Мастер-класс Развитие личности младшего школьника во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения НОО (на примере кружка Вместе весело играть


Мастер-класс для учителей начальных классов
по теме: «Развитие личности младшего школьника во внеурочной
деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения НОО»
Цель: познакомить педагогов с опытом работы коррекционно-развивающего кружка «Вместе весело играть»; при демонстрации практических упражнений создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; формировать мотивацию педагогов к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
План:
1. Теоретическая часть. Доклад. Презентация.
2. Практическая часть. Организация творческой группы для проведения
практической части.
Ход проведения:
1. часть:
2. часть:
Уважаемые коллеги, а сейчас я хотела бы продемонстрировать некоторые
игры и упражнения. Для выполнения практической части предлагаю создать
творческую группу из пяти – шести человек. Пожалуйста, желающие!
Спасибо, что Вы приняли мое приглашение. Предлагаю придумать название
нашей творческой группе. Например, «Добро пожаловать». Девиз: «Добру
открыты наши двери и сердца, нет оптимизму, творчеству конца!»
Давайте познакомимся поближе. Проведём игру «Снежный ком». Вспомним правила игры: я называю свое имя: Ирина Брониславовна. Следующий называет имя первого участника игры, а затем своё.
Ход переходит к следующему сидящему. Ну и так далее. Количество имен нарастает как снежный ком.
Итак, знакомство состоялось. День сегодня насыщенный,
в плане выступлений, поэтому я хочу узнать, как вы себя
чувствуете, какое у вас сейчас настроение. Игра «Моё настроение»
В пакетиках расположены карточки разных цветов. Необходимо выбрать тот
цвет, который сейчас выражает ваше настроение. Объяснить, почему был
выбран именно этот цвет.
Предлагаю немного отдохнуть, расслабиться и
снять напряжение.  «Полезная релаксация».
Поза покоя
Необходимо сесть поближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится учителем медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,Прыгать, бегать, рисовать,Но пока не все умеютРасслабляться, отдыхать.Есть у нас игра такая –Очень легкая, простая:Замедляется движенье,Исчезает напряженье...И становится понятно –Расслабление приятно!
Упражнение "Кулачки"
Исходное положение – сидя на полу.
Учитель. Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза!
Руки на коленях,Кулачки сжаты,Крепко, с напряжениемПальчики прижаты (сжать пальцы).Пальчики сильней сжимаем –Отпускаем, разжимаем (легко поднять и уронить расслабленную кисть).Знайте, девочки и мальчики,Отдыхают наши пальчики.
Упражнение "Олени"
Учитель. Представьте себе, что вы – олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза.
Посмотрите: мы – олени,Рвется ветер нам навстречу!Ветер стих,Расправим плечи,Руки снова на колени.А теперь немножко лени...Руки не напряженыИ расслаблены.Знайте, девочки и мальчики,Отдыхают ваши пальчики!Дышится легко, ровно, глубоко.
Упражнение "Загораем"
Учитель. Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на полу). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало! Вдох – пауза, выдох – пауза.
Мы прекрасно загораем!Выше ноги поднимаем!Держим... Держим... Напрягаем...Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).Ноги не напряжены, расслаблены.
Упражнение "Штанга"
Исходное положение – стоя.
Учитель. Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.
Мы готовимся к рекорду,Будем заниматься спортом (наклониться вперед).Штангу с пола поднимаем(выпрямиться, руки вверх).Крепко держим...И бросаем!Наши мышцы не усталиИ еще послушней стали.
Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.
Нам становится понятно:Расслабление приятно.
Упражнение "Кораблик"
Учитель. Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямьтесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох – пауза, выдох – пауза.
Стало палубу качать!Ногу к палубе прижать!Крепче ногу прижимаем,А другую расслабляем.
Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы ног.После обучения расслаблению ног рекомендуется еще раз повторить позу покоя.
Снова руки на колени,А теперь немного лени...Напряженье улетело,И расслаблено все тело...Наши мышцы не усталиИ еще послушней стали.Дышится легко, ровно, глубоко...
Упражнение "Любопытная Варвара"
Цель: расслабление мышц шеи.
а) Учитель. Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох – пауза, выдох – пауза.
Любопытная ВарвараСмотрит влево...Смотрит вправо...А потом опять вперед –Тут немного отдохнет.Шея не напряжена И расслаблена.
Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.
б) Учитель. Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямитесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.
А Варвара смотрит вверх!Выше всех, все дальше вверх!Возвращается обратно –Расслабление приятно!Шея не напряженаИ расслаблена.
в) Учитель. Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.
А теперь посмотрим вниз –Мышцы шеи напряглись!Возвращаемся обратно –Расслабление приятно!Шея не напряженаИ расслаблена.
Отдохнули. Можно работать дальше. Следующее упражнение позволит узнать нам больше друг о друге.
Упражнение «Интервью»
Коллеги разбиваются на пары, поворачиваются лицом друг к другу и за одну минуту должны рассказать о своих достижениях. Затем каждый рассказывает о другом человеке, от своего имени. Когда было легче говорить от имени другого или слушать о себе.
А сейчас «Интеллектуальная зарядка» - игра «Данетки».
Необходимо решить проблемы, приводя поочерёдно аргументы «за» и «против».
«Хорошо или плохо заниматься сразу несколькими делами?» Так хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо»)
«Смотреть телевизор: это хорошо или плохо»
Вам подарили живого слона на день рождения. Ваши действия?
Упражнение «Волшебный мешочек». Педагог показывает «волшебный мешочек». Даёт инструкцию.
«Сейчас вы по очереди опустите руку внутрь мешочка и, не заглядывая туда, на ощупь определите, что в нем лежит. Кто потрогал и догадался, хранит свой секрет, пока мешочек не окажется у меня в руках.
Кто догадался, что лежит в мешочке?». Да, мягкая игрушка. Какие ощущения вы испытали?
Упражнение "Чаша доброты"
Инструктор: "Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою
любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой.
Представьте рядом другую чужую чашку, она пустая. Отлейте немного
доброты из своей чашки.
Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще... Отливайте из
своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою
чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете
делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться
полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть
такая чашка доброты!"
Игра с жестами. Скоро закончится сегодняшняя конференция.
Каждый из нас будет торопиться домой с новыми мыслями и впечатлениями о сегодняшнем дне. Поэтому предлагаю игру «Автобус». Попробуем изобразить жестами то, что о чём пойдёт речь.
Давайте на минуту представим, что мы сидим в автобусе…
- Колеса автобуса крутятся, крутятся, крутятся (руки поднимаем вверх и делаем круговые движения руками)
- Колеса автобуса крутятся весь день – деньской- А люди в автобусе садятся и встают, садятся и встают (встаем и садимся)
- А водитель автобуса им говорит: « Проходите назад!» (движение рукой, указывающее, что надо пройти назад)
- Монеты в автобусе звенят: « Клинк! Клинк! Клинк!»
- А дети в автобусе кричат: « Эй!Эй!» ( кричим)
- А мамы им говорят: «Тс-с!»(прижать палец к губам и шепотом сказать: «Тс-с!»)- А стеклоочиститель автобуса все время в движении (руками делаем круговые движения и говорим: «Вжик!Вжик!»)
- А машина сигналит: « Би-би-би!» (имитируем нажатие на кнопку гудка большим пальцем, произносим: « Би-би-би!»
И все движения и слова повторяются сначала, но в более быстром темпе.
Какое настроение на данную минуту? Что бы нарисовали в знак своего настроения?
Рефлексия
Уважаемые педагоги, прошу вас высказать своё мнение о проведенном занятии, что понравилось, что нет. Хотели бы вы применить данные игры и упражнения в своей педагогической деятельности.
Уважаемые коллеги, спасибо Вам за активное участие в мастер – классе.
Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает. Поскольку отношение к выступающим может быть разным, разными бывают раздающиеся аплодисменты.
Сегодня вы активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами. Изобразите аплодисменты, которые можно было бы определить, как: снисходительные, деликатные, подбадривающие, бурные.
Спасибо за внимание!