Портфолио как средство активизации личностного развития младшего школьника.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено «Портфолио», что способствует реализации задач реформирования образования. В рамках ФГОС НОО, портфолио  является современным педагогическим инструментом развития и системной оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся, в условиях обновления и совершенствования качества образования.
Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? портфолио  становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного портфолио  – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.
«Портфолио» в начальной школе прежде всего носит обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика  в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

·   Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

· Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;

· Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

· Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

· Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;

· Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
Портфолио – это своеобразный «портрет» ученика. Этот «портфель достижений» представляет целый диапазон его способностей, склонностей, интересов, позволяет учитывать и оценивать результаты в деятельности учебной, творческой, социальной, коммуникативной, а также даёт возможность увидеть динамику развития личности. Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза:
"Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
В 2011 году, при комплектации 1 класса, я обратила внимание на то, что мои дети отличались пассивностью, чувствовали себя скованно, неуверенно. Проведя входную диагностику, я убедилась, что лишь 27% моих первоклассников имеют высокий уровень мотивации обучения. Я поняла, что мне необходимо найти такой способ, который «разбудит» в моих учениках желание показать себя, раскрыть свой творческий потенциал, даст толчок к развитию в них инициативности. Перепробовав многие традиционные средства, я остановилась на инновационной технологии «портфолио» в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента личностного развития, творческой индивидуальности и активности.
Создание портфолио – долгосрочная программа. Началась она в 2011 году в 1 классе. Под моим руководством она проходит уже 4 года. В первую очередь возник вопрос: «С чего начать?». Мне хотелось найти такие подходы и идеи, которые способствуют индивидуальному росту каждого отдельного учащегося. В сентябре мы с ребятами отправились в путешествие в страну Портфолиос, где живет забавный Порт-Филя. С его помощью мы узнали, что такое портфолио, для чего он нужен, познакомились с алгоритмом работы над портфолио, его структурой.
Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Структура портфолио нашего класса:
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
«Я» рассказывает о самом ученике, его семье, его интересах и увлечениях. Поскольку первоклассник еще только находится в начале обучения, то этот файл создается совместными усилиями родителей, учеников и учителя. Родители в небольшом сочинении рассказывают о своем ребенке, каким он был маленьким, чем  любит заниматься, интересные случаи из жизни ученика, каким родители видят своего ребенка в будущем. Сами учащиеся рисуют в виде созвездия свою семью, делают рисунок, на котором изображают себя маленьким, потом первоклассником и взрослым, имеющим какую-то профессию. В этот же файл помещает свои заметки об ученике и сам учитель.
"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мой город" - рассказ о родном городе, о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
"Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички
РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.
РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же "Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей" .
В первом классе мы трудились над сбором материалов для создания портфолио. Работа проходила под девизом «Ищем таланты».  Дети выбирали самые удачные творческие работы, с удовольствием принимая участие в разнообразных конкурсах. На каждом уроке за правильно выполненную работу учащиеся получали смайлики. Каждый месяц подводился итог набранных смайликов.  Затем по результатам достижений формировалась рейтинговая таблица «Моя высота». По результатам каждой четверти на страницы портфолио заходил Порт-Филя и обобщал работу ученика в этой четверти. Анализ учебных достижений проводился на родительских собраниях совместно с учащимися и родителями и на классных часах. По желанию, ребята представляли свои портфолио на итоговом празднике «По страницам уходящего года». Важно отметить, что желающих поделиться своими успехами со временем становилось всё больше и больше.
В конце 1 класса было проведено анкетирование с целью выявления отношения к портфолио. На вопрос «Нравится ли тебе вести портфолио?» 100% опрошенных ответили «Да».  А на вопрос, «Какой раздел тебе нравится больше всего?» мнения распределились следующим образом: «Мой мир» - 32%, «Мои достижения» - 18%, «Моё творчество» - 50%. Во 2 и 3 классах ребята уже проявляли большую самостоятельность и увлечённо трудились над созданием своего портфолио. Работа проходила под девизом «Развиваем таланты». Портфолио становились более объёмными, превращались в настоящие «портфели достижений».  Эта работа успешно продолжается и в 4 классе. Мне, как учителю и классному руководителю, необходимо позаботиться о личностном развитии каждого ребенка и посодействовать максимальному развитию индивидуальных особенностей и творческих способностей каждого ученика в моём классе. В этом году перед нами стоит задача тщательного анализа пройденного пути и подготовка презентации. Этот этап «Всё обо мне» не только самый сложный, но в тоже время и самый интересный. Перед каждым учеником стоит задача провести анализ своей деятельности, увидеть собственные ошибки и найти пути их исправления. Смогут ли это сделать мои ребята? Я уверена, смогут! Ведь за пройденный период, я замечаю, как они саморазвиваются и самореализуются. С удовлетворением могу отметить, что даже школьники, которым трудно учиться, преуспевают в других видах деятельности. Теперь они не только успешно социализировались в классном коллективе, но и в коллективе школы.  Таким образом, в коллективе класса значительно повысился уровень активности во всех сферах деятельности. К 2 году обучения у детей сформировался высокий уровень мотивации обучения - 57%, средний – 43%. Ребята с удовольствием участвуют в различных конкурсах, олимпиадах различного уровня. Предлагают свои варианты конкурсов. Уже сегодня я могу сделать вывод, что введение технологии «портфолио» дало ощутимые положительные результаты.
Наряду с этим следует  отметить  трудности, с которыми я столкнулась при создании и работе с портфолио.
- подмена участия детей родителями
- субъективность мнений, учащихся подмена;
- формальный подход к ведению портфолио;
- фрагментарность.
Преодолевать трудности помогали родители. В первом классе, когда дети только начинали работать над составлением портфолио, без помощи родителей обойтись было просто невозможно. Я, как классный руководитель, поддерживала ситуацию успеха, оказывала педагогическую помощь конкретным детям. Не смотря на то, что итоги мы будем подводить в конце года, можно констатировать, что портфолио отражает устойчивые и долговременные положительные результаты, создаёт ситуацию успеха у ребят. Учителю портфолио позволяет обнаружить недостатки в организации учебно-воспитательного процесса, своевременно вносить коррективы.
Таким образом, инновационная технология «портфолио» помогает активизировать образовательную активность учащихся, делает их более уверенными в себе, и как следствие, более успешными.
Проанализировав работу по созданию портфолио, можно сделать вывод – портфолио является мощным стимулирующим средством, которое позволяет в значительной степени активизировать деятельность учащихся, развивать в них инициативность. Ценность портфолио состоит в том, что данная технология является средством активизации личностного развития. Портфолио позволяет максимально раскрыть индивидуальные возможности учащихся, способствует повышению самооценки школьника, содействует развитию мотивации дальнейшего личностного роста.