Сценарий мастер-класса Моделирование конкурсных заданий для проведения новогодних программ


Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Сценарий
мастер-класса
«Моделирование конкурсных заданий
для проведения новогодних программ»
номинация: разработка мастер класса
Авторы:
Воробьева Ю.Ю.
старший методист
массово-организационного отдела
Хомченко С.В.
методист массово-организационного отдела
г. Комсомольск-на-Амуре
2016г.
Цель:
Использование современных пед. технологий при разработке и моделирование мероприятия.
Задачи:
- Актуализация постановки педагогами, зам по УВР, старшими вожатыми цели участия в мастер-классе.
- Актуализация личного опыта участника мастер-класса, через организацию самообучения в группе.
- Организация самостоятельной работы по проектированию воспитательного мероприятия в различных технологиях.
(Участники семинара собираются в холле первого этажа.Для создания праздничной атмосферы звучат новогодние мелодии.)С периодичностью в холле звучат записанные слова:
- Здравствуйте, здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня вас встречает Новогодняя страна.
Отложите свои конспекты и журналы,
Вам и на работе этого хватало!
Забудьте про справки и отчет,
Праздник вас сегодня ждет!
Новогоднюю науку будем постигать,
Опытом делиться, новации внедрять!!!
- Одежду веселей сдавайте!
Новогодние мотивы вспоминайте.
Песню про зиму назовите,
И номерок свой получите!
(Участники выполняют первое задание и отправляются к лестнице на второй этаж, где их ждет второе испытание. )- Мороз, искуснейший художник,
Узор выводит на стекле.
Вот и вы изобразите
Картину зимнюю в окне.
(Каждый участник вытаскивает из рукавички Снегурочки карточку с названием одного элемента, который он должен изобразить на рисунки. Задача усложняется тем, что фломастер необходимо держать в объемных рукавицах Деда Мороза, а также тем, что элементы рисунка будут изображены в случайной последовательности.)(После выполнения задания участники поднимаются на второй этаж, где их ждет еще одно испытание.)
- И здесь талант вы проявите,
К слову рифму подберите.
Аксессуар новогодний вы получите
И в зал скорее проходите!
(Ведущий называет слово, связанное с новым годом или зимой, участникам необходимо быстро придумать на него рифму.)
Возможные слова: елка, снеговик, снегурка, игрушка, подарок, сугроб, хлопушка, мишура, валенки, санки, каток, коньки, серпантин, мороз, снежинка, мандарин, холодец.(После выполнения всех заданий участники семинара постепенно собираются в актовом зале и занимают место за столами по 6-7 человек.)
(Звучит музыка.)
Ведущий мастер-класса 1(МК): Добрый день, уважаемые коллеги!
Все мы живем в ожидании волшебного праздника – Нового года.
А что для Вас значит Новый год?!
Например, для меня это запах елки и мандарин.
(Высказав свои впечатления, ведущая МК передает символический снежный ком своему коллеге.)
Ведущий 2: А для меня Новый год – это радость моих детей, когда они находят под елкой подарки! А для Вас?
(Ведущий кидает ком одному из участников семинара, который высказывает свое мнение и возвращает снежный ком ведущим.)
Ведущий 1: (кидая снежный ком, задает следующий вопрос участникам семинара)
- А чего ждут от праздника Дети?
- На ваш взгляд, школьные праздники соответствуют ожиданиям детей?
- С какими трудностями вы сталкиваетесь при подготовке к новогодним праздникам?
- Для какой ступени обучения детей, на ваш взгляд, сложнее организовать новогоднюю программу или представление?
(В процессе получения ответов, выявляется проблема.)
Ведущий 2: Исходя из нашего опыта работы по созданию новогодних представлений и программ, мы сделали вывод, что особенного подхода и основательности при подготовке праздника требуют обучающиеся 12-14 лет. Ведь подростки находятся в таком возрасте, когда они уже не маленькие, чтобы верить в Чудеса Нового года, но и не настолько взрослые, чтобы сами могли моделировать свой досуг.
Конечно, поведение детей связано с их психолого-возрастными особенностями, когда они стесняются высказать свое мнение, что-то предложить, открыто продемонстрировать свои способности. Поэтому для такого возраста приемлемы малые формы проведения мероприятий (в одном классе, в одной параллели).
Но трудности испытывают не только подростки, но и педагоги, которым необходимо найти интересные конкурсы и игры для новогодней программы, соответствующие возрастным особенностям детей.
Именно поэтому сегодня в формате «Мозгового штурма» мы попытаемся смоделировать ряд конкурсных заданий для проведения Классных праздников.
Ведущий 1: Но, прежде чем погрузиться в «моделирование», как на любом развлекательном мероприятии, нам необходимо зарядиться энергией и позитивным настроением:
Пусть не будет нынче скуки
Поднимите ваши руки!
Вы сегодня не грустите –
Друг друга за руки возьмите!
Веселимся понемножку –
Дружно хлопаем в ладошки!
Деду Морозу почёт и слава!
Обними соседа справа!
Снегурка наша - королева -
Обними соседа слева!
Веселиться мы не против -
Обними того, кто сидит напротив!
Будут здесь сегодня речи -
Обнимитесь все за плечи!
Ничего вы не пугайтесь -
В стороны вы покачайтесь!
А потом совсем немножко –
Застучат пусть ваши ножки.
И ещё чуть –чуть совсем
Дружно хлопаем все - все!
И встав к елке хороводом,
Крикнем дружно: «С Новым годом!»
(Аплодисменты.)
Ведущий 2: Все конкурсные задания мы разделили на несколько категорий. И начнем мы с самого простого, но очень важного блока – «Игры со словами».
(Каждая группа участников получает список слов.Задача: за две минуты придумать новый (на их взгляд) конкурс, связанный с данными словами и зафиксировать правила конкурса на бумаге.
Список слов можно уменьшать или дополнять.)(По истечению двух минут каждая группа озвучивает результаты своей работы.)
(Ведущие знакомят участников с вариантами игр и конкурсов в данной категории.)
Блок: Игры со словами.
«Быстрые рифмы» - ведущий «бросает» в зал слово, связанное с новым годом или зимой, участникам необходимо быстро придумать на него рифму.
(Возможные слова: елка, снеговик, снегурочка, игрушка, подарок, сугроб, хлопушка, мишура, валенки и др.)Игра «Устами младенца» - ведущие зачитывают фразы о новогодних предметах. Задача участников – угадать о чем идет речь.
Например:
1. Мне очень нравится эта штука
2. От нее у взрослых бывает много хлопот
3. Один раз у нее внутри была маска зайца на резинке
4. Она похожа на гранату
5. У нее есть веревочка, за которую надо дернуть (Хлопушка)
1.Самое главное, нужно следить, чтоб оно не убежало
2. У нас полгода в серванте стояло
3.Я один раз пробовал, пока мама не видела
4. Там сначала "Ба-бах", а потом "П-ш-ш"
5. У нас пробка чуть зеркало не разбила (Шампанское)
1.Это бывает зимой
2.Этим занимаются и взрослые и дети
3.Хранитель овощной культуры
4.Бывает мужского и женского рода
5.Друг зимы, враг солнца (Снеговик)
«Новогодние Ребусы» – участникам необходимо разгадать зашифрованные в ребусах словах.
ПОДАРОК МОРОЗ
ПОДАРОК ФЕЙЕРВЕРК
КАРНАВАЛ СНЕГУРОЧКА
«Словесный марафон» - команды / участники мероприятия по очереди называют по одному слову, связанному с новогодней тематикой, задача игроков: назвать как можно больше слов и как можно дольше удержаться в игре.
«Поймай зимнее слово» - Участникам необходимо хлопнуть в ладоши, если они услышат слово, относящееся к зиме.
ПРОТАЛИНА
СНЕЖИНКА
РУКОМОЙНИК
РУКОВИЧКА
ХОРОВОД
«Перестроечный процесс» - Дети делятся на две команды и становятся друг напротив друга. Обе команды получают карточки с буквами, входящими в слово «Снегурочка». Задача участников составить из этих букв ответы на задаваемые ведущим вопросы.
(Если команд много и конкурс проводится за столами, то участники просто поднимают буквы ответа вверх.)
Например:
Летом идет дождь, а зимой … (СНЕГ)
Мы видим его по ночам… (СОН)
Часть тела, с помощью которой играют в футбол. (НОГА)
Дедушкина внучка
Стройная фигурочка.
Знакома всем ребятам
Красавица - ….(СНЕГУРОЧКА) и т.д.
Игра «Словесный бой» - Команда вытягивает карточку со словом, не называя его в слух. Ей необходимо придумать и назвать пять слов (существительных, определяющих данное понятие). Команда – соперница должна угадать это слово. Далее, команды по очереди вытягивают, загадывают и отгадывают слова.
(Возможные слова: фейерверк, серпантин, мишура, валенок, хлопушка, маска.)
Конкурс «Крокодил»- участнику необходимо за отведенное время с помощью пантомимы показать как можно больше предложенных новогодних слов, а его команде угадать их.
(Заготовленных слов должно быть достаточно для того, чтобы в конкурсе поучаствовало большее число участников.Примерный список слов: Снеговик, Дед Мороз, Снегурочка, Посох, Сани, Елка, Звезда, Снежинка, Елочная игрушка, Мишура, Серпантин, Гирлянда, Валенки, Рукавички, Подарок, Мешок Деда Мороза, Свечи, Хлопушка, Конфетти, Мороз, Мандарины, Коньки, Лыжи, Хоровод, Горки, Бенгальские огни, Маска, Маскарадный костюм и т.д.)(Конкурс «Крокодил» проигрывается на участниках семинара.)
Ведущий 1: Следующая категория конкурсов, которую мы назвали «Конкурсы с тематическими картинками», требует использования технических средств, но так как в данное время практически все кабинеты и залы школ оснащены всей необходимой аппаратурой, мы думаем, трудностей в этом вопросе не возникнет.
(Каждая группа участников получает несколько видов изображений.Задача: за две минуты придумать новый (на их взгляд) конкурс, связанный с данными изображениями и зафиксировать правила конкурса на бумаге.
Для моделирования конкурса можно использовать все картинки, либо одну или несколько.)(По истечению двух минут каждая группа озвучивает результаты своей работы.)
(Ведущие знакомят участников с вариантами игр и конкурсов в данной категории.)
Блок: Конкурсы с тематическими картинками.
Конкурс «Новогодние прятки» - на экране появляются частично закрытые иллюстрации из новогодних мультфильмов. Задача участников угадать, что это за мультфильм.

Конкурс «Зимний калейдоскоп» - На экране по очереди появляются слайды на тему «», «Новогодние мультфильмы», «Отдых зимой», «Атрибуты праздника», на которых изображено определенное количество предметов на соответствующие темы.
Картинки с определенной периодичностью начинают исчезать с экрана, задача участников запомнить как можно больше предметов и записать их (либо назвать).

Конкурс «Чтобы это значило?» - участникам предлагается придумать оригинальные смешные подписи к новогодним картинкам (открыткам), которые будут появляться на экране.

«Новогодний ПАРАрам»
На экране появляется таблица с пронумерованными ячейками, в которых скрыты картинки (каждой по две). Зашифрованные изображения находятся в ячейках в произвольном порядке, задача участников с помощью интуиции и внимания собрать как можно больше пар картинок, называя по 2номера ячеек. Если пара изображений не совпала с первого раза, то открытые картинки исчезают, право открывать ячейки переходит к следующему участнику. Участие в конкурсе может быть индивидуальным или групповым.

Игра «Кто я?!» - по очереди в центр зала выходят по одному участнику от каждой команды и садятся спиной к экрану, на котором будут изображены новогодние предметы или сказочные герои. Задача участников – с помощью наводящих вопросов определить, что изображено на экране, то есть – кто он.)Возможные варианты картинок:

(Конкурс «Кто я?!» проигрывается на участниках семинара.)
Ведущий 2: Несмотря на то, что Новогодняя программа является развлекательным мероприятием, наличие в нем воспитательного и познавательного компонента обязательно. Поэтому в каждое мероприятие мы включаем интеллектуальные конкурсы, которые могут проходить в форме Интеллект-лото, тестов, викторин, брейн-ринга.
Блок: Новогодние интеллектуальные конкурсы.
«Интеллект – лото»
(На экране появляется табло с категориями и номерами вопросов, команды по очереди выбирают категорию и номер вопроса и отвечают на него, зарабатывают баллы – снежинки.)

Категория: «Дедушки Морозы»
1.Как зовут Дедушку Мороза в Финляндии?
Папа ПаскуальСанта Клаус
ЙоулупуккиПер НоэльКак зовут Дедушку Мороза в Японии?
Шо Хин
Бабо НатталеОдзи - сан
Святой Василий
Как зовут Дедушку Мороза во Франции?
ЙоулупуккиСанта Клаус
Папа ПскуальПер НоэльКак зовут Дедушку Мороза в Англии?
Папа ПаскуальБатюшка Рождество
Святой Василий
Санта Клаус
Как зовут Дедушку Мороза в Италии?
Пер НоэльБабо НатталеПапа ПаскуальЙоулупуккиКатегория «Сказочный Новый год»
2. 3.
4. 5.
Категория «Спорт зимой»
Разновидность какой современной спортивной игры на Руси называли «клюшкование» ? (хоккей)
Как называется вид спорта, включенный в программу зимних олимпийских игр, в состязании которого игроками применяются щетки для растирки льда?
(керлинг)
Скоростной спуск на санях, по форме напоминающих фасоль?
(бобслей)
Какой из зимних видов спорта первым был включен в программу Олимпийских состязаний?
лыжи
фигурное катание
конькобежный спорт
хоккей
5. Современное зимнее двоеборье, в переводе с греческого означает «Двойное состязание»?
прыжки с трамплина
лыжная эстафета
биатлон
скелетон
«Новогодняя викторина»
(На экране появляется табло с номерами вопросов, команды по очереди выбирают номер вопроса и отвечают на него, зарабатывают баллы – снежинки.)

Вопросы «Новогодние традиции»:
1. В какой стране новогодние подарки кладут в чулок? (США, Россия, Вьетнам)
2. В какой стране на новый год принято выбрасывать из окна мебель? (Италия, Франция, Австралия)
3. Что по традиции на Новый год поджигают во Франции? (Полено, ёлку, одежду)
4. Что по японской традиции дети новогодним вечером кладут под подушку? (Рисунок своей мечты, сладости, деньги)
5. В какой стране вместо новогодней ёлки используют пальму? (Бразилия, Германия, Тайланд)
6. В какой стране традиция 31 декабря забираться на стулья и с первым ударом часов спрыгивать в Новый год? (Германия, Греция, Турция)
7. В Греции, в новогоднюю ночь по традиции разбивают плод о стену дома. Что это за плод? (Плод граната, плод абрикоса, плод манго)
8. В какой стране Новый год – это праздник фонарей? (Китай, Япония, Чехия)
9. В Кубе есть традиция: в новогоднюю ночь во время 12 ударов часов съесть 12 ягод. Что это, за ягода? (Виноград, облепиха, черешня)
10. В какой стране на новый год разбивают глиняные горшки, наполненные фруктами, водой или новогодними подарками? (Мексика, Индия, Япония)
11. С каким праздником совпадает монгольский Новый год? (Скотоводов, ветеринаров, строителей)
12. В какой стране Новый год встречают не в полночь, а с восходом солнца? (Япония, Хорватия, Филиппины)
13. В какой стране существует 8 дат, которые отмечается как Новый год? (Индия, Египет, Хорватия)
14. Что шотландцы считают лучшим новогодним подарком?
-елочную игрушку
-веточку елки
-кусок угля
15. В какой стране на Новый год люди обливают друг друга водой?
-Бирма
Австралия
-Чили
Брейн-ринг
(На столе у каждой команды находится кнопка и лампа зеленого или красного цвета. На экране одновременно для двух команд появляется вопрос, относящийся к Новому году, задача участников: ответить на него.
Для того, чтобы ответить на вопрос, команде необходимо нажать на свою кнопку после специального сигнала, в результате чего загорается лампа на их столе. Если команда отвечает не правильно, то у команды – соперницы есть 10 секунд на обсуждение и возможность дать свой вариант ответа.
Каждый правильный ответ оценивается в один балл – снежинку.)Ведущий 1: Музыкальные конкурсы пользуются особой популярностью, как у взрослых, так и у детей. Поэтому мы предлагаем создать конкурсы и в этом направлении.
(Участники прослушивают небольшой фрагмент новогодней песни..Задача: за две минуты придумать новый (на их взгляд) конкурс, связанный с новогодними музыкальными произведениями.)(По истечению двух минут каждая группа озвучиваетрезультаты своей работы.)
(Ведущие знакомят участников с вариантами игр и конкурсовв данной категории.)
Блок: Новогодние музыкальные конкурсы.
Конкурс «Битва хоров»
(Команды вытягивают карточки с названием музыкального коллектива и произведения, которое им необходимо исполнить под фонограмму.)
Например:
- песня «В лесу родилась елочка» в исполнении Хора маленьких котят;
- песня «Маленькой елочке холодно зимой» в исполнении Вокальной группы «Утята»
- песня «Кабы не было зимы» в исполнении Эстрадного коллектива «Дружные щенята» и т.д.
Конкурс «Новогоднее попурри»
(Команды вытягивают по одной карточке, на которой написано слово, относящееся к зиме или к Новому году. Задача участников исполнить куплет из песни, где упоминается это слово.)Возможные варианты слов: Зима, Валенки, Конь, Снежинки, Снег, Елочка, Мороз, Хлопушки и т.д.«Музыкальный калейдоскоп».
( Для каждой команды по очереди звучат песни новогодней тематики.Задача участников при остановке песни дружно продолжить недостающие строки.)Например:
«Кабы не было зимы»
«Расскажи, Снегурочка, где была»
«Маленькой елочки холодно зимой2«Три белых коня»
«Новогодние игрушки»
«С новым годом мама, с новом годом папа»
(Конкурс «Музыкальный калейдоскоп» проигрываетсяна участниках семинара.)
Ведущий 2: Творчество – неотъемлемая часть любого праздника. Обычно в таких конкурсах проявляется неограниченная фантазия детей, креативность, умение работать в команде.
(Каждая группа участников получает набор различных материалов и предметов.Задача: за две минуты придумать новый (на их взгляд) творческий конкурс, связанный с данными предметами.
Для моделирования конкурса можно использовать все материалы, либо один или несколько.)(По истечению двух минут каждая группа озвучивает результаты своей работы.)
(Ведущие знакомят участников с вариантами игр и конкурсов в данной категории, демонстрируют фотографии.)
Блок: Творческие конкурсы.
«Гирлянда дружбы» - каждая команда за определенное время изготавливает звеньевую гирлянду из бумаги. После выполнения задания, все гирлянды измеряются для выявления победителя, а затем соединяются и вешаются на праздничную елку.
«Елочная игрушка» - командам выдаются большие заготовки елочных игрушек из картона, участникам необходимо творчески украсить их с помощью подручных материалов.
«Креативный снеговик» - команды получают воздушные шары разной формы и подручный материал. Задача участников: изготовить снеговика.
«Инопланетный Дед Мороз» - изготовление Деда Мороза из любых материалов и предметов.
(Творческое задание будет зависеть от выбранной темы праздника. Это могут быть символы года или герои новогоднего представления в школе.)Ведущий 1: В этом году для творческого конкурса мы приготовили такое задание:
- изготовить Деда Мороза из ладошек участников праздника.
Предлагаем выполнить это задание и вам. Но перед тем как наклеить свои ладошки на нашего Деда Мороза, вам необходимо на красной ладошке написать свои ожидания от мастер-класса, а на белой – свои впечатления и отзывы.
(Участники семинара выполняют задание и украшают Деда Мороза.)
Ведущий 2: Уважаемые коллеги!
Поздравлять Вас с наступающим Новым годом еще рано, а вот пожелать творческих успехов в подготовке Новогодних праздников мы можем.
А еще в этот день мы желаем Вам мира в общем доме – в России, мира в ваших семьях, много счастья, улыбок и радости. Пусть скоро закружится снежная карусель, заискрится огнями елка, зазвенят хрусталем бокалы и мы сможем сказать друг другу: «С Новым годом! С новым счастьем!». Мы верим, что так оно и будет, мы верим в счастливый Новый год.
(Звучит музыкальный подарок «Счастье вдруг…» от солиста вокальной студии эстрадной песни «Соло» Зайцева Алексея.)
Список литературы
Русские традиции и праздники. Л. Михеева, М.Короткова.- М.,Дрофа-Плюс, 2007.
Хочу все знать, Праздники Дестк. Энц./ Е. Чекулаева. – М., Астрель, 2001.
Лаврова Т. Символ года. [Электронный ресурс] /Татьяна Лаврова// стихи, песни, сказки, поделки и многое другое.- Режим доступа: http: // podelki.boxter.org/p2516
Новый год и Рождество в художественной литературе: рек. список литературы [Текст] / ЦРБ им. Л. Соболева; сост. О.Г. Виноградова. – СПб., 2011. – 24 с.
Баркова А. Новый год: символика современного ритуала// Человек.-2002.-№1.-С.72-74.
Восточный Новый Год// Чекулоява Е.О. 100 великих праздников.-М.: Вече, 2007.-С.327-336.