Технологическая карта урока технологии по теме « Технология ведения дома. Интерьер кухни, столовой» 5 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеаксинская средняя общеобразовательная школа»
Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
Технологическая карта урока технологии
по теме « Технология ведения дома. Интерьер кухни, столовой»
5 класс
подготовила учитель технологии
Никитина Елена Геннадьевна
с. Большая Акса 2016
Тип урока Изучения и первичного закрепления новых знаний
Планируемые образовательные результаты Предметные: ознакомить с понятием «интерьер», некоторыми требованиями к интерьеру;объяснить значение понятия «планировка» и варианты планировки кухни;узнать, что такое стиль, и какие существуют стили кухонь;сделать замеры и эскиз кухни.
Метапредметные:
регулятивные УУД – научатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
коммуникативные УУД - научатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
познавательные УУД - научатся ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Личностные - воспитывать ответственность за результаты своей деятельности, уметь проверять свои действия.
Методы обучения Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения
Формы работы учащихся Индивидуальная, групповая
Образовательные ресурсы УМК по технологии, 5 класс; компьютер, проектор, презентация «Интерьер кухни»; приложение 2 «Планировка кухни» http://fcior.edu.ru/card/14890/planirovka-kuhni.html; приложение 3 Дизайн кухни, несколько правил. http://www.youtube.com/watch?v=YKeGHXVvXKc ; приложение 4 супер физкультминутка http://videouroki.net/look/superfizmin/proshkolu.html
Структура и ход урока
Этапы урока Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Виды контроля
1.Организационный момент и мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
1)Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).
2)Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок
( «могу»).
3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). Проверка готовности к уроку; создание эмоционального настроя на изучение новой темы.
Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему.
Слайд 2
У каждого из нас есть дом.
- Что такое дом?
Дом – это место, куда человек стремиться вернуться, где бы он ни находился. Здесь человек чувствует себя защищенным, зная, что ему никто не помешает заниматься своим любимым делом, принимать своих друзей.
- Конечно у каждого человека свой дом. И все дома отличаются друг от друга. Но в каждом из домов есть специальные комнаты. Назовите какие комнаты вы знаете?
- Как вы думаете, какая комната в доме наиболее востребована?
Конечно же, вы правы - это кухня. 
Кухни - традиционно самое главное пространство в доме. А как вы думаете для чего предназначена кухня.
Да, конечно, кухня – это рабочее помещение, они служат для приготовления пищи и выполнения хозяйственных работ.   При создании интерьера своей кухни уже на стадии обдумывания и планирования нужно совершенно чётко представлять, что в ней должно соответствовать Вашим и только Вашим вкусам. А как правильно называется расположение всех предметов и мебели в комнате. Да именно, интерьер. И теперь давайте вместе сформулируем тему сегодняшнего урока.
Поэтому с помощью урока , сегодня мы узнаем, как правильно расставить мебель и оборудование кухни. Обсуждают задаваемые вопросы; пытаются формулировать тему и цель урока
Ученики самостоятельно называют тему урока: «Интерьер кухни, столовой» Личностные: развитие мотивов учебной деятельности.Регулятивные - научатся определять цель и задачи урока Устные ответы
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии и выход из него
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
1)Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
2)Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
3)Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» - «хочу»).
4) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.
5) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного.
Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки Слайд 4-8
- Давайте попробуем самостоятельно сформулировать понятие КУХНЯ
- А что такое интерьер?
Понятия: кухня, интерьер.
Современная кухня должна отвечать двум основным критериям – быть экономичной и комфортной, поэтому нужно правильно сделать планировку кухни.
А что такое планировка?
Планировку лучше всего сначала выполнить на бумаге, т. е. нарисовать схему кухни.
Слайд 8- 10
Чтобы правильно выполнить планировку необходимо знать, что такое зонирование кухни и «рабочий треугольник».
Вся площадь кухни делится на две зоны - рабочую и столовую.
-Для чего предназначена рабочая зона?
Да конечно, вы правы когда сказали что рабочая зона предназначена для приготовления пищи. Приготовление пищи является своеобразным технологическим процессом, который состоит из следующих основных операций: хранение продуктов; подготовка продуктов; мытье продуктов; подготовка блюд; приготовление блюд, требующих термической обработки; раздача готовых блюд; мытье посуды; уборка кухонных отходов.
1) Расстановка мебели и оборудования в рабочей зоне должна происходить по принципу «РАБОЧЕГО ТРЕУГОЛЬНИКА», который задается положением мойки, плиты и холодильника.
Рабочие поверхности кухонного оборудования должны составлять одну непрерывную рабочую линию, позволяющую без помех выполнять все кухонные работы. Кухонную плиту и мойку встраивают в рабочую линию. При этом их верхние плоскости должны быть на одном уровне с рабочими поверхностями столов-шкафов. Если размеры и планировка кухни не позволяют устраивать непрерывную линию, то кухонное оборудование располагается с учетом последовательности выполняемых операций, то это помогает рационально организовать процесс приготовления пищи и сохранить силы и время хозяйки.
- Для чего предназначена столовая зона?(ответы учеников)
Естественно, что столовая зона, прежде всего, предназначена для употребления пищи. Столовая зона может находиться в отдельной комнате, в отдельной зоне, а возможна она будет совмещена с кухней.
Слайд 11
Виды планировки кухни.
Существуют следующие виды планировки кухни: однорядная, двухрядная, Г- образная, П- образная и кухня-остров.
- Чем определяется выбор планировки кухни? (ответы учеников)
Конечно, выбор планировки определяется формой кухни, ее размерами, а также расположением в помещении окон и дверей.
Слайд 12 КУХНЯ - НИША.
Кухня-ниша является частью комнаты.
Такие кухни для приема пищи не приспособлены
Слайд 13
КУХНЯ В ОДИН РЯД
  Размещение мебели в один ряд чаще всего связано либо с маленькими размерами кухни, либо с использованием просторного помещения, когда в одной части большой комнаты располагается мебель, а другая предназначена для приготовления и приема пищи.     В этом случае, для соблюдения "треугольника", раковину лучше расположить в центре, а плиту и холодильник вокруг нее. Причем между плитой и раковиной желательно установить рабочий стол.
Слайд 14
КУХНЯ В ДВА РЯДА
  Такой вид размещения мебели используется, когда кухня является сквозной. Плиту и мойку лучше расположить по одной стене, а холодильник по другой. Рабочий треугольник, в этом случае сохранится, и рабочая поверхность будет достаточно велика.
Слайд 15
Г-ПЛАНИРОВКА
Такое размещение мебели больше всего подходит для небольшого квадратного помещения. Если же Ваша кухня имеет большие размеры, то расстояние между рабочими центрами становится слишком большим. Поэтому мойку и плиту нужно расположить максимально близко, оставив между ними рабочую поверхность.
Слайд 16
П-ПЛАНИРОВКА
Мебель расставляется вдоль трех стен. При такой планировке можно сделать очень удобный рабочий треугольник. Задняя стенка при этом должна быть не менее 2500 мм, а свободное пространство между сторонами от 1200 до 2800 мм. При более сжатых размерах создается неудобство и теснота, а при более свободной расстановке - ненужное движение.
Слайд 17
КУХНЯ-ОСТРОВ (КОМБИНИРОВАННАЯ)
  Островная кухня - это U-образная кухня или L-образная кухня с дополнением в центре. Эта планировка подходит только для большого помещения. Наиболее удобные размеры "острова" 1200х1200 мм.     В традиционном исполнении на середину кухни выносится стол с раковиной или плитой, но "островом" так же может быть обычный обеденный стол или тележка на колесах. Так же можно использовать это пространство как рабочую поверхность, а шкафы использовать для хранения различной утвари.     В таком варианте планировки очень много вариантов для создания оптимального "рабочего треугольника".
Технологический этап – планирование и изготовление
На каждом слайде показан один из видов планировки кухни, прибегая к полученным на уроке знаниям попробуйте самостоятельно определить тип кухни (ученики отвечают).
Высказывают предположения на поставленные вопросы
Обсуждают заданный вопрос и пытаются выполнить предложенное задание в группе
Выполняют предложенное задание. Советуются с членами своей группы.
Сравнивают свою работу с представленными слайдами, с материалами в учебнике
Обсуждают заданный вопрос
Пытаются выполнить предложенное задание каждый самостоятельно
Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из беседы с учителем; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания по изучаемой теме.
Личностные: осознают свои возможности в учении.
Коммуникативные: научатся вступать в речевое общение; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; слушать друг друга
Регулятивные: планирование последовательности действий)контроль- нахождение отличий своего результата с заданным эталоном; коррекция-внесение необходимых дополнений и корректив в план.
Устные ответы; работа в группах и индивидуальная самостоятельная работа
Устные ответы; самостоятельная работа в тетрадях; самоконтроль по образцу
Игровая пауза Осуществить здоровьезбережение, смена рода деятельность. Ну а прежде чем мы перейдем с вами к практической работе давайте немного отдохнем и я объявляю физкультминутку
Физкультминутка слайд 18
Гимнастика для глаз: Сели прямо, удобно.
-Посмотрите направо, налево, вверх, вниз (вниз как можно глубже, чтобы увидеть пол)-5 раз
- Оглянулись на противоположную сторону стены, посмотрели. Смотрим на стену перед собой, закрыли глазки. Представили, что сзади. Открыли глаза-5 раз.
- Закрыть глаза, сжав сильно веки, открыть глаза-5 раз.
- Поставили ладошку перед глазами - посмотрели, отодвинули ладошку –посмотрели- убрали ладошку - 5 раз.
Немного передохнули, и наверно готовы двигаться дальше.
Коммуникативные: умения ориентироваться, слаженно работать в группе
Познавательные: структурирование знаний, логическое мышление 5. Первичное осмысление и закрепление Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
1)Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2)Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки. Слайд 19
Практическая работа №1.(учебник стр.19)
Планировка кухни
1.Вырежи из листа бумаги шаблоны мебели и оборудования для кухни, выполненные в масштабе 1:20.
2.Начерти в рабочей тетради в том же масштабе план своей кухни.
3.Передвигая шаблоны на плане кухни, выполни рациональную планировку с учетом принципа рабочего треугольника.
4. Приклей шаблоны на план клеящим карандашом.
5. начерти цветным фломастером с помощью линейки рабочий треугольник.
6. оцени получившуюся планировку
А сейчас я вам предлагаю побыть в роли дизайнеров и попробовать самостоятельно распланировать кухню.
Самостоятельная работа «Планировка кухни» Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания по изучаемой теме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Самоконтроль по образцу
Домашнее задание Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
(слайд 21):
Вот таким же способом, которым вы работали сегодня на уроке, я попрошу вас определить тип кухни в вашем доме, и зарисовать его в рабочую тетрадь. Написать, что бы вы изменили в своей кухне и почему?Запишите пожалуйста домашнее задание в дневник.
. Предлагается записать отзывы родителей в рабочих тетрадях. Коммуникативные обсуждение всей семьей типа кухни спланировать свою деятельность;
Познавательные: поиск необходимого материала в журналах или в интернете;
Регулятивные: самостоятельное зарисовать в рабочей тетради планировку кухни;
Личностные: самооценка своего результата.
-
6. Рефлексия учебной деятельности Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Заканчивая сегодняшний урок, я хочу, чтобы вы оценили свою работу на нём. Перед вами лежат смайлики, которые помогут вам оценить вашу работу. Выберите наиболее подходящий и с помощью клея-карандаша приклейте его в свою рабочую тетрадь.
А теперь давайте посмотрим, какую же оценку вы поставили сами себе и почему. (Ученики отвечают по очереди)
-проводят самооценку;
-определяют качество выполненной работы;
-рассказывают, слушают;
Вы умницы. Тему урока усвоили. Мне очень понравилось работать сегодня с вами. И я, думаю, вас можно предложить в команду любых дизайнеров. Мне хочется только добавить, что кухня должна быть не только красивая и удобная но и в первую очередь полезная. Спасибо всем за урок. (слайд 25)До свидания!
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Личностные: формирование эстетического вкуса.
Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.
Регулятивные: оценка выполненной работы.Познавательные: выводы о проделанной работыСамоконтроль; оценивание учащихся за работу на уроке
Библиографический список
Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003.
Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть первая./ Под ред. П.Р. Атутова, Москва: ИОСО РАО, 1997
Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть вторая./ Под ред. П.Р. Атутова, Москва: ИОСО РАО, 1998
Есенкова, Т.Ф. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» / Авт. сост. О.В. Атаулова; Под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.