Психологическая подготовка воспитанников к участию в концертных, конкурсных мероприятиях (из опыта работы педагога-хореографа)


Психологическая подготовка воспитанников к участию в концертных, конкурсных мероприятиях (из опыта работы педагога-хореографа)
Педагог дополнительного образования Коробова И.В.
Психологическая подготовка - это организованный, управляемый процесс реализации потенциальных психических возможностей наших воспитанников в тренировочной и конкурсной деятельности.
Психологическая подготовка является, прежде всего, воспитательным процессом, направленным на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений, что позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый - свойство личности.Психологическая подготовка к конкурсам и выступлениям направлена на формирование готовности к эффективной деятельности в экстремальных условиях и создание условий для полноценной реализации такой готовности.
Специфика хореографического творчества, так же как и спорта, способствует формированию
- психической выносливости,
- целеустремленности,
- самостоятельности в постановке и реализации цели, принятии решений,
- волевых качеств.
Выделяются такие средства и методы психологической подготовки.
Средства психологической подготовки:
- вербальные (словесные средства) - теоретические занятия, лекции, беседы, аутогенная и психорегулирующая тренировки;
- комплексные средства – всевозможные хореографические и психологические упражнения.
Методы психологической подготовки:
- сопряженный - включает общие психолого-педагогические методы. Методы моделирования и программирования соревновательной и тренировочной деятельности;
- специальный - стимуляция деятельности в условиях повышенной напряженности, методы внушения и убеждения, психологические тренинги.
Огромную роль в объединениях хореографической направленности играет мотивация воспитанника на достижение результата в конкурсах, но мотивация к достижениям зависит от привычек, мотивов, которые сложились в процессе его жизни. Главная задача одной из сторон работы педагога - развивать у воспитанников мотив к высоким достижениям.
Хотелось бы выделить основные этапы работы психологической подготовки:
Первый этап
С первого занятия начинайте психологическое взаимодействие.
Учите ваших воспитанников постоянно концентрироваться и отвлекаться от посторонних воздействий.
Второй этап
Научите воспитанников концентрироваться.
Концентрация - основа предварительного обучения, способность фокусировать свое внимание на наиболее важных вещах и не замечать все остальное. Обучайте, объясняя два последовательных действия: сфокусируйте свое внимание на чем-либо определенном, а затем спокойно вернитесь в исходное состояние.
Третий этап
Не обвиняйте воспитанников в отсутствии концентрации.
Каждый ребенок концентрируется перед выполнением какого-либо действия. Проблема в том - как?
Четвертый этап
Практикуйте концентрацию на каждом теоретическом и практическом занятии.
Учите в процессе занятия концентрировать свое внимание и возвращаться в исходное состояние. Постоянное повторение поможет овладеть этой способностью.
Пятый этап
Учите пониманию взаимосвязей умственных и физических действий.
Помогите понять, что различие в лучшем и худшем исполнении движения, прежде всего, определяется собственным проговариванием действия и мыслями о нем.
Используйте метод «проговаривания».
Шестой этап
Учите различию между практикой и возможной реализацией мысленных команд. До автоматизма доводите все движения.
Седьмой этап
С собственными приказами (когда дети дают установку сами себе) будьте осторожны: «ты должен, ты обязан" и т.д. Такой саморазговор может приводить к излишнему напряжению.
Восьмой этап
Познакомьте с причинами стресса. Мысли воспитанника о конкурсе, результате, зрителях не приводят к успеху.
Девятый этап
Учите учащихся объединения думать конкретно по правилу «здесь и сейчас".
Легче управлять стрессом и избежать психологической перегрузки, если вы конкретно мыслите о настоящей ситуации. Отрицательные воспоминания о поражениях, а также предвкушение предстоящих побед не принесут психологической устойчивости. Опора на собственные силы и подготовку, а также контроль непосредственно «здесь и сейчас».
Десятый этап
Учите воспитанников контролировать свои зрение и слух.
Учите ребёнка видеть только то, что позволяет ему быть спокойным и уверенным, слушать только то, что не тревожит. Если что-либо раздражает воспитанника, необходимо переключиться на что-нибудь нейтральное или успокаивающее.
Одиннадцатый этап
Поощряйте ритуалы перед конкурсами и выступлениями.
Помогите ребятам разработать несложные, удобные ритуалы.
Двенадцатый этап
Помогайте детям концентрировать свое внимание на том, что должно случиться.
Обычно победители перед конкурсами думают о том, что должно случиться, в то время как проигравшие боятся, как бы чего не случилось. Поощряйте детей, если они меняют свои мысли, при размышлении «что, если...» Практикуйте совместный анализ того, как ребята готовились и что получили в результате.
Результаты как каждого воспитанника, так и всей команды также зависят от самооценки каждого ребёнка. Если вы научите их относиться к себе самокритично, то они быстрее научатся повышать свои результаты, иметь меньше проблем на практических занятиях.
Примерные рекомендации
по формированию у воспитанников адекватной самооценки
Этапы Описание
Уважайте всех воспитанников Уважайте ваших воспитанников, и они будут уважать вас. Если они вас уважают, они с удовольствием будут учиться у вас и достигать выдающихся результатов.
Никогда не сравнивайте воспитанников между собой Слишком часто педагоги делают ошибку, сравнивая своих воспитанников из одной и той же группы. Если вы желаете сравнивать ребят, то делайте это на позитивном примере.
Каждый ваш воспитанник - это личность
Если вы видите в своем воспитаннике не только человека с определенными задатками танцора, спортсмена или артиста, но и заботитесь о нем как о личности, он всегда вознаградит вас старанием и хорошими результатами.
Поощряйте Всегда хвалите и дайте понять ребятам, что вы верите в их успех, это позволит им больше верить в себя.
Знайте личные проблемы воспитанников Если вы сочувствуете их трудностям, то автоматически поднимаете их чувство собственного достоинства.
Обсуждайте Будьте открыты, прямы и честны в ваших отношениях с ребятами.
Умейте слушать Способность слушать - основа взаимоотношений. Не планируйте, что ответить ребёнку, просто спокойно слушайте.
Сопереживайте вместе Нет ничего более приятного, чем знание того, что человек, которого вы уважаете, понимает вас. Сочувствуйте вашим воспитанникам, когда они приходят к вам со своими проблемами.
Признание успехов Признание успехов - тоже один из способов формирования сильной мотивации. Каждый день давайте детям понять, что вы постоянно оцениваете их.
Будьте положительны
Ничего хорошего не будет от вашего отрицательного отношения к различным вещам.
Учите теряться при ошибках Учите, что ошибки и неудачи - необходимая часть процесса обучения, а не причина впадать в уныние и растерянность.
Хвалите человека, критикуйте группу Когда ребёнок совершил ошибку, не указывайте ему на это его перед всей группой. Если вам необходимо критиковать кого-либо, лучше сделать это в индивидуальной беседе.
Имейте высокое чувство собственного достоинства Если вы хотите, чтобы ваши воспитанники имели высокое чувство собственного достоинства, убедитесь, что вы сами обладаете таким качеством.