Конспект урока по литературе Сказочное путешествие

Сказочное путешествие
( по творчеству Г.Х. Андерсена)


Цели: - расширять кругозор детей;
- развивать интерес к творчеству Андерсена; навыки коммуникативного общения, память и внимание уч-ся;
- воспитывать познавательный интерес к чтению и творчеству Г.Х. Андерсена.
Оборудование: мультимедиа проектор, интерактивная доска.


Слайд
1-2
«Сказочное Путешествие».


Слайд 3
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас на заочную экскурсию по биографии так любимого всеми взрослыми и детьми писателя.
- Итак, мы отправляемся в далёкую северную страну Данию, которую он любил всем сердцем. Приплываем на огромном корабле к порту столицы её, городу Копенгагену. Первое, что бросается в глаза при приближении к берегу, – это статуя Русалочки, которая охраняет вход в копенгагенский порт. Грустная Русалочка, распустив свои роскошные волосы, смотрит вдаль, словно ждёт появления своего любимого принца, ради которого она отказалась от своей жизни и превратилась в морскую пену. Эта пена до сих пор бьётся о берег моря, напоминая нам о самоотверженной любви.

Слайд 4
- О ком же это??? Конечно, мы будем говорить о Хансе Кристиане Андерсене на сегодняшнем занатии.



Слайд
5-8
Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе. Отец его был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в нищете: спал в маленькой каморке, заставленной верстаками и инструментами для башмачного ремесла. Но стараниями заботливых родителей, казалось, совсем не замечал бедности. Отец, для которого мальчик был всем в жизни, в свободное от работы время читал сыну книжки, мастерил игрушки. Мать же следила за тем. Чтобы он был всегда сыт, причесан и опрятно одет. В этом ей помогала подруга, которая перешивала для мальчика старую одежду.





Слайд 9-12
Была у Ханса Кристиана и заботливая бабушка. Она каждый день забегала к Андерсенам, чтобы поглядеть на внука, чем-нибудь побаловать его. Бабушка рассказывала мальчику сказки, которые погружали ребенка в мир волшебства. Одаренный богатой фантазией, мальчик часами мог играть один. Ему не нужны были шумные детские компании. Любая палочка, веточка или камешек оживали в его воображении и нашептывали свои удивительные истории. С детства Андерсен умел вырезать из бумаги всякие фигуры. И когда лист бумаги превращался у него в старую ведьму на помеле, изящную балерину, аиста, стоящего на одной ноге в гнезде, сразу же рождались и сказки об этих фигурках.





Слайд
13-16
В то время в Оденсе был уже благоустроенный театр. Однажды отец сводил сына на представление. Вскоре для Ханса театр сделался самым излюбленным местом. Но часто посещать спектакли он не мог. Поэтому он познакомился с расклейщиком афиш. Тот ежедневно дарил Хансу Кристиану по афише. Так у Андерсена появилась новая забава: сидя в каморке, он прочитывал название спектакля и к нему сочинял пьесу. Затем шил для своих кукол костюмы и разыгрывал комедии. Это были первые, еще неосознанные попытки творчества. С годами забава переросла в сильное увлечение литературой, искусством. Мальчик мечтал о сцене.




Слайд
17-22
Когда Хансу исполнилось 14 лет, умер его отец. И он отправляется в Копенгаген, мечтая о карьере танцовщика или певца. Но долговязого неуклюжего юношу не приняли в Королевский театр. Хорошо, что Андерсену посчастливилось встретиться в жизни с добрыми и мудрыми людьми. Они уговорили его учиться. И вот в 17 лет юноша уселся за парту с совсем маленькими детьми. Учение давалось не просто. Но упорство и трудолюбие помогли Андерсену окончить гимназию и поступить в университет.





Слайд
23-26
Всё это время он продолжал писать комедии, трагедии, стихи и романы, веря в свои силы. Он мечтал стать знаменитым. В домах своих знакомых Андерсен всегда рассказывал детям сказки, сочиняя их на ходу. Стоило ему войти в дом, где были дети, они тут же требовали новую сказку.
В 30 лет еще бедный и почти безвестный, Андерсен написал на листе бумаги: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку, он шел домой с войны...». Так появилась история про бывшего солдата-храбреца. Важные господа смотрели на него как на пустое место, ведь у него не было ни гроша. Но старое огниво помогло храброму солдату стать королем. Это была сказка «Огниво». И это было начало новой жизни. После выхода в свет его книги «Сказки для детей», Андерсен понял, в чем заключается его настоящее призвание – быть сказочником.




Слайд
27-29
Андерсену нравилось путешествовать. Будучи уже известным писателем, он побывал во многих странах: Англии, Франции, Италии, Швейцарии Он познакомился в Париже с Виктором Гюго, беседовал с Бальзаком, был в гостях у Гейне. В Лондоне Андерсен встретился с Диккенсом. Великие композиторы мира :Вагнер, Шуман, Лист, Россини, играли для сказочника свои произведения. Андерсен становится всемирно знаменит. Во всех европейских столицах готовы были без конца принимать и чествовать «великого сказочника». Самые знаменитые люди того времени становились друзьями Андерсена, и даже короли считали за честь пожать ему руку.






Слайд
30-31
...Сам писатель все больше и больше входит во вкус сочинения сказок. В них развертывается бесконечное богатство его фантазии, проявляется вся сила и глубина его поэзии, идеальная чистота души и теплота его сердца. Мысли его – то глубоко трогательные, то игриво-грациозные – всегда гуманны и отличаются простотой и ясностью. Каждая сказка его, хотя бы самая коротенькая, выражает нечто определенное и законченное. При этом язык его образен и совершенно прост. Сказки Андерсена быстро «разбежались» по свету, их перевели на разные языки. В России они появились в середине XIX века. Андерсен писал в 1868 году «Я очень рад, что мои произведения читаются в великой, могучей России, чью цветущую литературу я отчасти знаю, начиная с Карамзина и Пушкина и вплоть до новейшего времени».


Слайд 32
..Андерсен считал себя необыкновенно счастливым человеком. Его автобиография начинается такими словами: «Моя жизнь – прекрасная, роскошная сказка. Если бы в то время, когда я вступил в свет маленьким, бедным, одиноким мальчиком, ко мне явилась всемогущая фея и сказала: «Выбирай свою цель и направление, а я буду тебя наставлять и защищать» - моя судьба не могла бы быть счастливее, умнее и лучше. Моя жизнь скажет миру то же, что она сказала мне: есть милосердный Бог, который все приводит к лучшему». Время безжалостнее, чем мы думаем: оно убивает даже сказочников. 4 августа 1875 года Андерсена не стало. За гробом великого сказочника шли бедняки и министры, студенты и датский король – почитатели «духовных деток», как называл свои сказки сам писатель. Датчане чтут память великого сказочника.



Слайд
33-35
- В 1965 году была организована премия имени Х. К. Андерсена - литературная премия, которой награждаются лучшие детские писатели и художники-иллюстраторы. Она присуждается один раз в два года. Премия вручается второго апреля - в день рождения Ханса Кристиана Андерсена.
Премия представительнице СССР была вручена лишь однажды - в 1976 году медаль была вручена Татьяне Алексеевне Мавриной, художнику-иллюстратору детской книги.




Слайд
36-51
- Какие чувства, впечатления вызывает у вас имя Андерсена?
- Какие сказки Андерсена вы знаете?
(ребята перечисляют все прочитанные и просмотренные ими сказки Андерсена)
-Ребята, вспомните более подробно содержание сказки «Снежная королева».
- Как можно объяснить название сказки?
- Из скольких историй состоит сказка?
Сказка называется «Снежная королева», потому что главное событие, на котором строится сюжет – это похищение Кая Снежной королевой. Сказка состоит из семи историй.
- Кто главные герои сказки – девочка Герда и мальчик Кай. Они жили в соседних домах и любили друг друга как брат и сестра.
Они ходили друг другу в гости по крыше и любили играть на скамейке под розами, которые росли в ящиках на водосточных желобах.
Надеюсь, и остальные сказки вы также хорошо помните, сейчас мы это проверим!


- Дорогие ребята, я предлагаю прослушать отрывок, а по описанию постарайтесь догадаться о какой сказки идёт речь.



- Что это? Одна снежинка росла – росла. И превратилась в ослепительную красавицу! На голову и плечи её будто накинуто покрывало из миллиона снежинок. А одежда её из блестящего голубоватого льда. А глаза сияют как звёзды. До чего же хороша!
- Знаешь, кто я? Я – повелительница снегов и метелей. Живут в ледяном дворце на Севере среди вечных снегов. Мне служат тролли.
- Это ты украла моего названного братца Кая! Я догадываюсь, кто ты!
- Да, это я забрала с собой Кая! Он прицепил свои салазки к моим большим и красивым саням! Это значит, что он не узнает бедствий и несчастья, холода и мучений совести. Он будет счастлив! Осколок волшебного зеркала троллей поможет ему забыть обычных людей и подружиться со мной.
- Нет, нет! Так не должно быть! Если человек попал в беду, ему нужно постараться помочь. Я спасу тебя, мой названный братец Кай!
Снежная королева.



- Ребята, отгадали, как называется эта сказка Андерсена?



- Солдатишка, куда ты идёшь, опираясь на ружьё? Лучше останься в коробке!
- Я иду посмотреть на прекрасную танцовщицу.
- Я знаю, она живёт в картонном замке. А напротив замка лежит зеркало, и она танцует на этом зеркале, а потом опять прячется в замке.
- А ещё на ней золотое платье, и вообще она прекрасна!
- Тебе же трудно идти к картонному замку на одной-то ноге!
- Нет, я пойду. И мне ничуть не тяжело на одной ноге! Подумаешь, что олова немного не хватило, и у меня вышла только одна нога Нас много в коробке, таких солдатиков, все мы сыновья одной оловянной ложки. Но одноногий только я один.
- Не ходи к картонному замку, Солдат! А то тебе придётся очень плохо!
- Но мне так нравится эта картонная плясунья, что за возможность постоянно видеть её я охотно отдал бы все на свете!



- Ребята, вы угадали что это за сказка?





Слайд
52-53
- Следующий конкурс «Кто сказал?». Определите, какому сказочному герою принадлежат эти слова?
Тебя больше не будут называть Дюймовочкой . Это некрасивое имя, а ты такая хорошенькая! Тебя будут звать Майей. (Эльф)
Какой же это индюшонок? Вон как славно гребёт лапками! И как прямо держится! Нет, это мой собственный сын. (Мама-утка)
Благодарю тебя, милая крошка! Я так хорошо согрелась. (Ласточка)
Слушай, дружище! Ты такой чудной, что на тебя смотреть весело. Хочешь дружить с нами ? (Дикие утки)
Вот какая славная жена будет моему сынку! (Жаба)
Оставайся у меня на зиму, только смотри хорошенько убирай мои комнаты и рассказывай мне сказки . Я до них большая охотница . (Полевая мышь)





Слайд
54-59
- А теперь следующее задание – экскурсия в страну сказок Андерсена. Вам надо будет вспомнить героев сказок и их приключения. Я буду задавать вопросы, а вам необходимо, ответить на вопрос.
Одет он чудесно: на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета, - он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернётся. Под мышками у него по зонтику (Оле-Лукойе)
У ворот стояла она. Боже мой, на кого она была похожа! Вода ручьями стекала с её волос и с платья прямо на туфельки. Бедняжка была такая мокрая, как будто её вытащили из реки. (Принцесса на горошине)
Это была женщина, закутанная в тончайший белый тюль, сотканный, казалось из миллионов снежных звёздочек. Она была так прекрасна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, но всё же живая! Глаза её сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя (Снежная королева)
Их было шестеро, все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у неё, как впрочем, и у остальных ног не было(Русалочка)
Их было шестеро, все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у неё, как впрочем, и у остальных ног не было(Дюймовочка)
Самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на пороге, в широко раскрытых дверях. Она тоже была вырезана из картона; на ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах – голубой шарф, а на груди – блестящая брошка, почти такая же большая, как голова её владелицы, и такая же красивая.(Танцовщица из скази «Стойкий оловянный солдатик»)


Слайд
60-65
- Следующее задание «Угадайте предмет». Определите, какой сказки каждый предмет?
В какой из сказок мы увидим море? («Русалочка»)
«Свинарник ты найдёшь в сказке? («Свинопас»)
Какой сказке принадлежит птичий дом? («Гадкий утёнок»)
В какой сказке мы найдём дворец? («Дикие лебеди»)
Кораблик? («Стойкий оловянный солдатик»)
В какой сказке есть волшебный предмет – золотой гребешок? («Снежная королева»)


Слайд
66-97
- Ребята, я вам предлагаю сыграть в интересную игру, целью которой является проверить, как вы хорошо помните самые известные сказки Андерсена.
Игра по принципу «Своей игры».




«Сочини сказку»
- Ребята, а теперь мы переходим к заключительному и, пожалуй, самому интересному, конкурсу нашего урока. Начинаем конкурс «Сочини сказку», однако придумать нужно будет такую сказку, чтобы в ней были употреблены слова, которые вы выберете сами (звёздочка, компьютер, самовар, будильник, чемодан, арбуз)
Ребята сдают свои работы.


Слайд 98
- Подведение итогов.
- Выставление оценок.


- Домашнее задание




















Жирова Ирина Геннадьевна – учитель русского языка и литературы (специальность: русский язык и литература), МОКУ «Мыртыгитская СОШ», Тема урока: «Сказочный мир в творчестве Х.К. Андерсена», 5 класс.





15