиск нужной информации, принятие информации.
Регулятивные. Принимают и сохраняют учебную задачу,
Коммуникативные. Учитывают разные мнения, контролируют действия партнера.
Личностные. Формируют способность к самооценке.
5. Решение
учебной задачи Умение применить на практике полученные знания Слайд 10

Давайте обратимся к Азбуке стр.38
Посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите?
- Мы с вами делить мыло не будем. Мы будем работать со словом мыло. Подумайте сколько в слове мыло слогов. Для этого произнесите слово, послушайте, есть ли гласные звуки.
- Рассмотрите картинки, расположенные справа. Что, вы видите? ( Птицу – страус эму.)
- На другой картинке мышки делят сыр. Как вы думаете, смогут они его поделить? Сам сыр – Да, а слово – НЕТ.
- Сравните слова эму и сыр, что интересного вы заметили? Работа в тетрадях с проверкой на доске Познавательные (установка причинно – следственных связей)
Коммуникативные. Учатся владеть речью.
Личностные. Проявление интереса к новому.
Личностные. Способность к самооценке, ориентирование на понимание причин успеха в учении.
6.Физминутка. Танцуем сидя 7. Первичная
проверка знаний.
Решать типовые задания.
Закреплять способ их решения.
Раздели слова на слоги.
(лимон, малина, Рома, май, малы, налимы, машина, рой, яма)
Слайд 11.
Игра «Найди мой домик»
(играем стоя)
Работа на карточкам по рядам:
1 ряд- односложные слова
2 ряж- двусложные слова
3 ряд –трёхсложные слова

Познавательные. Поиск нужной информации, принятие её .
Регулятивные. Принимают и сохраняют учебную задачу,
Коммуникативные. Учитывают разные мнения, контролируют действия партнера.
Личностные. Формируют способность к самооценке.
8.Самостоятельная работа с проверкой
1. Самостоя-тельно решать поставленные задачи.
2. Уметь проверить результат работы.
3. Почувство-вать себя успешным. На листике закрасьте под каждым рисунком столько кружков, сколько слогов в слове, называющем данный предмет. ( Проверка на доске.)
Слайд 12

- Какое правило мы открыли сегодня на уроке?
- Как вы думаете, есть ли у слога еще секреты? На следующем уроке мы с вами раскроем эти секреты.
- Получился ли урок таким, каким вы хотели его видеть?
- Ребята, чью работу на уроке вы хотите отметить? Работают индивидуально на листиках. Регулятивные. Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия.
Личностные. Проявляют интерес к новому.
Коммуникативные. Формулируют собственное мнение, контролируют действия товарищей.
9. Подведение
итога
урока. 1. Рефлексия деятельности на уроке.
2. Самооценка собственной деятельности. - Оцените, чему вы научились на уроке: Я научился (лась) … . Я понял (а) … . Я смогу … . Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно — весёлый смайлик; затруднялся при выполнении заданий - задумчивый; было трудно работать – грустный.
Слайд 13.

Ученики с опорой на план дают оценку своей работы на уроке.
Ученики выбирают смайлики на доске. Личностные. Уметь оценивать результат своей работы.
Регулятивные. Оценивать свои достижения.
Слайд 14

Ребята, я хочу предложить вам поупражняться дома в определении количества слогов в словах. Над рисунками, обозначающими предметы, надпишите цифрой количество слогов в этом слове. Все читающие могут не только поупражняться, но и прочитать рассказ и нам рассказать, о чём он.
Спасибо всем за интересную работу!
Слайд 15.