Программа деятельности детской общественной организации «Союз мальчишек и девчонок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
улица Оршанская, дом 61, 8(85594)5-00-26









Программа деятельности
детской общественной организации
«Союз мальчишек и девчонок».
Разработана на основе программы Н.Е. Щурковой «Воспитание школьника».




Макарова
Анастасия Петровна,
педагог-организатор
второй
квалификационной категории.

Куратор
Арзамасова Алина Васильевна,
методист МБОУ ДОД Дворец школьников





2013


Объяснительная записка

«Все начинается с детства» - это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих диалектических законов общественной жизни. В детских годах – истоки личности, определение жизненной судьбы человека. Детство – фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» общества.
Задача социального становления личности ребенка является важной и актуальной для любого государства. Особенно это значимо для нашего общества, в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей и подростков. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.
В связи с этим значительно возрастает социальная значимость деятельности общественных институтов, направленных на создание условий для формирования социально активной личности ребенка. Среди этих институтов особое место занимают детские общественные организации, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативы, общественной активности, удовлетворение своих потребностей в общении. Как показывает мировой и отечественный опыт, именно детские организации справляются с данной задачей наиболее эффективно. После реформирования пионерской организации в России появилось множество разнообразных детских организаций. Иначе и быть не могло. Стремление к объединению – естественная потребность детей и подростков. Дети объединяются в детскую организацию тогда, когда видят перспективу интересной жизни. Здесь происходит их самосознание, саморазвитие и самореализация. Активно участвуя в делах детской организации, дети реализуют свой индивидуальный творческий и лидерский потен-


циал в пространстве сегодняшней жизни, приобретают социальный опыт, тем самым формируется их гражданское самосознание, личная жизненная позиция.
Особенность представляемой программы в том, что она объединяет разные виды деятельности детей одной эмоционально-нравственной установкой и способствует созданию условий не только для детей, но и для педагога в формировании собственных представлений о самом себе, окружающем мире, возможностей полнее раскрыть свои личностные и профессиональные качества.
Школьная детская общественная организация (СМИД) «Союз мальчишек и девчонок» создана детьми и взрослыми на первой школьной конференции 10 апреля 2000 года. Основу организации составляют 27 первичных коллективов, созданных на базе классных коллективов школы.
Содержание деятельности первичной детской организаций реализуется в программах, основанных на программах Союза наследников Татарстана – Федерации детских и подростковых организаций Татарстана и данной программы.
Дети имеют возможность реализовать любую, созвучную душе, программу (несколько программ), а также менять их в зависимости от поиска интереса, планировать сроки выполнения программ, разрабатывать свои программы.
Вариативно-программный подход не только отвечает интересам детей и подростков, но и учитывает изменения окружающей жизни: экономические, социальные, политические, нравственные.

Цели детской организации:
помочь каждому ребенку познавать и улучшать окружающий мир, утверждать себя среди людей и для людей, учиться делать добро, расти достойным гражданином своего Отечества;
создание условий для развития детского движения на территории района в интересах детей, подростков и общества в целом.

Содержание деятельности ДОО «Союз мальчишек и девчонок» отражается в программе, которая способствует развитию социальной активности детей и имеет два аспекта:
познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка, развивая его творческие способности в различных видах деятельности;
воспитательный, т.е. те формы общения и отношения с людьми, которые следует привить детям.

Цель программы «СМИД»:
Создание оптимальных условий для развития социального творчества детей и подростков, воспитание у детей и подростков ответственности перед собой, другими людьми, будущими поколениями, за себя и за результаты своей деятельности.

Основные задачи программы «СМИД»:
содействие успешной адаптации детей и подростков в новых общественно-экономических условиях;
выявление и развитие творческого потенциала и индивидуальных возможностей детей и подростков;
взгляд на воспитание с позиции общечеловеческой культуры.

Основные направления программы «СМИД»:
представление о слагаемых воспитательного процесса как освоении, усвоении и присвоении мира подрастающим ребенком;
определение содержания воспитательного процесса как систему отношений к ценностям достойной жизни человека, а знаний и умений – как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру и с миром;
максимальное расширение поля воспитательного процесса до сферы жизнедеятельности ребенка;

поступенчатое разворачивание проблем жизни в ходе развития личности ребенка как субъекта собственной жизни;
стимулирование творческой деятельности СМИДа;
выполнение «кодекса чести СМИДа»;
раскрытие способностей и творческих возможностей каждой личности, пробуждение интереса к окружающей жизни, овладение приемами саморазвития;
овладение ценностями общества, мира, понимание своей ответственности за преобразование окружающей деятельности;
помощь растущему человеку в образовании, духовном и интеллектуальном развитии, содействие социализации и жизненному самоопределению в процессе многообразной творческой деятельности, основанной на общении, изучении истории и культурных ценностей своего народа, практическом участии в сохранении ремесел, обычаев, традиций, формировании активного отношения учащегося к миру и себе;
помочь раскрыть способности, развить интересы школьников, создать реальные условия для самореализации, творении нового;
формирование практической активности, бережного отношения к окружающей среде, нравственных ценностей, обогащение духовного мира, раскрытие способностей, развитие склонностей и интересов, приобретение новых знаний, умений и навыков.

Основными формами работы являются:
Социально значимые дела, полезные для детей и общества.
Имитационные игры, которые имитируют реальные социальные отношения и отражают жизнь общества.
Коллективно-творческие дела.
Культурно-досуговые программы.


ДОО «Союз мальчишек и девчонок» является коллективным членом Татарстанской общественной организации «Союз наследников Татарстана», тесно
сотрудничает с городским управлением образования, комитетом по делам молодежи, образовательными учреждениями города, советом ветеранов войны и труда, родителями, городскими средствами массовой информации.
Основу календарного плана деятельности организации составляют следующие традиционные дела и мероприятия:
День знаний;
День учителя;
День пожилого человека;
День матери;
Праздник осени;
Новый год;
День здоровья;
День защитника Отечества;
Последний звонок;
Масленица;
«Алло, мы ищем таланты»;
операция «Наш школьный двор»;
спортивное соревнование «Мама, папа, я – спортивная семья»;

"Союз маленьких" - ключевой ценностью является "природа" и "человек" как феномена этого мира; конечным результатом - ценностное отношение к природе как к дому человечества, признание человека наивысшей ценностью.

"Союз юных" - ключевой ценностью является "общество" и "образ жизни", достойный человека и удивительного феномена объединения людей; конечным результатом - сформированное уважение к социальной жизни человека, к роли гражданина, а также формирование принципов добра, истины, красоты как принципов собственной жизни.
"Союз старших" - ключевой ценностью является "внутренний мир "я", обретающий свои индивидуальные основы и свое содержание и устанавливающий связь этого "Я" и "жизни"; ключевая ценность - жизненная позиция, конечный результат - состоявшийся выбор жизненной позиции.

Таким образом, воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном и физическом становлении и для каждого возраста – особая возрастная модификация воспитания. Школьное воспитание СМИДа определено целью: «Личность, способная строить жизнь, достойную человека», должно подготавливать детей к выбору жизненной дороги в границах культуры.
СМИД – учиться, мечтать и творить!

Флаг школы
Флаг нашей школы – это сочетание цветов радуги.
Это мирная радуга семи «Я»:
мир каждой души – красный,
мир открытий и творчества – оранжевый,
мир живой природы – жёлтый,
мир знаний и умений – зелёный,
мир городов, народов и времен – голубой,
мир спорта и здоровья – синий,
мир фортуны и труда – фиолетовый
Все это символизирует идею объединения, создания целостного образовательного пространства.
Эмблема школы – это образ школы.
Здание университета символизирует стремление к высоким качественным знаниям.
Юноша и девушка – молодое поколение, будущее нашей страны.
Девушка держит в руках колбу с водой и зеленую ветвь.
Вода – чистота помыслов, зеленая ветвь - символ жизни.
По краям эмблему обрамляют 2 символа труда: колос и шестерня
Девиз нашей школы – «В главном – единство, в спорном – свобода, во всем – любовь».
Наш девиз несет в себе энергию созидания и позитивный настрой.
И мы убеждены, что наш Школьный Дом – это возвышенный дух.


Паспорт ДОО
Полное наименование Союз мальчишек и девчонок

Расположенный (-ая) по адресу: г. Бугульма, Оршанская, 61





















Наименование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16


учреждения,



подготовившего паспорт



Ф.И.О. лица, формировавшего паспорт
Макарова Анастасия Петровна


(полностью)



Должность
 Педагог-организатор


Адрес организации
Территория (город, район) г. Бугульма
Телефон:
Адрес штаба:




(85594)5-00-26
школа № 16


Дата создания
«10» февраля 2007 г.


Зарегистрирована
 
В РТ
 
в районе
 
в школе
+
нет


Регистрация
 
Дата регистрации «___» ___________________ г.


Уровень организации
 
городской
 
районный
 
школьный
 


Состав учредителей:
Ф.И.О. и должность (полностью) либо полное наименование организации



1. Директор МБОУ СОШ № 16



Мокеев Дмитрий Владимирович



2. Председатель попечительского совета



Насыбуллин Арслан Валерьевич



3.



 


Общая численность учащихся в муниципальном районе на 01.09.2012 г.
Нач. классы
5-8 классы
9 класс
10 класс
11 класс
Всего:



295
253
74
24
23
669


Количество детей ДОО
295
253
74
24
23
669


Возраст членов детских организаций
от 7 до 10 лет
11 до 13 лет
от 14 до 18 лет




+

+



+


 


Количество первичных коллективов (отряды, группы и т.п.)
11
11
3
1
1
27


% охвата детей детским движением в муниципальном районе
100
%


Количество взрослых в ДОО муниципального района
2
чел.


Особенности членства
Индивидуальное
 
Коллективное
 
+



Структура ДОО
СМИД Союз маленьких Союз юных Союз старших ЮИД ДЮП Тимуровские отряды








Исполнительный комитет ДОО
Совет старшеклассников
+
Функции: организация школьного досуга обучающихся (подготовка и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий); - освещение событий школьной жизни


Совет дружины
 



Совет лицеистов
 



Мэрия
 



Кабинет министров
 



Иное (указать)
 


Структура исполнительного комитета
Президент совета ЦИТ Коллегия Коллегия по связи культуры с общественностью Коллегия Коллегия Коллегия Коллегия спорта и правопорядка НОУ милосердия здоровья













Самоуправление в объединение
Высший орган
Периодичность созыва


Сбор
 

2 раза в год
 
 


Курултай
 

1 раз в четверть
 
 


Другое (указать) слет
1 раз в год

Орган взаимодействия с учащимися УО и его наименование
имеется
+
Наименование _______________________________________


Режим работы:



Раз в неделю и чаще

 

Нерегулярно, по мере необходимости
 


1-2 раз в месяц

+


 


1 раз в четверть
 
 
Не имеется такого органа
 

Источник финансирования (указать общее количество ДОО, в которых представлены перечисленные источники)
Денежные средства ДОО
Родительские взносы
Спонсоры
Иное (указать)



 
 


 
 

 
 
 
бюджет

Цели и задачи ДОО
Цель: создание оптимальных условий для развития социального творчества детей и подростков, воспитание у детей и подростков ответственности перед собой, другими людьми, будущими поколениями, за себя и за результаты своей деятельности. Задачи: содействие успешной адаптации детей и подростков в новых общественно-экономических условиях; выявление и развитие творческого потенциала и индивидуальных возможностей детей и подростков; взгляд на воспитание с позиции общечеловеческой культуры.










Приоритетные
- художественно – эстетическое
+
 

направления
- эколого – биологическое
+


деятельности
- военно - патриотическое
+


(указать число ДОО, в которых представлены перечисленные

направленности)
- туристско – краеведческое
 



- научно – техническое
+



- спортивно – техническое
 



- спортивно – оздоровительное
+



- социально – педагогическое (в т.ч. валеологическое)
+



- естественнонаучное
 



- социально - экономическое
 



-иное (указать)


Категория детей (для кого предназначены ДОО муниципалитета)
- младшие школьники
 
 


- среднее звено
 



- старшеклассники
 



- разновозрастные
+


Девизы:
СМИД – учиться, мечтать и творить!

 
 

Лозунги:
 

 
 

Призывы:
 

Символика, атрибутика
- галстуки
+
 


- значки
 



- нашивки
 



- форма
 



- флаги
+



- другое (указать)

Наградные звания для членов ДОО
диплом, грамоты, призы

Материально – техническое обеспечение
Представлено


- УДО
У
- спонсорами
С
Другое (указать)
 


1 Видеопроектор
 
5 Помещение
 
9
 


2 Телевизор
 
6 Видеокамера
 
10
 


3 Магнитофон
 
7 Компьютер
 
11
 


4 телефон
 
8 фотоаппарат
 
12
 

Дата оформления (все заверить в учреждении, где составлялся Паспорт детского движения муниципального образования)
«5» октября 2012 г.








Директор средней школы № 16 Дмитрий Владимирович Мокеев


Подпись руководителя учреждения с расшифровкой


Принято решением
Совета Школьного Самоуправления
средней школы № 16
№ ______ от ___________
Утверждаю
Директор средней школы № 16
________________ Д.В. Мокеев
Приказ № ________ от ___________








Устав
Школьного Самоуправления
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 16

1. Общие положения.

1.1. Школьное самоуправление действует на базе школы № 16.
1.2. Школьное самоуправление осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом школы, уставом школьного самоуправления и Конституции РФ.
1.3. Школьное самоуправление - общественное, самодеятельное, самоуправляемое, некоммерческое, добровольное объединение учеников, представителей администрации школы и родительского комитета.
1.4. Праздником самоуправления в школы считается день принятия данного Устава.

2. Цели, задачи и предмет деятельности.

Самоуправление создано в целях:

2.1. Демократизации образовательного процесса в школе.
2.2. Создания условий для реализации детьми и подростками своих интересов и потребностей.
2.3. Развития социально значимых проектов.
2.4. Развития взаимодействия с различными молодёжными объединениями и организациями.

Основными задачами самоуправления являются:

2.5. Координация деятельности членов школьного самоуправления при осуществлении совместных программ, проектов и инициатив.
2.6. Защита прав и законных интересов детей и подростков, учеников школы.
2.7. Осуществление взаимодействия с администрацией школы, педагогическим составом школы, различными молодёжными организациями в выработке решений в интересах членов самоуправления.
2.8. Стимулирование и поддержка общественно-ценностных инициатив учеников.
2.9. Привлечение внимания ученической общественности к проблемам детей и подростков.
2.10. Организация взаимодействия членов школьного самоуправления, совета школьного самоуправления и администрации школы в решении важных вопросов.

Деятельность школьного самоуправления строится на следующих основных принципах:

2.11. Добровольности, равноправия всех членов самоуправления, законности и гласности.
2.12. Приоритета интересов детей и подростков, общечеловеческих ценностей.
2.13. Неприятия социальной, классовой, национальной, идейной, религиозной вражды и неприязни.
2.14. Открытости для всех учеников - членов самоуправления и для сотрудничества с другими молодёжными коллективами, разделяющими его цели и задачи.
2.15. Уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления.
2.16. Коллегиальность принятия решений.
2.17. Взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений.
2.18. Свобода дискуссий, гласность работы самоуправления.
2.19. Уважение мнений меньшинства и большинства.

3. Порядок управления самоуправлением.

3.1. Высшим руководящим органом самоуправления является совет школьного самоуправления школы № 16. Самоуправление строится на основе индивидуального и коллегиального членства.
3.2. Каждый ученик школы является членом школьного самоуправления, начиная с V класса.
3.3. Совет школьного самоуправления является выборным руководящим органом школьного самоуправления; членами совета становятся ученики (по одному от каждого класса, начиная с V), выбираемые классом раз в год, представители администрации и родительского комитета.
3.4. В случае снятия с должности члена совета, новый представитель от класса избирается классом в течение недели.
3.5 Совет является постоянно действующим руководящим органом школьного самоуправления.

3.6. Совет обладает следующими полномочиями:

3.6.1. Избирает из своего состава руководителей комитетов по различным направлениям, таким как: защита прав обучающихся, контроль за питанием обучающихся, организациям различных мероприятий, и др.
3.6.2. Свободно распространять информацию о деятельности самоуправления.
3.6.3. Проводить собрания, демонстрации, шествия.
3.6.4. Представлять и защищать права своих членов в администрации школы.
3.6.5. Выступать с инициативами по различным вопросам, в том числе и по благоустройству школы, вносить предложения в администрацию школы.
3.6.6. Учреждать средства массовой информации для освещения своей работы.

3.7. Порядок работы Совета школьного самоуправления:

3.7.1. Председателем школьного самоуправления является президент совета школьного самоуправления, избирается членами совета раз в год.
3.7.2. Один заместитель президента избирается членами совета по представлению президента совета сроком на год.
3.7.3. Второй заместитель президента назначается президентом совета сроком на год.
3.7.4. Руководители комитетов избираются членами Совета сроком на год.

3.8. Президент Совета имеет право:

3.8.1. Представлять интересы школьного самоуправления в администрации школы, педагогическом совете.
3.8.2. Возлагать ответственность за выполнение решений Совета на членов школьного самоуправления.
3.8.3. Назначать ответственных за различные мероприятия из состава школьного самоуправления.

3.9. Президент обязан:

3.9.1. Организовать работу Совета школьного самоуправления.
3.9.2. Следить за выполнением настоящего устава.
3.9.3. Защищать интересы членов школьного самоуправления в управляющих органах школы.

3.10. Заместители президента имеют право:

3.10.1. Вести заседания Совета в случае отсутствия президента.
3.10.2. Выполнять обязанности президента в случае его отсутствия.
3.10.3. Иметь полномочия президента при его отсутствии.

3.11 Руководители комитетов ведут постоянную работу с членами школьного самоуправления по своему направлению, регулярно отчитываются на заседаниях Совета.

3.12. Член совета имеет право:

3.12.1. Быть избранным президентом Совета школьного самоуправления.
3.12.2. Одного голоса на заседании Совета.
3.12.3. Рассмотрения своего вопроса на заседании Совета.
3.12.4. Возлагать обязательства на членов школьного самоуправления за выполнение решений.

3.13. Член Совета ОБЯЗАН:

3.13.1. Участвовать в заседаниях совета.
3.13.2. Соблюдать регламент Совета.
3.13.3. Соблюдать устав Совета и устав школьного самоуправления.
3.13.4. В случае троекратного отсутствия члена Совета на заседании Совета без уважительной причины, ему выносится выговор.

3.14. Срок полномочий Совета - год.

4. Права и обязанности членов школьного самоуправления:

4.1. Членами школьного самоуправления являются ученики школы № 16, начиная с V класса, признающие настоящий устав, осуществляющие деятельность, направленную на реализацию его целей и задач.
4.2. Утрата членства происходит в случае ликвидации школьного самоуправления школы № 16.
4.3. В случае грубого нарушения данного Устава членами школьного самоуправления, будут приниматься строгие меры, в каждом случае индивидуальные, зависящие от решения Совета школьного самоуправления.
4.4. Члены школьного самоуправления имеют право одного голоса на общем собрании школьного самоуправления, право рассмотрения своего вопроса, право быть избранным в Совет школьного самоуправления школы № 16.
4.5. Члены школьного самоуправления обязаны соблюдать данный Устав, участвовать в общих собраниях самоуправления, соблюдать регламент работы школьного самоуправления, выполнять обязательства, возложенные Президентом, его заместителями, либо руководителями комитетов.

5. Порядок внесения изменений в Устав Школьного Самоуправления школы № 16.

5.1. Изменения и дополнения в Устав школьного самоуправления школы вносятся Советом или членами организации при принятии их большинством голосов на Совете Школьного Самоуправления, либо на общем заседании школьного самоуправления.


Принято решением
педагогического совета
№ ______ от ___________
Утверждаю
Директор средней школы № 16
________________ Д.В. Мокеев
Приказ № ________ от ___________


Положение
о самоуправлении в ученическом коллективе
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 16
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан






Принято решением
педагогического совета
№ ______ от ___________
Утверждаю
Директор средней школы № 16
________________ Д.В. Мокеев
Приказ № ________ от ___________


Положение
о Совете обучающихся
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 16
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

1.Общие положения
1.1. Совет является исполнительным органом ученического самоуправления в школе, призванным активно содействовать становлению сплоченного коллектива как действенного средства воспитания обучающихся, формированию сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям.
1.2. Совет избирается в начале учебного года сроком на один год открытым голосованием на общем собрании обучающихся или ученической конференции.
1.3. Высшим органом ученического коллектива школы является общее собрание или ученическая конференция.
1.4. Общее собрание проводится не реже одного раза в течение учебного года. Активное участие в подготовке и проведении собрания принимает Совет обучающихся и классные собрания обучающихся.
1.5. В Совет обучающихся избираются наиболее активные, дисциплинированные обучающиеся 5-11 классов, пользующиеся у своих товарищей авторитетом, способные повести за собой.
1.6. Количественный состав Совета определяется общим собранием в зависимости от числа 5-11 классов в школе.

2. Задачи и содержание работы Совета обучающихся
2.1. Основной задачей Совета является всемерное содействие руководству школы, педагогическому коллективу в завершении каждым обучающимся полного среднего образования, в глубоком освоении школьниками основ наук и приобретении ими трудовых навыков для дальнейшей жизни.
2.2. Совет обучающихся принимает активное участие в организации трудового воспитания и профориентации, внеурочной воспитательной работы, развитии самообслуживании, выработке у обучающихся бережного отношения к общественной собственности, в воспитании сознательной дисциплины и культуры поведения школьников, способствует выполнению всеми обучающимися правил внутреннего распорядка школы, единых педагогических требований.
2.3. Совет обучающихся организует взаимопомощь в учении, помогает в организации и проведении олимпиад, конкурсов, вечеров по учебным предметам, является также инициатором КТД, создаёт комиссии по их проведению.
2.4. Совет обучающихся участвует в создании трудовых объединений школьников, всемерно способствует организации их эффективной деятельности.
2.5. Совет обучающихся организует самообслуживание в школе; благоустройство школьной территории; способствует сохранности оборудования учебных кабинетов.

3. Структура Совета обучающихся
3.1. Из числа членов Совета избирается председатель. В соответствии с основным содержанием учебно-воспитательной деятельности школы Совет образует коллегии:
культуры;
правопорядка;
по связи с общественностью;
спорта и здоровья;
милосердия;
НОУ
3.2. Заседания Совета обучающихся проходят не реже одного раза в месяц.
3.3. Гласность Совета обучающихся, оперативность доведения всех его решений до каждого ученика обеспечивается через стенную печать.
3.4. Совет обучающихся взаимодействует с органами самоуправления педaгoгов и родителей. Председатель принимает участие в работе педагогического совета.