Консультация для педагогов Приемы коррекции представлений умственно отсталых детей об окружающем мире


«Основные приемы коррекции представлений детей с ОВЗ
об окружающем мире»
На сегодняшний день вопросы социализации умственно отсталых детей вызывают особый интерес. Считается, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих.
Знания об окружающем мире, понимание элементарных отношений и зависимостей предметов и явлений окружающего мира способствует умственному развитию ребенка. У детей с нормальным интеллектом такое развитие происходит в значительной мере путем стихийного обучения в повседневной жизни. Но у умственно отсталого ребенка стихийное накопление знаний и представлений об окружающем мире не становится источником умственного развития и не создает основу для адекватной ориентировки в окружающем. Поэтому им в гораздо большей степени необходимо систематическое накопление знаний об окружающей действительности, которое возможно осуществить только в условиях целенаправленного коррекционного обучения.
Ознакомление с окружающим происходит двумя путями:
а) на занятиях (организованные формы ознакомления с окружающим);
б) вне занятий (на прогулках, в повседневной бытовой жизни, в процессе самостоятельной деятельности).
Основные направления коррекционной работы по данному разделу:
1) ознакомление с предметным миром, созданным человеком;
2) ознакомление с живой и неживой природой;
3) ознакомление с социальными явлениями.
Коррекционная работа строится в соответствии со следующими дидактическими принципами:
близость к опыту ребенка;
концентричность расположения материала;
доступность материала (обеспечить ребенку понимание связей и отношений между предметами и явлениями);
научность (достоверность) знаний.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ
Большое значение имеет предметная деятельность. Она развивает восприятие; создает основу для игровой, трудовой, продуктивных видов деятельности. Ознакомление с предметами важно еще и потому, что любой предмет - явление человеческой культуры в широком смысле и является ее «передатчиком», служит основой программы обществоведческих знаний детей дошкольного возраста.
Умственно-отсталые дети не умеют обобщать свой опыт, в силу недоразвития психических процессов (восприятия, мышления) и предметной деятельности присущи характерные особенности представлений и о предметном мире: дети с трудом выделяют отдельные предметы из окружающей обстановки; не замечают их признаки, не в состоянии самостоятельно и правильно освоить действие с предметом, запомнить его название, назначение, что в целом затрудняет ориентировку в окружающей действительности. Из-за отсутствия интереса к окружающему, слабой наблюдательности, потребности в овладении способами действий им необходима специальная работа по ознакомлению с предметами.
На занятиях по ознакомлению с предметным миром используются следующие методы:
Демонстрация (показ) предметов и их изображений.
Демонстрация действий с предметами.
Предметные и игровые действия.
Дидактическая игра.
СОДЕРЖАНИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ВОСПИТАННИКОВ
Природа является неиссякаемым источником познания для ребенка. Известно, что умственно-отсталые дети испытывают значительные затруднения в овладении природоведческими знаниями даже в школьном возрасте. У них нет необходимой базы, не сформировано умение наблюдать за объектами и явлениями природы, замечать существенные признаки, изменения, взаимосвязи. У всех умственно отсталых детей очень беден сенсорный и практический опыт, представления об объектах и явлениях природы часто неправильные, в них отсутствует предметная отнесенность.
Преодолению и предупреждению отмеченных недостатков в значительной мере способствует целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по ознакомлению с природой начиная еще с дошкольного возраста. Эта работа является важным средством коррекции умственной деятельности, познавательной активности и личности в целом.
Специальная методика воспитания определяет целый ряд образовательных, воспитательных и коррекционных задач в данном направлении:
формировать у детей первые реалистичные представления об объектах и явлениях живой и неживой природы;
научить детей видеть и понимать простейшие связи и зависимости в природе;
развивать наблюдательность и любознательность;
формировать нравственное поведение детей в природе;
воспитать эстетическое отношение к природе, способность видеть красоту родной природы.
ВЕДУЩИЕ МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ
На занятиях по ознакомлению детей с природой используют разнообразные методы и приемы. Из группы наглядных: наблюдение, рассматривание живых объектов и картин, диафильмы и кинофильмы, наглядно-образные задачи, полисенсорное обследование объектов природы. Из группы практических: предметно-практическая деятельность детей, элементарные опыты (детское экспериментирование), игровая деятельность, наглядно-действенные задачи, труд в природе, продуктивные виды деятельности. Из группы словесных: беседа, рассказ педагога, чтение художественных произведений, словесно-образные задачи (загадки).
Выбор методов определяется не только особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы детей, но и логикой ознакомления с природой. Наиболее широко используются наглядные и практические методы.
Один из ведущих методов ознакомления с природой - наблюдение
Наблюдение–сложная психическая деятельность, поэтому в использовании данного метода имеются некоторые трудности, обусловленные несовершенством развития психических процессов у умственно отсталых детей, главным образом зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.
Особенности проведения наблюдений в природе. При наблюдении с детьми животных и растений желательно соблюдать определенную последовательность, которая неодинакова при первичном и повторном наблюдении.
При первичном наблюдении за животными внимание детей обращается вначале на его поведение, а внешние признаки рассматриваются в связи с каким-либо его действием. При повторном наблюдении рекомендуется следующая последовательность при рассматривании объекта:
Название объекта.
Внешний вид: основные части; назначение отдельных частей; детали; покров; цвет, окрас.
Поведение.
Где живет.
Чем питается.
Дикое или домашнее.
Повторное целостное восприятие объекта.
Использование картин при ознакомлении с природой
В наглядности используют такие виды картин: дидактические сюжетные картины, дидактические предметные, художественные (призваны воспитывать у детей умение видеть красоту природы) и книжную графику (как иллюстрации к сказкам и рассказам). Все виды картин изображают объекты и явления природы.
Рассматривание картины всегда сопровождается беседой или рассказом по содержанию картины. Последовательность вопросов при этом такова:
Вопросы, которые организуют восприятие картины в целом.
Вопросы, для выделения отдельных объектов, действующих лиц, их действий и признаков.
Вопросы, для установления или раскрытия связей между объектами или его элементами, которые требуют мотивации поступков, обобщений, выводов.
Вопросы для перехода за пределы непосредственного восприятия.
Вопросы, для связи с личным опытом.
Вопросы, подводящие детей к обобщающим суждениям.
Игровые методы и приемы при ознакомлении с природой
Использование игровой деятельности при ознакомлении умственно отсталых детей с природой позволяет решить ряд дидактических и коррекционно-развивающих задач, в частности:
а) уточнение, расширение, закрепление имеющихся представлений;
б) развитие памяти, внимания, наблюдательности, мышления, речи;
в) активизация разнообразных умственных действий. Природоведческим содержанием могут быть наполнены разные виды игр.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ
Это одно из обязательных направлений педагогической работы по ознакомлению с окружающим -имеет не только образовательное значение, но и большую коррекционную ценность, так как способствует умственному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью, коррекции основных психических процессов.
Представления о сезонных явлениях складываются у детей постепенно и длительно, путем многократных наблюдений и обобщений их результатов. При этом система знаний о конкретном времени года складывается у детей комплексно, с учетом нескольких факторов:
а)изменения в неживой природе (погода);
б)их влияние на растительный и животный мир;
в)отражение сезонных изменений в жизнедеятельности людей сельскохозяйственный труд, одежда по сезонам).
При формировании представлений о сезонных изменениях в природе, кроме наблюдений, используются беседы, картины, дидактические игры, словесно-образные задачи (загадки), чтение детской литературы и просмотр телепередач, различные виды детской деятельности (особенно изобразительной и трудовой).
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ
Все события, явления в окружающем мире протекают во времени. Формирование представлений о времени и ориентировок на время имеет важное значение для развития ребенка и является одной из задач умственного воспитания. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность.
Схематично содержание по данному разделу можно представить следующим образом:
1. Сутки: день-ночь, утро-вечер; вчера-сегодня-завтра.
2. Дни недели: названия и последовательность.
3. Времена года: названия и закономерность чередования.
4. Чувство времени: час, полчаса, 10 минут, минута.
5. Ориентировка в скорости движения: «быстро», «медленно».
6. Ориентировка в последовательности событий и явлений: «сначала», «потом», «до того», «после того», «перед этим», «после этого».
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ
Социальная действительность включает в себя многообразные проявления общественной жизни человека. Ознакомление с социальными явлениями - это важное направление всей системы педагогической работы по ознакомлению умственно отсталых детей с окружающим. Можно сказать, что специфика ознакомления с общественными явлениями по его задачам и содержанию состоит в комплексной направленности на социализацию ребенка, его умственное и нравственное воспитание.
В содержание ознакомления умственно отсталых детей с социальными явлениями входит:
формирование у детей начальных представлений о себе и о людях ближайшего окружения (это начальный этап ознакомления с социальными явлениями);
ознакомление с трудовой деятельностью взрослых и ее общественной значимостью (это главное, центральное звено в общей системе ознакомления с социальными явлениями);
формирование элементарных представлений о некоторых общественных учреждениях и их роли в жизни детей (например, учреждения здравоохранения - поликлиники, больницы, аптеки; образования - детские сады, школы; торговли - магазины, рынки; культурно-бытового назначения, общественном транспорте);
формирование представлений о праздниках как явлениях социальной жизни.
Методы и приемы ознакомления с социальными явлениями: наблюдения, рассматривание картин, беседы, игровая и трудовая деятельность, чтение произведений детской художественной литературы, просмотр телепередач, дидактические игры, участие в праздниках.
Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.