Апробация активных форм обучения основам здорового образа жизни младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО.

Апробация активных форм обучения основам здорового образа жизни младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО.
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –
это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии является радость творчества».
В.А.Сухомлинский
Все мы хотим, чтобы наши дети и внуки росли здоровыми, не имели вредных привычек: не курили, не стали алкоголиками, наркоманами и токсикоманами, не страдали от венерических болезней, ВИЧ-инфекции и т.д.
Первые навыки здорового образа жизни ребенок получает в семье. Именно родители учат его мыть руки, чистить зубы, делать зарядку. Родители рассказывают ребенку о том, что необходимо заботиться о своем здоровье, что вредно курить, пить крепкие спиртные напитки и т.д. В то же время дети часто видят, что взрослые пьют спиртное во время праздничных застолий дома и в гостях, курят и т.д. Даже младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков...
Если родители стараются привить ребенку навыки здорового образа жизни, то наше общество не всегда задумывается над судьбой подрастающего поколения. Известно, что в античные времена юношам показывали неприглядное поведение пьяного раба, демонстрируя, как опьянение может довести человека до состояния свиньи. А в XXI веке на радио и телевидении, в метро и на улицах размещена реклама, демонстрирующая достоинства новых сортов пива, водки, сигарет и т.д.
Как помочь детям устоять, не поддаться соблазнам, не испортить свое будущее? Выход только один: внимательно и терпеливо воспитывать у ребенка понимание того, что здоровье – это величайшая ценность, и научить его беречь.
Актуальная задача современного образования – обучение детей бережному отношению к своему здоровью, формирование у учеников ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Как разрешить проблему современной школьной нагрузки, сделать так, чтобы учеба не была в тягость, не сопровождалась утратой зрения, не оборачивалась бы стрессом, скалиозом и головными болями? Нужно обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, оптимальное развитие личности учащихся при хороших показателях обучаемости, научить детей быть здоровыми душой и телом. Одна из задач классного руководителя – формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.
Анализ психологических проблем выявил следующее: 29% детей имеют проблемы социальной адаптации, все дети имеют повышенный уровень тревожности (38% высокую, 62% повышенную), у 25% детей наблюдается гиперактивность, у 4% - повышение агрессивности, более половины детей имеют нарушения самооценки ( у 17% самооценка заниженная, у 38% неустойчивая
На современном этапе уже недостаточно проведения занятий в форме беседы или диалога. Работа по здоровьесбережению должна содержать познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям школьников в тесном сочетании с практической деятельностью. Чистый воздух, природа, общение с другими людьми не связанными с педагогикой выявляют дружеские отношения с одноклассниками, доверительные с учителем - всё это способствует укреплению здоровья и формированию ЗОЖ.
В течение всех лет обучения в ходе таких поездок решаются различные задачи: развитие лидерских качеств, выявление тревожности, гиперактивности, социальной дезадаптации, развитие умений самовыражения, формирование навыков самостоятельности, умения жить в коллективе, что получает своё продолжение в традиционных формах работы: классные часы, уроки здоровья, познавательно-развлекательные игры, игры-путешествия, динамические паузы, спортивные мероприятия, походы.
Одной из возможных здоровьесберегающих технологий может стать технология активного обучения, предполагающая использование активных форм обучения.
Вообще, активными формами обучения называют формы, которые побуждают учеников к «активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, ориентированные на самостоятельное добывание ими знаний, на активизацию их познавательной деятельности, развитие мышления, формирование практических умений и навыков».
При проведении уроков с использованием активных форм обучения нами отмечена заинтересованность детей ,повышенная активность детей на уроке. Активные формы обучения сделали уроки разнообразными. Режим работы стал более подвижный, что способствовало снятию усталости, уменьшению нагрузки на детей, а, следовательно, и развитию здоровья учеников.
Изучив современные педагогические технологии по здоровьесбережению, можно остановится на технологии раскрепощенного развития детей, разработанная физиологом В.Ф. Базарным, отличительной чертой, которой является то, что основное внимание обращено главным образом, на учащихся начальной школы. На основе данной технологии, был разработала проект «Создание здоровьесберегающей среды на начальной ступени образования».
В основу проекта положены 4 основных совета доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.
Первый совет: «Ребёнок должен как можно больше двигаться. Обязанность взрослых – не ограничивать естественную свободу детей».
На основе данного совета проводится комплекс утренней гимнастики, которая проводится ежедневно перед первым уроком. Гимнастика до учебных занятий, решает воспитательные и оздоровительные задачи. Ежедневные упражнения благоприятно воздействуют на организм, способствуют формированию правильной осанки, воспитывают привычку регулярно заниматься утренней гимнастикой, спортом. Коллективное выполнение физических упражнений до начала занятий дисциплинирует, организует, сплачивает обучающихся, повышает их работоспособность.
После 2,3 урока проводятся подвижные (динамические) перемены, которые помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют отдохнуть после умственного труда на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках.
Второй совет: «Ребёнку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире». На уроках используются различного вида гимнастика для глаз, а также электронные тренажёры. Не нужно забывать и о дыхании. Урок начинается с успокаивающего дыхания. А во время самостоятельной работы можно использовать мобилизующее дыхание. Дыхательные упражнения также включаю в утреннюю гимнастику, используются на уроках чтения, окружающего мира, когда материал на уроках устного характера. Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.
Третий совет: «Чтобы ребёнок вырос здоровым, психически устойчивым, нравственно защищённым, пусть он как можно чаще поёт!»
Поэтому во время уроков нужно использовать музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные.
Четвертый совет: «Ребёнок должен постоянно творить свой мир своими руками.
Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является внеурочная занятость детей. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются: соревнования, игры, турниры, походы и конкурсы, содействующие физкультурному образованию, здоровью, и удовлетворяющие биологическую потребность детей в движении.
Уроки здоровья помогают воспитать потребность в здоровом образе жизни. Так как ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически, то мы с вами должны формировать адекватную самооценку у детей.
Наблюдение за учащимися в процессе уроков с использованием активных форм обучения позволило нам сделать следующие выводы.
Применение активных форм обучения способствует:
Созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;
Увеличивается темп работы на уроке, при условии, что снижается риск перегрузки учащихся
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Он должен владеть основами здоровья, здорового образа жизни, владеть умением проектировать и моделировать здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. При правильно организованной системе обучения, само обучение будет способствовать развитию школьно – значимых функций у учащихся, при неадекватной образовательной системе – будет тормозить его.
15