Конкурсная разработка классного руководителя на тему: Классный руководитель-создатель оптимальной воспитывающей среды.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»



































Классный руководитель
8 «А» класса
Круглова Юлия Александровна



г.о. Электросталь
Московская область
2008г.
Воспитание – наука хороших привычек.


Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни – почувствовать себя нужным близким людям.
Знай, что всегда приятнее отдавать, чем взять
М.Горький


По словам Демокрита: «Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим».
С рождением ребенка еще не рождается личность. Психологи и педагоги доказали, что личность человека формируется только в человеческом окружении. Требуются большие усилия взрослых и самого ребенка, чтобы войти в контекст современной культуры.
Что мы понимает под «культурой»? В переводе с латинского, данное понятие обозначает всяческое «возделывание», «обрабатывание». Дикий виноград, обработанный и возделанный на протяжении многих столетий существования человека, называется культурным; поведение ребенка, чьи природные инстинкты возделываются и обрабатываются родителями или воспитателями, приобретает черты культурного поведения.
Воспитание – это большое искусство, овладение которым требует большого терпения и мудрости. Особенно остро это понимают и ощущают те, кто воспитывает подростков.
Подростковый возраст – период, когда происходит личностное становление человека, формируются взгляды и мировоззрение. Один педагог заметил: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность доказывают». Подросток только начинает становиться личностью в полноценном ее понимании, но очень активно доказывает свою индивидуальность.
Для получения подобного результата внимание педагога должно быть приковано к следующим направлениям:
выявление индивидуальной социальной ситуации развития ребенка;
работа с родителями с целью привлечения их внимания к процессам социализации;
исследование социальных сетей подростка.
Чтобы человеку было комфортно жить в обществе, необходимо, для начала, создать оптимальную среду в малом обществе – классном коллективе. Для этого надо выяснить, что такое «среда».
Понятие «среда» не является результатом конструктивной деятельности человека. А воспитательное пространство есть результат педагогического освоения этой среды. Оно не складывается само по себе, а возникает «внутри» педагогической деятельности (в семье) благодаря специально организуемой деятельности.
Воспитательное пространство становится фактором гуманизации детской жизни при условии, что оно наполнено реальными и жизненно важными вопросами, на которые детям необходимо найти ответы, если они воспринимают его как собственную территорию, за которую несут ответственность, по-хозяйски готовы оберегать от разрушений.
Известно, что среду исследователи рассматривают как один из важнейших компонентов воспитательной системы, с ее освоением связываются процессы формирования у детей ценностного отношения к миру и культуре, осознания себя в этом мире, развития своего «Я», нахождения своего места среди других людей.
Таким образом, одна из важнейших задач воспитательной деятельности, направленной на гуманизацию пространства детства, - создать воспитательное пространство. В философии это пространство исследовалось Ю.Лотманом, который назвал его «пространством диалога».
Значит, цель моей работы, как классного руководителя - создание оптимально воспитывающей среды, сплочение и развитие классного ученического и родительского коллективов.

Основные воспитательные задачи:


Обучение и воспитание.
Содействовать становлению и проявлению индивидуальности каждого учащегося, его саморазвитию.

Нравственность.
Обучение пониманию смысла человеческого существования, его ценности; формирование патриотического сознания, осознанных нравственных


Взаимодействие (развитие коллектива).
Сплочение и развитие классного коллектива, создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды.

Физическое совершенствование и здоровье.
Пропаганда здорового образа жизни, вовлечение в спортивные секции, профилактика вредных привычек.


Семья.
Взаимодействие классного руководителя и родителей, их вовлечение к совместной работе по всем направлениям деятельности.


Досуг.
Создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм работы, которые хотелось бы использовать в классе.




Наш класс.


Я работаю в школе с 1996 года. За это время я сделала 2 выпуска. Мой 8 «А» - третий по счёту. По моему мнению, класс замечательный: ребята в нём активные, дружные, увлекающиеся, общительные. В классе 26 человек: 15 мальчиков и 11 девочек. Все они разные, но их объединяет не только учёба в одном классе, но и общее стремление к творчеству, к сотрудничеству, к победе, к жизни. Да! Их объединяет любовь к жизни и к тем, кто эту жизнь создаёт. А это семья, учителя, друзья и, конечно же, классный руководитель!
Взаимоотношения между учениками я стремлюсь строить на заинтересованности в общих делах класса, проявлении товарищества, чуткости, заботы друг о друге. Ребята проявляют интерес к классной и школьной жизни, стремятся её разнообразить, с удовольствием участвуют в игре «Планируем своё завтра».
По результатам исследования сплочённости коллектива, проведённого в 2008/09 учебном году, можно сделать выводы:
В классе заложены основы коллективной деятельности.
Нет отвергаемых детей.
Каждый входит в ту или иную микрогруппу, но эти группы активно контактируют между собой.
В классе есть два явных лидера.
У классного коллектива есть хорошие перспективы перехода на более высокий уровень развития.
В классе хороший уровень воспитанности.
13 EMBED Excel.Sheet.8 1415
Разные характеры, темпераменты, интересы взаимодополняют друг друга и создают добрую атмосферу, в которой формируется коллектив.



Традиции класса.

Традиция- это хороший обычай, положительный опыт деятельности, закреплённый в жизни коллектива. Традицией становится полезная деятельность классного коллектива, если она повторяется и становится обычаем, входит в привычку.
Важно, чтобы учащиеся сами проявляли инициативу и самостоятельность в проведении традиционных мероприятий. Традиции являются как бы неписаным законом ученического коллектива.
День рождения класса.
Проектная исследовательская, социально-значимая деятельность учащихся.
Походы совместно с родителями.
Круглый стол «Ты меня понимаешь?..»
«Это праздник со слезами на глазах»-участие в праздничном параде и возложении цветов к Вечному огню.
Общешкольные праздники: «За честь школы», «День знаний» и др.
Субботники.
Каждый подросток особенный, не похожий ни на кого, но при всём бесконечном разнообразии детских характеров и темпераментов, ситуаций и условий, в которых осуществляется воспитание и обучение, есть ведущие черты сложного процесса становления личности подростка.
Исследование окружения, значимого для подростка,- важный фактор, необходимый для понимания педагогом и родителями процессов, происходящих с ребёнка в период становления его личности.
Было проведено исследование по методике «Я выбираю», в котором ученикам класса было предложено выбрать пять наиболее значимых качеств из списка. Самыми «выбираемыми» стали независимость, общительность, красота и честность. И это неудивительно: дети этого возраста заняты поисками своей идентичности и очень озабочены отношениями с другими детьми, чувствами, переживаемыми при этом.
Результаты:
13 EMBED Excel.Sheet.8 1415
По методике выявления индивидуальной ситуации развития школьника (автор И. А. Николаева) я определила «общий» темперамент класса. Подростки выяснили положительные и отрицательные стороны своего характера, темперамента, проанализировали высказывание К. Д.Ушинского: «Посеешь поступок - пожнешь привычку; посеешь привычку - пожнешь характер; посеешь характер - пожнешь судьбу», получили рекомендации по корректировке своего характера и его самовоспитания на основании личностных данных.


Каждый ребёнок имеет увлечение, интересы, хобби. Каждому нравится, когда его замечают. Особенно остро недостаток внимания к собственной персоне испытывает подросток. Важно увидеть и оценить его способности, показать их всему коллективу. Тогда жизнь класса станет увлекательней, а отношения классного руководителя и учеников доверительными. Это и будут дополнительные составляющие создания комфорта в коллективе.




Занятость учащихся класса в кружках, студиях, секциях.

2007/08 уч.г.-25чел.
2008/09 уч.г.-26чел.

13 EMBED Excel.Sheet.8 1415
Мой классный коллектив-это 26 «Я». Чтобы каждому в нашем коллективе было комфортно, необходимо умело планировать и качественно проводить работу с различными группами учащихся: и с одарёнными, и с теми, кто имеет какие-либо проблемы в общении, адаптации и проч.

Формы работы с дезадаптивными детьми:

Диагностика: тестирование, анкетирование, опросник, беседа.
Дополнительные предметные индивидуальные занятия.
Привлечение к выполнению творческих заданий.
Педагогическая помощь родителям: круглый стол, беседа, лекция.

Формы работы с одарёнными детьми:

Привлечение ребят к участию в школьных, городских, всероссийских олимпиадах («Русский медвежонок», «Кенгурёнок»).
Работа над проектами на школьном и муниципальном уровне.
Работа по составлению КТД
Подготовка и проведение классных и школьных мероприятий: ток-шоу, конкурсные программы, турниры, викторины.



Наши убеждения и моральные ценности формируются под воздействием того, что мы видим и слышим. В современных условиях развития общества, характеризующихся их переоценкой, происходят как позитивные, так и негативные процессы. Людям не достаёт нравственного компаса, поэтому возрастает значение духовно-нравственного воспитания детей. Классный руководитель должен направить свою работу на воспитание патриотизма, любви к своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому, отзывчивости, милосердия, умение управлять своим внутренним миром и понимать других людей.
Формирование коллектива, где комфортно каждому, осуществляется при работе над воспитательными проектами.

«Я – гражданин России».
«Народные истоки».

Кл.час «Государственные символы народов мира»
Кл.час «Декларация прав человека»
Игра «Права несовершеннолетних в Российском законодательстве»
Беседа «Уголовная ответственность»
Вахта памяти: встреча с ветеранами, выпуск проекта, посвящённого культуре и искусству времён ВОВ
Военно-спортивная игра «Зарница»
«А ну-ка, парни!»- игра ко дню защитника Отечества
Посещение музея редкой книги, Третьяковской галереи, Оружейной палаты.
Вечер «Поэзия русского костюма»
Кл.час «Народные ремёсла»
Кл.час «Светочи России-великие полководцы и герои войн за Отечество»
Праздник «Русские бытовые обряды и праздники»
Участие в городской площадке по краеведению и МХК



Здоровье – является важнейшим фактором для комфортного самочувствия в коллективе. Поэтому большое значение мы придаём физическому развитию учеников: участвуем в спортивных соревнованиях, развивающих спортивных играх, проводим профилактические беседы (с привлечением медработников, учителей физической культуры), ходим в походы.
Мы гордимся спортивными достижениями наших ребят: многократным победителем в областных и всероссийских турнирах по дзюдо (в своей весовой категории) Камыриным Александром и мастером спорта по синхронному плаванию Труновой Дарьей.


Важными составляющими педагогического комплекса в создании оптимально воспитывающей среды является формирование социальных компетенций учащихся.



Вид деятельности
Результат работы

1.
Знакомство с историей города.
Озеленение школьной территории. 2007/08 уч.г.
Участие в городской площадке знатоков МХК, краеведения. Стрижка кустарников, разбивка клумб.

2.
Создание проекта «История моей семьи в истории школы, города». 2008г.
Создание классного архива.

3.
Акция «Чистый двор». Уборка школьной территории, участие в субботниках. Ежегодно.
Уборка закреплённой за классом школьной территории.

4.
Проект «Ученическое портфолио». С 2005г.
Создание портфолио всеми учащимися класса.

5.
Участие в городском конкурсе сочинений: «В жизни всегда есть место подвигу». 2007/08 уч.г.
Классная беседа.

6.
Создание проекта «Культура и искусство в годы ВОВ». 2007/08 уч.г.
Участие в городском семинаре.




Воспитание начинается с семьи. Доброта, нежность, внимание, забота друг о друге – вот залог гармонии в семье. Сделать школьную атмосферу уютной, комфортной, по-настоящему домашней помогут хорошие партнёрские отношения с родителями учеников.
Взаимодействие учителя с родителями учащихся должно быть направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности станут основой жизни. Классный руководитель должен стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.
Задачи, стоящие перед классным руководителем:

Содействовать сплочению классного ученического и родительского коллектива.
Стать помощником и хорошим советчиком для родителей.
Создать в классном и общешкольном коллективе родителей атмосферу взаимопонимания, терпимости и доверия.
Помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственных детей.
Пропагандировать семейные ценности, здоровый образ жизни, опыт успешного семейного воспитания.

Сложилась система взаимодействия классного руководителя и родителей, которая включает в себя:

Проведение тематических классных собраний:
Пространство детства.
Народные рецепты воспитания.
Счастливая семья. Какая она?
Профессия родитель и др.

Проведение родительского лектория («Отец – нравственная опора в семье»).
Круглый стол.
Проведение родительских конференций.
Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Помощь в проведении ремонтов, уборок, субботников.

Классным руководителем и родительским комитетом проводится работа с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Большую роль в данной работе играет сотрудничество со школьным психологом.
Методы изучения семьи (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование) позволили установить социальный статус и климат семей.

Полные
Неполные
Благополуч-ные
Неблагопо-лучные
Малообеспе-ченные
Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации
Социальные сироты

19
6
26
-
-
2
1


Сложившееся общественное мнение о результатах работы классного
коллектива.
Ученик проводит в школе большую часть дня (учебная и внеклассная деятельность) – это ещё одна причина сделать атмосферу в классе комфортной.
В моём классе 46% учеников занимается досуговой деятельностью в родной школе. Ребята с удовольствием остаются после уроков, не спешат домой, своими руками создают уют в классе (сажают и разводят комнатные растения, оформляют стенды, колорируют класс), а родители интересуются работой кружков, секций, будущими мероприятиями. Уверена, что это происходит потому, что ученики находятся в гармонии с собой и окружающими, чувствуют себя в классном коллективе комфортно и свободно. А это и есть высшая оценка работы классного руководителя по созданию оптимально - воспитывающей среды в классном коллективе.

Классный руководитель воспитывает, «питает» своих учеников добротой, искренностью, заботой, уважением и, конечно же, любовью.
Только вместе, сообща мы можем создать в «классном доме» атмосферу комфорта.
Классный руководитель, работая над «состоянием души» коллектива, должен опираться на

В - взаимопонимание
О - открытость
С - сотрудничество
П - последовательность
И - интеллигентность
Т - толерантность
А - активность
Н - нравственность
И - интеллектуальность
Е - единство

Уметь пользоваться этим бесценным богатством – значит иметь в своём коллективе приятный для воспитания детей микроклимат.

В дела ты добрые вложи
Всё лучшее своей души,
Всё собранное век от века
Для воспитания Человека!











На пути к успеху

В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают своё особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса.

Коллективно-творческие дела (КТД) позволяют учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, участвовать в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся совместной работе, узнают новое, шаг за шагом следуя к успеху.

Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование личности школьника и формирование и сплочение классного коллектива.

Предлагаю несколько мероприятий (классный час, родительское собрание, классные конкурсы, игры, сценарии праздников, интересных занятий), которые способствуют совершенствованию межличностных отношений в классе, сплочению коллектива, т.е. созданию оптимальной воспитывающей среды.


Классный час.
Направление «Нравственность».
1.Закончи предложение.
Цель: Выявить отношение к нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, справедливость, принципиальность, честность).
Ход выполнения:
Учащимся в быстром темпе предлагается закончить предложения:
Если я знаю, что поступил неправильно, то
Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то
Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно
Когда в моём присутствии обижают человека, я
Если бы я был на месте учителя, то
Ситуация:
В школьной столовой дежурный ученик нечаянно уронил тряпку в котёл с молоком и никому не сказал об этом. Один из одноклассников видел случившееся, но также скрыл это. Молоко прокисло, и вся школа осталась без завтрака. При разборе происшествия я
2.Справедливость.
Цель: Выяснить правильность понимания учениками категории «справедливость», определить степень сформированности представления о справедливости.
Ход выполнения:
Учащимся предлагается в классе создать «Содружество борцов за справедливость». Для этого необходимо сначала выработать кодекс правил, которым будут следовать члены содружества, и за которые они будут активно бороться. Правила должны быть нвправлены на достижение справедливых решений во всевозможных ситуациях, возникающих в среде учащихся. Каждый из членов содружества самостоятельно разрабатывает такой кодекс, а затем, после совместного обсуждения, определяются наиболее важные правила.
Игра будет более интересной, если ввести в неё определённые ритуалы, атрибуты, придать ей таинственность, скрытность.
3.Что такое счастье?
Цель: Изучение нравственных идеалов личности.
Ход выполнения:
С учащимися проводится диспут о счастье. Им предлагаются листы с текстом, в котором приведены различные «формулы счастья» в виде афоризмов:
Счастье- быть самим собой.
Счастье- когда тебя понимают.
Счастье- в труде.
Счастье- быть таким, как все.
Самый счастливый человек тот, кто нужен людям.
Счастье- в преодолении себя, в самосовершенствовании.
Чтобы быть счастливым, надо жить правильно.
Счастье- в борьбе.
Скажи мне, кто твой друг. И я скажу, счастлив ли ты.
Если хочешь быть счастливым- будь им.

Ученикам предлагается подчеркнуть три формулы, которые им ближе, которые они готовы защищать.
После диспута учитель собирает листы и обрабатывает данные. О превращении нравственной формы в идеал личности можно судить по отсутствию у ученика противоречий в суждениях, по активной защите импонирующего качества. Данные соотносятся со стадиями:
1 стадия. Оформившегося идеала на этой ступени ещё нет. В сознании ученика больше обобщённых образов. Для этой стадии характерно неустойчивое отношение к нравственным нормам.
2 стадия. Из многих людей ученик отдаёт предпочтение тем, нравственные качества которых ему особенно нравятся. Стремления походить на таких людей ещё нет, но он уже задумывается над своими поступками. Отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное.

3 стадия. Постепенно становится господствующим убеждение в том, что смысл жизни- в созидательном труде, самосовершенствовании, коллективизме Учащийся начинает активно действовать в этом направлении, но ещё сильны прежние привычки. Поэтому отношение к нравственным нормам активное, но недостаточно устойчивое.
4 стадия. У школьника ярко выражена потребность в совершенствовании. Это вызывает неудовлетворённость собой, своими успехами, рождает более высокие перспективы и стремится к ним. Ярко выражено устойчивое отношение к нравственным нормам.
Учитель устанавливает степень сформированности данного качества, разрабатывает мероприятия, направленные на формирование высокой стадии нравственного идеала.
4.Патриотизм и как я его понимаю.
Цель: Определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся.
Ход эксперимента:
Учащимся предлагается написать сочинение на тему: «Патриотизм и как я его понимаю».
Обработка полученных данных.
Ответы анализируются по следующим сторонам патриотизма:
Любовь к Родине.
Осознание трудностей, недостатков в обществе.
Готовность к самоотдаче.
Патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов.
Чувство национальной гордости.
Отсутствие национализма и космополитизма.
Интернациональный характер патриотизма.

Каждый из показателей может быть оценён в 1, 2, 3 и 4 балла в соответствии со следующей шкалой:
1 балл- низкий уровень: непонимание учеником сущности важнейших сторон патриотизма.
2 балла- средний уровень: частичное понимание соответствующих признаков, неустойчивое отношение к обязанностям.
3 балла- выше среднего: правильное понимание сути патриотизма, отношенное к обязанностям активное, но неустойчивое.
4 балла- высокий уровень: полное понимание сущности сторон патриотизма, положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают, умение действовать в реальной жизни в соответствии с усвоенными требованиями.
Аналогичным образом могут быть предложены темы для сочинений, позволяющие определить понимание и отношение школьников к таким категориям, как интернационализм, гражданское мужество, активная жизненная позиция и т.д.


Родительское собрание.
Беседа на тему: «Роль родителей в нравственном воспитании детей».
В семье, где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: «Главное не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми».
В этих словах выражается забота родителей о нравственном облике своих детей.
Что включает в себя понятие «нравственный человек»?
Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, ценить дружбу и товарищество, с любовью и уважением относиться к людям всех рас и наций. Он правдивый и честный, ненавидит эгоизм, стяжательство, тунеядство и несправедливость.
Нравственному человеку присущи такие черты характера, как дисциплинированность, организованность, стойкость, мужество, честность, благородство, великодушие и т.д.
Нравственный человек не допустит сделок с совестью. Нравственная чистота- это верность слову, дружбе, любви. Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течение всей жизни, но в основные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте.
Очень живо дети воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали.
Хорошо, когда школе приходится продолжать воспитание, заложенное в семье. Школьник поверит учителям и товарищам, если увидит, что правда, которой учит школа, совпадает с той, которой учила семья.
В семье не только надо говорить, как надо жить, но и вырабатывать у детей привычки правильного поведения: читать книги, смотреть фильмы, обсуждать поступки героев, размышлять, оценивать, делать выводы.
В каждой семье родители учат детей выполнять различные обязанности: содержать в порядке свои вещи, соблюдать режим дня, уважать товарищей и взрослых. Все эти поучения должны подкрепляться поступками, делами.
Моральную культуру и нравственность питают четыре важнейших источника: совесть, стыд, ответственность и долг.
Ребёнок должен научиться спрашивать с самого себя за свои дела и поступки. У него должен быть голос внутреннего «Я». Совесть- это как бы человек внутри него, который всё замечает и оценивает. И надо, чтобы ребёнок привык с ним советоваться, прислушиваться к нему.
Очень важно внушить детям, что главное- не страх физического наказания, а страх сделать кому-то больно, не оправдать чьё-то доверие, лишиться уважения товарищей. Нужно приучить ребёнка стыдиться своих дурных поступков. А это делается на примерах, которые подают ему старшие члены семьи.
Необходимо, чтобы в семье было время для разговора с детьми «по душам». Такие беседы в дальнейшем могут стать необходимы подростку. Он будет советоваться с родителями, как поступить в том или ином случае.
Итак:
1.Мораль, или нравственность,- это форма общественного сознания, которая включает в себя совокупность норм и правил поведения людей.
2.Нравственность человека включает в себя несколько компонентов. Во-первых, знания, как надо себя вести в разных ситуациях. Во-вторых, соблюдение этих правил в своём поведении. В-третьих, способность оценивать свои и чужие поступки и действия.
Этические нормы поведения человечество вырабатывало на протяжении всей своей истории. Эти нормы были отражены в различных религиозных учениях: христианстве, мусульманстве, иудаизме, буддизме и др.
В разных вариантах там отражены такие основные правила и заповеди, как: не убий, не укради, чти отца своего, и т.д.
Вот как выглядят моральные нормы, изложенные выдающимся педагогом В.И. Сухомлинским в книге «Рождение гражданина»:
Делай так, чтобы окружающим тебя людям было хорошо.
Платите за добро добром.
Любую работу выполняй хорошо, со старанием и прилежанием.
Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте слабым и беззащитным.
Не давайте своей душе лениться. Пусть вашим девизом станут слова: «Если не я, то кто это сделает?»
Родители могут порекомендовать детям некоторые правила, выполнение которых обеспечит каждому юноше и девушке успех в самовоспитании.
Правила самовоспитания:
Определите цель жизни: дальнюю, среднюю, ближнюю. Жизнь без цели- гибель души и разума.
Старайся понять смысл и суть жизни. Определи, чего хочешь.

Нельзя изменить мир к лучшему, не изменив к лучшему себя. Воспитывая себя, воспитывай других.
В борьбе добра и зла не может быть компромисса. Не уступай подлости.
Никогда нельзя сказать, что сделано всё. Плох тот день, после которого не осталось задач на завтрашний.
Больше отдашь- богаче будешь.
Поменьше вини в своих неудачах кого-то другого, почаще- себя. Здоровое недовольство собой- высокое достоинство настоящего человека.
Приучи себя чаще говорить: «надо», «должен», реже- «не хочу», «не буду».

Игра – диспут
«Современное ли чувство любовь?»
Цели:
Способствовать формированию и проявлению нравственных качеств учащихся.
Содействовать развитию коммуникативных навыков детей.
Подготовительная работа:
Совет дела подбирает литературный материал для иллюстрации обсуждаемых вопросов.
Классный руководитель вместе с активом класса составляет вопросы для обсуждения.
Группа чтецов разучивает стихотворения о любви.
Оформление, оборудование, инвентарь:
На доске плакаты с пословицами и поговорками о любви.
Магнитафон, аудиозаписи.
Жетоны чёрного и белого цвета по кол-ву учащихся в двойном экземпляре.
Урна для голосования.
Участники:
Ученики 8 класса и классный руководитель, педагог- психолог.

Ход игры:
Вступительное слово классного руководителя:
Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы впервые проводим игру- диспут «Чёрное и белое». Помните, есть такая детская игра «Да и нет не говорить, чёрного и белого не носить». Мы же поступим как раз наоборот. У каждого из вас есть жетоны. Они белые (соответствуют ответу «да») и чёрные (ответ «нет»). После объявления темы прошу вас опустить в урну один жетон, соответствующий вашему ответу. Сделать выбор необходимо два раза: в начале и в конце игры.
Тема встречи: «Современно ли чувство любовь?» Начать разговор на эту тему меня побудила статья одной молодёжной газеты. Автор пишет: «Что такое любовь? О ней уже всё сказано художниками, поэтами, писателями, даже учёные разложили любовь на шесть психологических цветов. В наш век скоростей, атомов, компьютеров, Интернета вряд ли есть время на сентиментальные вздохи. Ведь можно «на заказ» создать модель компьютерного идеала. А все эти ваши штучки про черёмуху, глаза, вздохи- это не современно, это уходит вместе с веком»
Согласны ли вы с данным высказыванием? Проголосуйте жетонами.
Классный руководитель предлагает обсудить первый вопрос: «Существует ли первая любовь?» В ходе дискуссии тема иллюстрируется стихотворениями А. Фатьянова «О любви», Э. Асадова «Сатана» в исполнении учащихся.
Ребята продолжают высказывать своё мнение о том, современным ли чувством является любовь или её можно заменить свободными отношениями (только физическое влечение)? Вновь звучат стихотворения Л. Татьяничевой «Чем станет любовь твоя?», И. Кобзева «Я не люблю хохочущих девчонок».
Педагог- психолог рассказывает ученикам о психологических аспектах любви.
Классный руководитель продолжает: «Так что же, любовь доступна только людям чувственным, это категория не духовная, а эмоциональная?»
Во время дискуссии учащиеся читают стихи В. Высоцкого «Баллада о любви», Р. Рождественского «Всё начинается с любви», О. Высотской «Любовь- она бывает разной».
Педагог подводит итоги разговора, обращая внимание учеников на то, что спорить о любви можно долго. О ней сказано, что любовь- «тайна сил велика есть!» И это действительно тайна, которую познают и пытаются открыть во все времена. Поэт Байрон писал:
Любовь стара, как мирозданье.
Но тот, кто пришёл, и кто придёт на свет.
Приходят обновить её завет.
Учащимся предлагается вновь сделать свой выбор, окончательно ответив на вопрос: «Современное ли чувство любовь?».
Восьмиклассники опускают свои жетоны, количество которых затем подсчитывается, а учитель комментирует результаты голосования.

Классный конкурс
«Коса – девичья краса».
Участники:
Учащиеся 7 класса, классный руководитель, родители.
Цели:
Содействовать возрождению и сохранению традиций и обычаев русского народа.
Способствовать развитию интереса к культуре своего народа.
Содействовать формированию у учащихся чувства вкуса.
Подготовительная работа:
Учащиеся подбирают информационный и иллюстративный материал по теме конкурса.
2. Совет дела распределяет задания по подготовке и проведению конкурса, подбирает задания для участниц.
3. Классный руководитель вместе с группой ребят подбирают игры.
4. Участницы вместе с мамами и классным руководителем делают причёски для демонстрации во время конкурса.
5. Группа учащихся надувает 5-6 шаров и рисует на них лица.
Оформление, оборудование, инвентарь:
На классной доске написано название конкурса и эпиграф: «Внешняя чистота и изящество должны быть выражением внутренней чистоты и красоты» (В.Г. Белинский).
Помещены иллюстрации, фотографии с изображением причёсок разных эпох.
Зеркало, инвентарь для причёсок, 5-6 лёгких шёлковых платков.
Ход конкурса:
Ведущие. О, волосы! О, шелковистые и лёгкие! Прямые как дождь, и кудрявые как петрушка! О, рыжие, русые, золотистые и чёрные! Вы украшаете человека. Однако человек- странное существо: то он их отращивает и лелеет, а то вдруг возьмёт да и обреет голову налысо. Ничего удивительного- мода!
Наш праздник мы посвящаем нашим мамам, бабушкам и девочкам. Начало весны связано с женским днём 8 Марта, праздником женственности и красоты.
С давних времён одним из главных женских украшений была причёска. Длинные волосы- это не только красиво и женственно, это и многовековая русская традиция. Коса являлась естественным украшением, которое ценилось наравне с золотом. Наш конкурс именно об этом прекрасном девичьем даре. Сейчас мы познакомимся с теми, кто пренебрёг капризами моды и по старой русской традиции носит длинные волосы.
Проводится представление участниц конкурса и членов жюри.
В нашем классе много гостей. Их в старину приветствовали поклоном.
По обычаям старинным
В платьях все ходили длинных,
И гостей встречать умели,
Своих нарядов не жалели,
Мёдом обнося хмельным,
Низко кланяются им,
Пола чуть рукой касаясь
И приятно улыбаясь.
Давайте посмотрим, как наши участницы умеют встречать гостей, как они кланяются.
Объявляется начало конкурса «Поклон».
Вот мы и познакомились. Сегодня нам предстоит убедиться в том, что коса- вовсе не скучная и примитивная причёска. Чтобы так искусно уложить длинные волосы, требуется большое мастерство.
Группа девочек демонстрирует причёски для длинных волос.
Подготовленные ученики проводят игру со зрителями: две команды мальчиков по три человека как можно быстрее завязывают на головах двух девочек с короткой стрижкой хвостики с помощью разноцветных резинок.
Коса всегда считалась девичьей гордостью. Особенно хороши косы из здоровых волос с естественным блеском. Наши бабушки умели ухаживать за волосами. Знают ли наши участницы, какие средства необходимо использовать, чтобы придать волосам блеск и шелковистость.
Конкурс «Здоровые волосы». Участницы делятся своими секретами ухода за волосами.
Классный руководитель рассказывает учащимся о том, какие обычаи, связанные с длинными волосами, существовали на Руси.
Конкурс со зрителями. Девочки из числа зрителей делают оригинальные причёски мальчикам.
В старину волосы покрывали платком. Косы украшали специальными лентами, бусами, гребнями.
Подготовленные ученики рассказывают о русских традициях: незамужняя девушка носила одну косу, на голове в виде украшений могли быть ленты, кокошник. Замужняя женщина заплетала две косы и убирала волосы так, чтобы их никто не мог видеть (отсюда выражение - опростоволоситься, т.е. остаться беззащитным, открытым для всех). Всё это говорит о том, что девичья коса, роскошные длинные волосы- предмет красоты и роскоши юной красавицы.
Конкурс «Одёжка для причёски». Участницам предлагается придумать новые украшения для длинных волос, используя подручные материалы.
Пока девочки готовятся классный руководитель или ученики проводят игру со зрителями «Платок». На длинных нитях укрепляются надувные шары с нарисованными на них лицами. На шары необходимо повязать шёлковый платок. Придерживать шар руками нельзя.
Члены жюри подводят итоги конкурса.
Участницы демонстрируют причёски и украшения (можно дать причёске название).
Классный руководитель говорит заключительные слова. Ведущие благодарят всех за участие в конкурсе.















































Номинация

Классный руководитель – создатель оптимальной воспитывающей среды.























юля у доски