Урок информатики по теме Программирование разветвляющихся алгоритмов на языке Pascal. 9-й класс


Урок информатики по теме "Программирование разветвляющихся алгоритмов на языке Pascal". 9-й класс
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.
Место урока в теме: 1 урок
Цели урока:
Повторить и закрепить материал по теме “Алгоритм”
Ввести понятие “условный оператор”
Познакомить со способами записи разветвляющегося алгоритма на языке PascalПрименить полученные знания при решении жизненных ситуаций и различных задач
Задачи урока:
Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления
Учебная – освоение умений составления разветвляющихся алгоритмов
Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности
Материально-техническое обеспечение урока:
Наглядные и дидактические материалы
Презентация для интерактивной доски, выполненная в программе Notebook (см. <Приложение 1>)
Карточки с текстом задач
Технические средства обучения
ПК учителя
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска SMART BoardПК учащихся
Программные средства
Операционная система Windows ХРСистема программирования Free PascalПрограммное обеспечение интерактивной доски SMART BoardУчебно-методическое обеспечение урока:
Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.:БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2010
План урока
Организационный момент (1 мин)
Повторение (8 мин)
Изучение нового материала (7 мин)
Закрепление (8 мин)
Практическая работа (18 мин)
Подведение итогов урока и задание на дом (3 мин)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение
Учитель:
- На прошлых уроках вы учились составлять программы работы с числовыми величинами, реализующие линейные алгоритмы.
- Проверим, как вы усвоили этот материал.
- Работаем устно.
На доску проецируется слайд презентации, содержащий <Рисунок1>.

Рисунок1Задание№1
1) Прокомментируйте каждую строку программы (см. <Рисунок1>):
Дополнительные вопросы:
- Перечислите целые типы Pascal;
- Перечислите операторы ввода;
- Для чего служит оператор присваивания;
- Перечислите операторы вывода;
- Какие переменные будут входными, какие выходными.
2) Определите результат выполнения программы при следующих входных данных.
На доску проецируется слайд презентации, содержащий <Рисунок2>.

Рисунок2Задание№2
Установите соответствие между математической записью алгебраического выражения и записью алгебраического выражения на языке Pascal (см. <Рисунок2>).
Какое алгебраическое выражение соответствует пункту а?
Назовите математический смысл функций sqr и sqrt.
Как записываются на Pascal арифметические операции над целыми числами и вещественными числами?
На доску проецируется слайд презентации, содержащий <Рисунок3>.

Рисунок3
Задание№3
1) Найдите 5 ошибок в программе вычисления значения переменной y (см. <Рисунок3>).
2) Перечислите вещественные типы Pascal.
Изучение нового материала
На доску проецируется слайд презентации, содержащий <Рисунок4>.

Рисунок4Учитель:
- У всех рассмотренных нами до сих пор программ была линейная структура
- Т.е. команды выполнялись последовательно одна за другой в том, порядке в котором они были записаны.
- Однако не любую задачу можно решить с помощью линейного алгоритма
- Например, значение переменной y, заданной формулой ,
в зависимости от значения переменной x будет вычисляться либо по формуле , либо по формуле 2.
- В данном случае мы имеем дело с другой алгоритмической структурой – разветвлением.
- Сегодня на уроке:
вы узнаете, как решаются подобные задачи;
научитесь составлять программы разветвляющихся алгоритмов на языке Pascal- Запишите тему урока
“Программирование разветвляющихся алгоритмов на языке Pascal”
- Вспомним:
1) Какой алгоритм называется разветвляющимся?
2) Что означает структура ветвления? (выбор одного из альтернативных путей работы алгоритма в зависимости от результата проверки условия)
- Существуют две формы ветвления: полная и неполная (<Рисунок5>)

Рисунок5
- В полной форме при истинности условия выполняется действие 1, при ложности условия – действие 2.
(Пример – Если у меня повысилась температура, то я вызываю врача,…иду на работу)
- В неполной форме действие выполняется только при истинности условия.
(Пример – Если на улице дождь – то я беру с собой зонт)
- Для реализации структуры “ветвления” на языке Pascal используется условный оператор.
- Запись в тетрадях:
1) Полная форма условного оператора
IF условие THEN действие1 ELSE действие2;
2) Неполная форма условного оператора
IF условие THEN действие;
- Русский перевод условного оператора: IF-если, THEN- то, ELSE – иначе.
- Условия могут быть простыми и сложными.
- Для составления простых условий используют операции сравнения: <, >, <=, >=, <>, =.
- Слева и справа от знака сравнения записывают арифметические выражения.
- Рассмотрим примеры записи условных операторов.
Закрепление материала
На доску проецируется слайд презентации, содержащий <Рисунок6>.

Рисунок6Задание№4
- Дано ветвление (см. <Рисунок6>):
1) Назовите условие
2) Назовите действие, которое будет выполняться в случае Истинности условия; в случае Ложности условия.
3) Запишите условный оператор (записи ведутся на интерактивной доске и в тетрадях учащихся).
4) При каких значениях x выполняется действие y:= x-1? (x4)
- Условия x>4 и x4 два взаимоисключающих условия в нашем случае
- 1 – Истинно 2 – Ложно
1 – Ложно 2 – Истинно
- Во второй блок-схеме в качестве условия укажем x4
5) Заполните действия во второй блок-схеме (записи ведутся на интерактивной доске и в тетрадях учащихся).
6) Заполните условный оператор для второй блок-схемы (записи ведутся на интерактивной доске и в тетрадях учащихся).
- Получили две записи одного и того же алгоритма ветвления.
Практическая работа
Выполнение практического задания.
На доску проецируется слайд презентации, содержащий <Рисунок7>

Рисунок7Карточка №1
Задание№5
Составьте программу вычисления значения переменной
= ; x, y – целые числа
Этапы работы:
Составление блок-схемы (см. <Рисунок7>)
(записи ведутся на интерактивной доске и в тетрадях учащихся)
Составление компьютерной модели (учащиеся работают за ПК)
На доску проецируется слайд презентации, содержащий <Рисунок8>

Рисунок8
Компьютерный эксперимент (тестирование программы)(см. <Рисунок8>)
Анализ результатов компьютерного эксперимента
Самостоятельное выполнение практического задания.
Карточка №2
Задание№6
Составьте программу, выводящую слова на экране слова “chet” и “nechet” в зависимости от четности и нечетности вводимого целого числа.
Пример работы программы:
Входные данные Выходные данные
0
4
-5
126
-357 chetchetnechetchetnechetНа доску проецируется слайд презентации, содержащий <Рисунок9>, содержащий тест для программы.

Рисунок9Подведение итогов урока и задание на дом
Оценивание работы учащихся на уроке, оценивание практической работы.
Учитель:
- Мы познакомились с условным оператором
- Научились составлять программы для разветвляющихся алгоритмов
- На следующем уроке мы продолжим изучения данной темы
- Рассмотрим правила составления сложных условий, познакомимся с логическими операциями
Задание на дом:
Параграф 37, записи в тетради, решить задачу:
“Даны числа x и y. Вычислите число z, равное (x+y), если x y и (1-x+y) в противном случае”