Урок по информатике на тему «Составление разветвляющихся алгоритмов» (1 курс СПО)


Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ СПО «Дуванский аграрный техникум»
Методика проведения практического занятия
по дисциплине «Информатика и ИКТ»
Подготовлена преподавателем дисциплины «Информатика» Соболевой Н. А.
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин
Протокол №____ от ______________
Председатель комиссии:
________________________________
Дуван, 2012
Аннотация к методической разработке практического занятия по дисциплине «Информатика и ИКТ»
Преподаватель: Соболева Н.А.
Данный методический материал является методической разработкой урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» на тему «Составление разветвляющихся алгоритмов».
Методическая разработка содержит:
оглавление, содержащее перечень разделов методической разработки с указанием номеров страниц. Заголовки в оглавлении даются в точном соответствии с заголовками методической разработки;
введение, которое дает обоснование выбора вида занятия;
план урока;
основная часть, в которой описываются методы и приемы, используемые при проведении урока, деятельность студентов;
сценарий урока;
заключение, обобщает основную идею содержания методической разработки;
приложения, содержащие: задания для самостоятельной работы, образцы слaйдов программы Power Point, задания для выполнения практической работы.
Материал методической разработки можно использовать при проведении уроков и внеклассных учебных мероприятий по информатике.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ………………………………………………. 4
2. План урока…………………………………………….. 5
3. Основная часть ………………………………………. 7
4. Заключение. ………………………………………….. 10
5. Литература. …………………………………………… 11
6. Приложения…………………………………………… 12

Введение
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения эффективности процесса обучения.
Все возрастающий поток информации в настоящее время требует внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения обучающимися изучаемого материала и закрепления его на практике.
Дифференцированное обучение - один из возможных способов решения проблемы индивидуализации в обучении. В основу решения этой проблемы должна быть поставлена идея выбора самим студентом уровня сложности выполняемых заданий. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия для такого выбора. Это можно реализовать при помощи разноуровневого дидактического материала.
Обучение информатике наиболее эффективно в условиях дифференцированного обучения, когда каждый студент постигает знания и умения, составляющие содержание компьютерной грамотности на определенном уровне, зависящем от его способностей, интересов, успеваемости, психологических особенностей и т.д.
Таким образом, разноуровневые задания, разработанные и используемые в системе контроля знаний студентов, способствуют проверке различной степени усвоения учебного материала.

План открытого урока по дисциплине «Информатика и ИКТ»
Урок № 8
Аудитория: кабинет № 107а
Дата проведения: 16.10.2012 г.
Группа: 114
Специальность: «ТО и ремонт автотранспорта»
Норма времени: 90 мин.
Преподаватель: Соболева Н.А.
Тема: Составление разветвляющихся алгоритмов
Вид занятия: практическоеТип урока: урок усвоения знаний, умений, навыков
Цели урока:
Образовательная: Дать понятия разветвляющегося алгоритма, полного и неполного ветвления. Рассмотреть структуру  разветвляющегося  алгоритма и  его  блок – схему; научиться разрабатывать простейшие алгоритмы ветвления и записывать их в графическом представлении.
Развивающая: Способствовать развитию познавательного интереса к изучаемой дисциплине, любознательности студентов, развитие мыслительных способностей, памяти, внимания, умения сравнивать и анализировать.
Воспитательная: Воспитание внимательности, собранности; привитие навыков самостоятельной работы.
Методы обучения: информационно-развивающий (беседа, объяснение), наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов), репродуктивный (решение задач).Межпредметные связи: дисциплины «Математика», «Литература»
Внутрипредметные связи:
темы «Алгоритмы и способы их описания», «Составление линейных алгоритмов».
Обеспечение урока:
Наглядные пособия:
Слайды с учебно-методическим материалом урока
Раздаточный материал:
Карточки-задания для контроля знаний
Карточки для выполнения практической работы
ТСО:
Персональный компьютер IBM PC
Мультимедийный проектор и экран
Литература:
Основная:
Ляхович В.Ф. Основы информатики. Уч. пособие. – Ростов/Д.:Феникс,2001.
Хлебников А.А. Информатика: Учебник/А.А. Хлебников. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 571 с. : ил. – (Среднее профессиональное образование)
Дополнительная:
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика. Учебник для студ. Учреж. Сред. Проф. Образования. 4-е изд. – М.: Academia, 2010. – 352 с.
Требования к результатам усвоения учебного материала:
Студенты должны знать: понятия «алгоритм», «исполнитель», «разветвляющийся алгоритм»; способы записи разветвляющихся алгоритмов; свойства алгоритмов; команды присваивания.
Студенты должны уметь: разрабатывать простейшие алгоритмы ветвления и записывать их в графическом представлении; приводить примеры алгоритмов; перечислять свойства алгоритмов.
Содержание занятия:
Организационный момент (1 – 2 мин):
Приветствие
Определение отсутствующих студентов
Организация внимания студентов
Проверка знаний по пройденному материалу (15 - 20 мин)
Сообщение темы, цели и плана урока (3 - 5 мин)
Мотивация учебной деятельности (3 - 5 мин.)
Актуализация опорных знаний (5 мин.)
Устный опрос по вопросам:
Что такое линейный алгоритм?
Какие блоки входят в структуру линейного алгоритма?
Какую блок-схему необходимо применить для решения данной задачи?
Изучение и освоение нового материала (15 - 18 мин)
Разветвляющийся алгоритм
Способ записи разветвляющегося алгоритма
Решение задач
Приобретение, усвоение и закрепление навыков работы (25 - 30 мин)
Сообщение домашнего задания (2 – 3 мин.)
Подведение итогов занятия (2 мин.)
Методика проведения практического занятия
Организационный момент
Приветствие. Преподаватель и студенты приветствуют друг друга.
Определение отсутствующих студентов. Дежурный сообщает об отсутствующих студентах. Преподаватель отмечает в журнале.
Организация внимания студентов. Преподаватель настраивает студентов на рабочую атмосферу, предлагает им сосредоточиться и быть внимательными на протяжении всего урока. Интересуется их настроением, самочувствием, способностью мыслить.
Проверка знаний по пройденному материалу
Студенты выполняют самостоятельную работу по пройденному материалу. Карточки для самостоятельной работы представлены разноуровневыми заданиями (см. Приложение 2).
Сообщение темы, плана цели урока
Сообщается тема урока, формулируются цели. При сообщении темы занятия демонстрируются слайды 1-2 (см. Приложение 1).
Мотивация учебной деятельности
Преподаватель сообщает студентам следующее:
Давайте посмотрим на картину Виктора Васнецова «Витязь на распутье». Поехал Иван-царевич за Василисой Прекрасной. Ехал он, ехал, глядь – перед ним лежит огромный камень. На камне надпись: «Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – сам пропадешь…»
– Что мы здесь видим?
– Почему витязь задумался и остановил своего коня?
– Сколько дорог лежит перед витязем?
– Какую дорогу на ваш взгляд выберет витязь? Демонстрируются слайды 3 – 4 (см. Приложение 1). Студенты анализируют ситуацию.
Актуализация опорных знаний
Студентам предлагается ответить на вопросы по пройденному материалу.
Вопросы для актуализации:
А теперь представьте, ребята, что нам необходимо написать программу выбора пути для героя Васнецова. Сможем ли мы это сделать при помощи линейной структуры?
Что такое линейный алгоритм?
Какие блоки входят в структуру линейного алгоритма?
Какую блок-схему необходимо применить для решения данной задачи?
Изучение и освоение нового материала
Вопрос 1. Разветвляющийся алгоритм
Преподаватель сообщает следующее:
– Камень, перед которым замер витязь, очень похож на новую алгоритмическую структуру “Ветвление в алгоритмах”, изображаемую при помощи блок-схемы – это ромб. Демонстрируется слайд 4 (см. Приложение 1).

Данная фигура вводится в блок-схему тогда, когда появляется некоторое условие. В нашем случае это может быть вопрос: Витязь поедет направо? И тогда на этот вопрос мы можем дать только два ответа: «ДА» или «НЕТ». Вот поэтому у ромба две ветви, на одну можно вступить, ответив «ДА», на другую – «НЕТ».
Студентам предлагается записать в тетради понятие разветвляющегося алгоритма и зарисовать таблицу «Ветвление». Демонстрируются слайды 5 – 6 (см. Приложение 1).
Преподаватель сообщает следующее:
В жизни нам очень часто приходится делать выбор. Например: брать или нет на прогулку зонтик? Здесь результат выбора зависит от того, идет (или собирается пойти) дождь. Другой пример выбора: "Куда отправиться погулять — в парк или просто пройтись по улицам?". Здесь результат выбора тоже может зависеть от какого-то условия, например от желания друга, с которым ты собираешься погулять вместе, или от того, есть ли у тебя время, чтобы доехать до парка.
Вниманию студентов предлагается стихотворение Джани Родари «Чем пахнут ремесла?», где им необходимо перефразировать информацию о профессиях с помощью ключевых слов ЕСЛИ–ТО. Демонстрируется слайд 7 (см. Приложение 1).
Вопрос 2. Способ записи разветвляющегося алгоритма
Студентам предлагается зарисовать в тетради блок-схему структуры ветвления. Демонстрируется слайд 8 (см. Приложение 1).
Далее демонстрируются примеры разветвляющихся алгоритмов на слайдах 9,10 (см. Приложение 1).
Вопрос 3. Решение задач
Преподаватель сообщает следующее:
- Рассмотрим примеры решения задач с использованием разветвляющихся алгоритмов.
Студентам предлагается записать в тетради решения задач, зарисовать блок-схемы алгоритмов. Демонстрируются слайды 11 – 14 (см. Приложение 1).
Приобретение, усвоение и закрепление навыков работы
Студентам предлагается приступить к самостоятельному выполнению практического задания. Для выполнения этой работы раздаются карточки с практическим заданием разноуровневого типа (см. Приложение 3). В части А производятся решения простых задач. Выполнив часть А, студенты могут перейти к выполнению задания части В – с более сложным заданием. Те, кто справился с заданиями второго уровня переходят к творческому заданию части С - составить алгоритм для перехода дороги по сигналу светофора (вариант 1) или составить алгоритм для определения типа химического раствора по реакции лакмусовой бумажки (вариант 2). Преподаватель осуществляет консультацию и контроль выполнения задания.
Сообщение домашнего задания
Студентам предлагается записать домашнее задание. Демонстрируется слайд 15 (см. Приложение 1).
Подведение итогов урока
Преподаватель отмечает работу студентов. Произносит заключительное слово. Студенты выполняют алгоритм, демонстрируемый на слайде 16 (см. Приложение 1).
В конце занятия преподаватель благодарит студентов за сотрудничество и желает хорошего настроения.
Заключение
Дифференцированные задания используются на разных этапах обучения и на разных этапах урока, что способствует лучшему усвоению материала с учетом индивидуальных способностей студентов.
В данной методической разработке на этапе проверки знаний по пройденному материалу применяю самостоятельную работу по карточкам на тему «Составление линейных алгоритмов», состоящую из разноуровневых заданий, большая часть которых является задачами на составление блок-схем линейного алгоритма. Задания усложняются по мере приближения к части С.
После изучения и освоения нового материала на этапе приобретения, усвоения и закрепления навыков работы использую дифференцированные практические задания по новой теме. Карточки для выполнения практической работы представляют собой тот же самый принцип разноуровневой дифференциации: от простого к сложному.
Анализ результатов выполнения студентами разноуровневых заданий показал повышение качественной успеваемости, что позволяет обосновано организовать процесс изучения той или иной темы.
Считаю, что применение дифференцированного подхода в обучении повышает уровень мотивации, реализацию желания студентов быстрее и глубже продвигаться в образовании, повышает уровень «Я»-концепции студента.
Таким образом, разноуровневые задания по информатике могут быть использованы в практике преподавателя информатики в учреждениях среднего профессионального образования.
Литература
Кузнецов А. А., Захарова Т. Б.. Принципы дифференциации содержания обучения информатике// Информатика и образование. – 1997. - №7. – C. 9-11.Лапчик М. П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер; Под общей ред. М. П. Лапчика. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика. Учебник для студ. Учреж. Сред. Проф. Образования. 4-е изд. – М.: Academia, 2010. – 352 с.
Хлебников А.А. Информатика: Учебник/А.А. Хлебников. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 571 с. : ил. – (Среднее профессиональное образование)
Микляев А. «Учебник пользователя IBM PC»: М.:«Альтекс-А», 2001.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
Слайды с методическим материалом урока

Слайд 1 Слайд 2

Слайд 3 Слайд 4

Слайд 5 Слайд 6
Продолжение приложения 1

Слайд 7 Слайд 8

Слайд 9 Слайд 10

Слайд 11 Слайд 12
Продолжение приложения 1

Слайд 13 Слайд 14

Слайд 15 Слайд 16

Приложение 2
Карточки для контроля знаний по пройденному материалу
Самостоятельная работа по теме «Составление линейных алгоритмов»
ВАРИАНТ 1
Часть АЗадание 1. Что такое линейный алгоритм? Дайте определение.
Задание 2. Какие блок-схемы входят в структуру линейного алгоритма? Перечислите и нарисуйте.
Задание 3. Составьте блок-схему вычисления значения выражения
Часть ВЗадание 4. Составьте блок-схему по следующим командам:
Начало
Ввести А, В
Найти сумму А и В
Уменьшить сумму на 20
Вывести результат
Конец
Часть СЗадание 5. Составьте блок-схему вычисления периметра прямоугольника, если известны его стороны А и В (Р = 2*(А+В))
Задание 6. Составьте блок-схему вычисления значения выражения , выделяя каждое арифметическое действие в отдельный блок.
ВАРИАНТ 2
Часть АЗадание 1. Что такое линейный алгоритм? Дайте определение.
Задание 2. Какие блок-схемы входят в структуру линейного алгоритма? Перечислите и нарисуйте.
Задание 3. Составьте блок-схему вычисления значения выражения .
Часть ВЗадание 4. Составьте блок-схему по следующим командам:
Начало
Ввести X, Y
Найти разность X и Y
Увеличить разность на 15
Вывести результат
Конец
Часть СЗадание 5. Составьте блок-схему вычисления площади прямоугольника, если известны его стороны А и В (S = А*В)
Задание 6. Составьте блок-схему вычисления значения выражения , выделяя каждое арифметическое действие в отдельный блок.
Продолжение приложения 2
ВАРИАНТ 3
Часть АЗадание 1. Что такое линейный алгоритм? Дайте определение.
Задание 2. Какие блок-схемы входят в структуру линейного алгоритма? Перечислите и нарисуйте.
Задание 3. Составьте блок-схему вычисления значения выражения .
Часть ВЗадание 4. Составьте блок-схему по следующим командам:
Начало
Ввести А, В
Найти произведение А и В
Увеличить произведение на 10
Вывести результат
Конец
Часть СЗадание 5. Даны числа X, Y, Z. Составьте блок-схему вычисления их суммы и произведения (S, Р)
Задание 6. Составьте блок-схему вычисления значения выражения , выделяя каждое арифметическое действие в отдельный блок.
ВАРИАНТ 4
Часть АЗадание 1. Что такое линейный алгоритм? Дайте определение.
Задание 2. Какие блок-схемы входят в структуру линейного алгоритма? Перечислите и нарисуйте.
Задание 3. Составьте блок-схему вычисления значения выражения .
Часть ВЗадание 4. Составьте блок-схему по следующим командам:
Начало
Ввести А, В
Найти сумму А и В
Уменьшить сумму на 20
Вывести результат
Конец
Часть СЗадание 5. Составьте блок-схему вычисления гипотенузы и площади прямоугольного треугольника по двум данным катетам А и В (С2 = А2 + В2, S = АВ/2)
Задание 6. Составьте блок-схему вычисления значения выражения , выделяя каждое арифметическое действие в отдельный блок.

Приложение 3
Карточки для выполнения практической работы
Вариант 1
Часть АЗадание 1. Решите вычислительный алгоритм, представленный на рисунке, при А=10. Запишите результат.

Задание 2. Составьте блок-схему вычисления значения выражения

Начало
Ввод х
x<3
y:=2x+1
y:=x/3
Вывод y
Конец
ДАНЕТ
Задание 3. Выполнить алгоритм разветвленной структуры, представленной в виде блок-схемы. Результат запишите в таблицу.
х 1 3 6 0
у Часть ВЗадание 4. Составьте блок-схему вычисления значения выражения:

Часть СЗадание 5. Составьте алгоритм для перехода дороги по сигналу светофора.

Карточка для выполнения практической работы
Вариант 2
Часть АЗадание 1. Решите вычислительный алгоритм, представленный на рисунке, при А=9. Запишите результат.

Задание 2. Составьте блок-схему вычисления значения выражения:

x:=x+2
Начало
Ввод х
x>15
x:= x+6
Вывод x
Конец
x: = x/4
ДА НЕТ
Задание 3. Выполнить алгоритм разветвленной структуры, представленной в виде блок-схемы. Результат запишите в таблицу.
x4 16 80
y
Часть ВЗадание 4. Составьте блок-схему вычисления значения выражения

Часть СЗадание 5. Составьте алгоритм для определения типа химического раствора по реакции лакмусовой бумажки (подсказка: бумажка красная – раствор кислый, бумажка синяя – раствор щелочной, цвет не изменился – раствор нейтральный).