Статья на тему: ИГРАЕМ С ДЕТЬМИ В ШАШКИ, сценарий шашечного турнира в детском саду.

ИГРАЕМ С ДЕТЬМИ В ШАШКИ.

Воспитатель высшей категории Орлова О.А.,
Детский сад №115 «Салют» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти


Традиционно в АНО ДО «Планете детства «Лада» проводятся разнонаправленные интеллектуальные конкурсы.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, имея поддержку и активное желание родителей воспитанников участвовать в образовательной деятельности д/с и нашей группы, мне захотелось узнать, в каких конкурсах мы сможем поучаствовать, и какую помощь в подготовке смогут оказать родители.
Руководствуясь этим, я познакомила родителей с перечнем конкурсных мероприятий по детскому саду и нашей «Планете» и выяснила, что наибольший интерес вызвал шашечный турнир.
Далее провела опрос на тему «Шашки в вашей семье», где приняло участие 19 родителей группы. Листы опроса были именные и закрытые, респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Какие настольные игры вы знаете?
2. Вы знакомы с правилами шашечной игры?
а) да
б) нет
в) частично
3. Играют ли в шашки члены вашей семьи?
а) да
б) нет
в) иногда
4. В какой степени Вы владеете игрой в шашки?
а) очень хорошо
б) хорошо
в) плохо
г) не умею
5. Какие настольные игры предпочитает ваш ребенок?
6. Умеет ли ваш ребенок играть в шашки?
а) да
б) нет
в) частично
г) не интересовался
7. Как вы думаете, в каком возрасте необходимо обучить ребенка игре в шашки?
8. Влияет ли игра в шашки на интеллектуальное развитие ребенка? Как?
9. Как вы относитесь, к обучению шашечной игре в детском саду?

После обработки ответов респондентов получены следующие результаты: 85% родителей умеют и любят играть в шашки и положительно относятся к обучению детей игре шашки в детском саду.
Совместно с родителями мы поставили цель: научить детей играть в шашки и развить интерес к этой. Сделать это было можно, как в группе, так и на территории детского сада. На присадовой веранде у нас есть огромное шашечное поле и большие шашки. Так как это площадка под крышей, то и играть можно в любое время года.
Цель вылилась в задачи:
1. Формировать умение сознательно, принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам, контролировать свои действия и действия других играющих, соблюдать очередность действий, решать проблемы поискового характера, выстраивать логическую сеть рассуждений.
2. Развивать у детей пространственные представления, образное и логическое мышление.
3. Воспитывать нравственно – волевые качества: настойчивость, целеустремленность, выдержку, желание думать, искать путь решения и приходить к положительному результату.

В соответствии с целью и задачами составлен учебно – тематический план и реализован в течение августа - декабря 2014 года, в ходе которого ребята познакомились с историей возникновения шашек, с правилами шашечной игры с помощью мультимедийной презентации. Далее организовала обучение и индивидуальные игровые встречи с отдельными детьми, парные игры детей (в групповом пространстве и на территории детского сада), провела внутригрупповой турнир. Дети стали с большим интересом, с успехом и чаще играть в шашки, была создана команда, из сильнейших игроков группы, определено название, приветствие и девиз.
В конце декабря в детском саду был организован и проведен шашечный турнир среди детей подготовительных групп.
Разработан сценарий праздника, выбраны члены жюри, а также были приглашены гости: дети, педагоги, родители воспитанников.
Все внимательно следили за правильностью шашечной борьбы, наблюдали за ходом сражений. После окончания игры председатель жюри подвела итоги, победители и участники были награждены грамотами и сладкими призами.
Приведу примерный сценарий организации шашечного турнира.
Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые взрослые, сегодня знаменательный день в нашем детском саду – сегодня дети подготовительных групп №61 и №62 участвуют в турнире по шашкам. Для приветствия участников и открытия соревнования слово предоставляется заведующей д/ с.
(Председатель жюри приветствует участников турнира и объявляет шашечный турнир открытым)
Председатель жюри: Сегодня вы сразитесь в честном бою на шашечных досках, самые умелые из вас выйдут победителями и будут представлять наш детский сад на турнире между детскими садами АНО ДО. Объявляю шашечный турнир открытым и желаю всем вам успехов, удач и побед.
Ведущий: Ну а сейчас настало время представить команды. На игровое поле приглашается команда группы № Приглашаем команду группы №
Ведущий: Представьтесь команды.
(команды по очереди представляются - сначала название команды, девиз, а потом каждый отдельно)
Ведущий: Предлагаю определить, кто за каким столом будет играть.
(жеребьёвка)
Ведущий: Игроки займите свои места за столами. И теперь настало время объявить членов жюри, которые будут следить за нашими игроками.
За 1 столом будет наблюдать .
За 2 столом - ..
За 3 столом - и т.д.
(дети играют, со зрителями ведущий проводит викторину)
Ведущий: Пока наши участники соревнуются - мы с вами определим, хорошо ли вы знаете эту игру. Я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. Кто наберёт наибольшее количество фишек за правильный ответ, тот получит медаль.
Как называется доска для игры в шашки? (шашечница)
Из скольких и каких полей состоит шашечница? (из 2-х: белого и чёрного)
На каком цветовом поле ведётся игра? (на чёрном)
Как «ходят» шашки? (по диагонали, только вперёд)
Куда можно сделать ударный ход (взятие? (вперёд, назад)
В какую фигуру превращается шашка, если она доходит до противоположного горизонтального края доски? (дамка)
Сколько раз можно перескочить через одну и ту же шашку? (1 раз)
В какую игру можно ещё играть на шашечнице? (в шахматы)
Ведущий: Вот вам еще несколько загадок.
На каких полях ничего не растет? (шахматных)
Из каких досок не строят теремок? (шахматных)
В каких клетках не держат зверей? (шахматных)
Какой формы шахматная доска? (квадратная)
Закончите строку:
Скоро бой. И ждет войска Деревянная (доска).
Раздался голос Короля
Найдите на доске (ферзя)
Ведущий: Молодцы. Итак, подсчитайте у кого из вас больше всех фишек. Кто же стал победителем нашей шашечной викторины среди зрителей?
(награждение победителя медалью)
Ведущий: Участники нашего турнира отдыхают, а жюри подводят итоги мы с вами посмотрим выступление девочек.
(музыкальный номер)
Ведущий: Слово председателю жюри.
(объявление победителей)
Ведущий: Вот и подошел к концу наш шашечный праздник. Вы храбро сражались за победу в турнире, не всем сегодня повезло выиграть, но вы все   получили сегодня призы на память о сегодняшней встрече. А сейчас шашечная дискотека.
Победители приняли участие в   шашечном турнире АНО ДО «Планета детства «Лада» среди дошкольных учреждений организации. Два участника от моей группы заняли призовые места.
В решении поставленных задач приняли активное участие родители воспитанников группы: помогли приобрести, самостоятельно изготовить из различных материалов шашечные наборы, организовать и оформить фотовыставку на тему «Играем всей семьей в шашки», регулярно участвовали в тренировочных играх.
В результате возрос  интерес и желание родителей к совместной игре со своими детьми.
Игра в шашки гениальна. Ёе можно выбрать как отдых в семье, как хобби. Эта игра сближает всех членов семьи. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Шашечная игра – несложная, не требует финансовых затрат, развивает интеллектуальный уровень  всей семьи.

Литература:
Герцензон Б. М., Напреенков А. А. Шашки – это интересно. – М.: Детская литература, 1989. – 175 с.
Городецкий В. Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
Кулинчихин А. И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 47 с.: ил.









Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415