Консультация Что должно насторожить родителей в процессе наблюдения за развитием речи детей в разные возрастные периоды.


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Что должно насторожить родителей в процессе наблюдения за развитием речи детей в разные возрастные периоды.
Возраст до одного года:
- Ребенок не улыбается и не издает звуки в ответ на эмоциональное речевое общение. Избегает смотреть Вам в глаза ,не реагирует на свое имя.
- Гуление в три- четыре месяца не усложняется и не переходит в лепет, затем постепенно угасает. Это свидетельствует о тяжелых нарушениях слуха. Как можно скорее нужно обратиться к врачам – специалистам. Нельзя прекращать разговаривать с малышом. Давайте ему возможность видеть ваше лицо во время произнесения вами слов, чтобы развивалось умение считывать с губ. Речь взрослых должна быть неторопливой , с отчетливой артикуляцией.
-Не развивается понимание речи при сохранном слухе к концу первого года жизни. Ребенок не включается в работу по подражанию, не активен в игре с игрушками. Такие показатели свойственны детям с недоразвитием интеллекта. В данном случае больше будет страдать смысловая сторона речи, поэтому основная помощь должна быть направлен на развитие познавательных интересов.
Два года:
- Ребенок не реагирует на словесную инструкцию, отворачивается от знакомого человека, пытающегося с ним поговорить.
- Отсутствие речи в два года при сохранном слухе. Необходимо активное общение со взрослыми путем жестов и любых звуков. Если оно есть , то в ближайшем будущем должны появиться слова.
- Ребенок плохо усваивает новые слова, не пробует связывать их во фразу.
- Ребенок не научился играть с игрушками, не обращает внимание на игры других детей, играет молча, в одиночестве.
Три года:
Отсутствие фразовой речи или резко аграмматичная фраза при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Часто это бывает при системных нарушениях речи и проявляется общим недоразвитием речи разной степени. Помощь состоит в стимуляции речи, предъявлении речевых образцов. Речь лучше развивается в деятельности, поэтому надо проводить совместные игры, привлекать ребенка к обслуживающему труду по дому, читать ему простые по содержанию книги, сопровождать речью собственную деятельность. Предложения, с какими вы обращаетесь к малышу, должны быть простыми, немногословными, с поворотом ключевых слов в разных падежных формах.
- На фоне ускоренного развития речи и высокого интеллекта наблюдается нарушение плавности речи из –за судорог в артикуляционном или дыхательном отделах речевого аппарата. Следует снять излишние речевые перегрузки, установить спокойный режим. При выраженном проявлении заикания необходима консультация специалистов ( логопеда, невролога)
- Очень быстрый темп речи, «проглатывание окончаний», при этом частые повторение слогов, напоминающие заикание, но без судорог. В данном случае главное – не фиксировать внимание ребенка на этом дефекте, не передразнивать или повторять его ошибочное произнесение. Давайте малышу установку говорить медленнее. Скорее всего, ваш малыш торопится не только в речи, поэтому надо нормализовать весь двигательный режим, используя спокойные игры. Обстановка в семье также должна быть ровной, спокойной.
Четыре года:
- Звукопроизношение далеко от нормы. В речи множественные замены: вместо шипящих произносятся свистящие (Ж –З, Ш- С, Щ - С); звук Р заменяется на Л, Л, или Й. Кроме этого, возможны замены твердых согласных соответствующими мягкими. Речь звучит как у двухлетних. Главная причина – недоразвитие фонематического слуха, поэтому надо проводить работу по его нормализации.
-Искаженное произношение отдельных согласных звуков: Р-горловое, Р, произносимое без вибрации кончика языка, - одноударное; Л двугубное, похожее на английское W,;свистящее звуки С,З, Ц, произносимые с просовыванием кончика языка между зубами- межзубные. Данные искажения не являются возрастными, поэтому необходимо обратиться к логопеду для постановки звука, а закрепить звук в речи родители смогут и самостоятельно.
Пять лет:
-Неразвитая связная речь, низкая речевая активность, отсутствие любознательности, бедный словарный запас. Такие проявления речевого недоразвития характерны для задержки психического развития. Ребенок нуждается в активизации познавательных интересов, для чего ему нужно больше читать книг о природе, о животных, побуждать его к пересказу текстов.