Урок презентация оператор ветвления

Открытый урок по информатике в 9 классе по теме "Условный оператор в Паскале" Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний. Форма работы: Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная. Методы: Объяснительно-иллюстративный, словесный (беседа),  практическая работа, применение здоровье сберегающих технологий. Оборудование: мультимедийный проектор, персональные компьютеры для учителя и учащихся, интерактивная доска, локальная компьютерная сеть. Программное обеспечение: Программа для сетевого тестирования MyTest, презентация к уроку, Pascal ABC Цели урока:
Научить реализовывать ветвления в Паскале с помощью оператора Ifthenelse.
Развивать память, внимание, мышление.
Научить использовать Здоровьесберегающие техники.
Задачи урока: Познавательная Формировать навыки и умения составления программ с использованием условного оператора.
Развивающая Учить строить аналогии, связывать материал с полученными в других ситуациях знаниями, выделять главное, ставить и решать проблемы; развитие навыков аналитического и логического мышления.
Воспитательная
Воспитывать аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
Оздоровительная Соблюдать допустимое количество времени  работы за компьютерами учениками 5 класса (не более 20 мин); следить за сменой видов учебной деятельности учащихся на уроке (не менее 7 раз за урок); следить за правильной посадкой учащихся за партами и на рабочем месте во время работы с компьютером (спина прямая, расстояние до экрана монитора 60–70 см. и т.д.)





План урока:

Этапы урока
Виды и формы работы
время


Орг. момент
Проверка готовности класса к уроку, приветствие
1мин


Проверка домашнего задания
Собрать файлы решения задач в программах.
2мин


Актуализация знаний
Вопросы на повторение
2


Мотивация
Вступительное слово. Постановка цели урока
1мин


Объяснение нового материала
Беседа с использованием слайдов презентации.
12 мин


Первичная проверка понимания изученного
Разбор примеров.
2мин


Физкультминутка

1мин


Закрепление новых знаний
Работа в среде PascalABC.
15 мин


Проверка усвоения нового материала
Тест
5 мин


Постановка домашнего задания
Объяснение домашней работы
2мин


Рефлексия
Работа со смайликами
1мин


Подведение итогов урока
Оценки за урок.
1мин




Ход проведения урока Организационный момент.
– Здравствуйте. Я рада видеть вас. У всех хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу. Я хочу, чтобы ваше хорошее настроение сохранилось до конца урока. Итак, начнем.
Актуализация знаний. Предлагаю вам разминку для ума и для повторения. (Слайды 1-6) Объяснение нового материала.
Тема урока: «Условный оператор». (Слайд 7)
На этом занятии мы (Слайд 8)
Познакомимся с реализацией разветвляющихся алгоритмов в Паскале с помощью условного оператора.
Рассмотрим полное и неполное ветвление.
Познакомимся с составным оператором в Паскале.
Рассмотрим сложные условия в операторе IF.
В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации. Если идет дождь, мы берем зонт и одеваем плащ. Если дискриминант квадратного уравнения D>0, то имеем два корня, если D=0, то 1 корень, иначе - пишем «нет корней». Подобные задачи с выбором мы с вами решали при изучении темы «Ветвления в алгоритмах». (Слайды 9-12)
Разветвляющимся алгоритмам отвечают 2 структуры: (Слайд 13)

ПОЛНАЯ. При выполнении УСЛОВИЯ выполняется один блок действий, а при невыполнении – другой блок.
НЕПОЛНАЯ, которая начинается с вопроса-УСЛОВИЯ, имеющая вариант ответа ДА, по которому выполняется некоторый ОПЕРАТОР, а веточка НЕТ отсутствует.
Для реализации разветвляющихся алгоритмов в TP используется условный оператор. (Слайд 14)
Полная форма записи оператора:
IF условие THEN оператор1 ELSE оператор2;
Краткая форма записи оператора:
IF условие THEN оператор; Это мы запишем в тетради.
Полная форма соответствует полному ветвлению, а неполная форма – неполному ветвлению в алгоритмах.
Запомните! Перед служебным словом ELSE знак ; не ставится.
Представленная конструкция IfThenelse не является для вас новой. Когда мы общаемся в жизни мы используем ту же логическую схему, аналогично вы строите предложения с условием на уроках английского. (Слайд 15) Вспомните, как вы произносите предложения на английском языке, содержащие условия.
Рассмотрим фрагмент программы на Паскале. Пример1: (Слайд 16)
Какое значение будет иметь переменная c после выполнения следующего фрагмента программы:
a := 5; b := 3; if a > b then c := a +b else c := a - b;
Прежде хочу напомнить, что переменная величина в понимании информатики – это ячейка памяти, которая имеет свое имя и текущее значение. В результате выполнения оператора a := 5; значение ячейки с именем А станет равным 5. Ребята, подскажите, что получится в результате выполнения команды b := 3;
(Слайд 16) А теперь займем места за компьютерами, запустим программу PascalABC и попробуем решить задачу IF1 из задачника PABC. Составим алгоритм решения совместно, а затем вы наберете текст программы, отладите ее и проверите, как она работает. (Слайд 18) После служебного слова then, или после служебного else будет выполняться только один оператор. Если необходимо, чтобы выполнялось несколько команд нужно использовать составной оператор. В условии мы должны обязательно отражать, что должна выполняться целая последовательность операторов: <оператор 1>; <оператор 2>;
<оператор n>;
Такая последовательность называется СОСТАВНЫМ ОПЕРАТОРОМ и берется в операторные скобки begin – end; begin <оператор 1>; <оператор 2>; <оператор 3>;
end;
Рассмотрим Пример2 – задачу IF1 из задачника PABC. (Слайд 19) Даны два числа. Вывести сначала большее, а затем меньшее из них. Program If8;
Var x, y :integer;
Begin
Writeln (' введите два числа');
Readln (X, Y);
If X>Y then begin
writeln (X, – большее’);
writeln (Y, – меньшее’);
end;
If Y>X then begin
writeln (Y, – большее’);
writeln (X, – меньшее’);
end;
End.
Пример 3. (Слайд 20) Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:
a := 9; b := 3; c:= a - 2*b;
if a > b then c := a else
begin
c := b;
c :=c+b;
end;
Итак, запоминаем! После служебного слова then, или после служебного else будет выполняться только один оператор. Если необходимо, чтобы выполнялось несколько команд нужно использовать составной оператор и записывать последовательность команд в операторные скобки begin – end.
Физкультминутка «Ёлочка». (Слайд 21)
Предлагаю отдохнуть.
Продолжим урок. (Слайд 22) Часто при составлении программ не достаточно простых условий типа x>y или a<=3. Для создания более сложных условий 10Запишите, как должны выглядеть условия 3 < x < 8 X
· Y < Z в Паскаль-программе.
Практическая работа (Слайд 23) Составьте программу решения задачи Запуск ракеты, используя сложные условия. Ракета запускается с точки на экваторе Земли со скоростью V(км/с) в направлении движения Земли по орбите вокруг Солнца. Каким будет результат запуска ракеты в зависимости от скорости V? V< 7.9 Ракета упадет на Землю 7.9
· V <11.2 Ракета станет спутником Земли 11.2
· V <16.4 Ракета станет спутником Солнца V >16.4 Ракета покинет пределы Солнечной системы
Запустите PascalАВС. Откройте файл Запуск ракеты.pas , который находится в сетевой папке Zadania на Teacher \ 9 класс \ 9 Б. Для того, чтобы сэкономить время для набора текста программы, используйте комментарии для составления вашей программы.
(Слайд 24) Если у вас возникли трудности при составлении программы, можете воспользоваться подсказкой на доске. Закрепление пройденного материала (Слайд 25) Еще раз предлагаю сосредоточиться на некоторых моментах и разобрать задачки: Какие из предложенных выражений могут быть использованы в качестве условий?
(X -Y < 0) ИЛИ (Y = 4)
(X > 6) И (X < 0)
А*А
X-3*Y
A>B
Найдите ошибку:
If X >Y and Y then S:=S+1; else S:=S-1;
If 5 then S:=S+5;
Как в Паскале записать сложное условие 7 < X <= Y? (Слайд 26) Отметим самые важные моменты сегодняшней темы:
Как реализуется алгоритм с ветвлением в Паскале?
Как записывается оператор ветвления в Паскале?
В каких случаях после служебных слов then и else нужно писать begin end, а в каких нет?
Что представляет собой составной оператор?
Почему end желательно записывать под begin?
begin end; (Слайд 27) Проверка усвоения нового материала. А теперь поработаем самостоятельно. Запустите MyTest. исла

Обратите внимание, в тесте предлагаются вопросы с единственным и множественным выбором ответа, с вводом ч .числа. Удачи вам!

Д/з (Слайд 28) Объяснение Д/з (Слайд9) Вопросы учеников.
Ответы на вопросы учащихся.
Итог урока.
Подведение итога урока. Выставление оценок.
(Слайд 30) Рефлексия
   – Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.
(Слайд 31) Спасибо за урок. До свидания, ребята!

15