Восточные славяне в древности

Восточные славяне в древности
Тема 43 по рабочей программе по курсу история. М., 2014г.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса и внедрением педагогических технологий.
Возраст обучающихся: 11-12 лет.
Методы и формы обучения использованные на уроке:
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Тема урока
Восточные славяне в древности.

Тип урока
Урок изучения нового материала

Цель урока
Сформировать у учащихся общее представление о восточных славянах. Дать ученикам общее представление о занятиях и быте древних славян, верованиях.

Образовательные ресурсы
Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания .

План урока
1. Быт и нравы славян
2. Верования славян
3.военное искусство славян

Личностно значимая проблема
Показать значение общины на формирование сознания восточных славян и роль славянского пантеона в жизни племен.

методы и формы обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия
Союзы племён славян, подсечно-огневая и переложная система земледелия, бортничество, язычество, идол, святилище, вервь, вече, народное ополчение, быт, нравы.

Планируемые результаты

Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания; определять понятия; устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы. Учащиеся усваивают географию расселения племенных союзов славян; понимают, как повлияли природные и климатические условия на занятия и быт восточных славян; устанавливают связи верований славян с их занятиями
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока


Время

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся
Формы организации взаимодействия

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Формы
контроля

I.
Мотивация
к учеб-
ной
деятельности
2
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная
работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II.
Актуализация
знаний

7
Беседа
Работа с картой


Беседа

Работа с картой
Индивидуальные раздаточные разноуровневые задания
1. Учитель обращает внимание на тему урока и просит учеников самостоятельно определить проблемный вопрос, определить какими способами можно получить знания на уроке.
– Что вы знаете о происхождении и расселении восточных славян?
– назовите периодизацию истории первобытности.
– покажите на карте территории расселения восточных славян
– на какие группы делятся славянские народы?
(Приложение 1)
1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради Слушают.


Фронтальная работа.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы
1. Работа
в тетради

Устные ответы

Работа у доски с картой

III.
Изучение
нового
материала


17
Беседа
Работа по карте и одновременно с терминами
Работа с документами
Просмотр видеофрагмента о жилище славян
Работа в группах

Работа с текстом учебника
Просмотр иллюстрации

Работа с историческим документом
?

Рассказ учителя





?
Индивидуальное выступление
(сообщение ученика с показом отрывка из презентации о вооружениии славян).
Что собою представляли славянские племена в 5 в н.э.
Каково было их социально – политическое устройство?
Что такое Вече?
Вервь? Род
Язычество
Деление класса на 4 группы.
1-я группа - «Внешний вид, черты характера наших предков».
2-я группа - «Поселок древних славян»
3-я группа - «Жилище восточных славян»
(документ)
4-я группа - «Одежда восточных славян»

Посмотрите на иллюстрацию учебника и скажите, чем занимались славяне, на основе приведенного рисунка и материала учебника



Прочитайте документ « Из сочинения арабского географа ибн Руста» и сравните жизнь славян сейчас и в древности. Какие изменения произошли в наше время?
Археологические находки позволяют выделить несколько типов славянских жилищ. Для лесостепных районов были характерны полуземлянки с бревенчатыми стенами вдоль которых располагались лавки, вырезанные прямо из земли. Для северных лесных районов характерны наземные, из бревен жилища, убранство которых сходно с убранством крестьянской избы 19 века.
Давайте посмотрим небольшой отрывок из проекта учащегося о вооружении славян.
Как вы считаете, можно ли говорить, что славяне были хорошими бойцами?
За счет каких качеств поддерживалась боеспособность ополчения?
Ответы учащихся.
(Первоначально восточные славяне жили каждый своим родом, т.е люди объединялись в группы на основе кровного родства. Несколько родов объединялись в племя, а несколько племен – в племенные союзы.
В 9 веке уже проживало 12, а по некоторым данным 15 восточнославянских племенных союзов.)
Слушают учителя

Запись терминов в тетрадь.

Заполнение схемы

Анализ документа и ответы на вопросы после текста.
Проведение сравнительного анализа.
Заполнение таблицы, опираясь на текст учебника
Слушают.
Анализ видеофрагмента


Работа в группах, подготовка небольших выступлений

Смотрят и отвечают на вопросы.

Фронтальная
работа.




Индивидуальная работа.
Групповая работа






Индивидуально







Фронтальная
работа.






Фронтальная
работа
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Проводят сравнительный анализ.
Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план







Записи в контурной карте
Записи в тетради











Устное задание


Устные ответы


Устные ответы
Повторяют за учителем движения

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного
7
Работа в парах
Беседа






Использование электронного ресурса, видеофрагмента.
1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.
Организация работы в парах или в группах.
Что вы знаете о богах и верованиях древних славян?
В связи с чем возникла вера в этих богов?
Каких богов и славянских божеств вы знаете?
Какие из этого пантеона дошли до нашего времени?
Ответы учащихся







Заслушиваются сообщения учеников
1.Индивидуальная работа.


2.Фронтальная работа
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Проводят сравнительный анализ.
Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий в рабочей
тетради


V. Итоги урока. Рефлексия
5
Обобщение полученных на уроке сведений
Возвращение к поставленной проблеме урока
Проводит беседу по вопросам:
– Назовите богов восточных славян и явления природы, которым они покровительствовали?
Какие занятия отражаются в верованиях славян?
Какую роль играли в жизни славян духи?
Работа с понятиями.
Святилище –
Идол -
Волхв-
Вече –
Дружина-
Совет старейшин-
Воевода-
Князь-
8-9 в.-
Задание: с закрытыми учебниками, выделить главную мысль в каждом пункте плана. Выслушать ответы учащихся. Сравнить с выводом в учебнике на стр. 12
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
Таким образом, в 5-8 веках просторы Восточно-Европейской равнины заселили восточнославянские племена. Их главным занятием было земледелие. Они обожествляли природу.
Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание
2
п.1 стр7-11,
Конкретизирует домашнее задание . выучить новые термины, подготовка к контрольному понятийному диктанту.
Составить кроссворд. Оформить его красочно
Записывают домашнее задание
Индивидуальная работа



















13PAGE 15


13PAGE 14115




15