Статья Из опыта работы с гиперактивными детьми с синдромом недостатка внимания


Из опыта работы с гиперактивными детьми с синдромом недостатка внимания
На протяжении многих лет работы в школе самой большой трудностью было работать с детьми с повышенной возбудимостью, у которых слабые процессы торможения. Если это еще осложняется синдромом недостатка внимания, то процесс обучения и воспитания становится очень сложным. Такие дети все время перетягивают внимание на себя, постоянно вовлекают других в конфликтные ситуации, отличаются агрессивным поведением, не могут сосредоточиться на процессе обучения сами и мешают другим.
Начинаю свою работу со знакомства с родителями ребенка. Чаще всего причина находится в семье. Посещаю эту семью, чтобы посмотреть условия. Беседую с родителями и даю им консультации. Приглашаю родителей в свободное время посещать уроки и всячески поощряю их присутствие. Как правило, посидев в кассе на уроке рядом со своим ребенком, посмотрев на его работу и поведение в условиях класса, родители начинают активнее влиять на своего ребенка, более осознанно его воспитывать.
Очень важно наладить контакт с родителями, наладить доброжелательные отношения, чтобы они увидели в тебе человека желающего помочь их ребенку стать успешным, помочь им в воспитании. Вовлекать родителей в совместную деятельность.
Нужно как можно больше поощрять таких детей (за каждую мелочь), чтобы они начали понимать, что намного приятнее, когда тебе уделяют внимание, потому что ты делаешь что-то полезное и доброе. Давать понять ребенку, что окружающим хочется общаться с тобой, когда ты позитивен.
Основным методом воспитания таких детей являются индивидуальные беседы, так как они постепенно формируют осознанное отношение к собственным поступкам. Гиперактивные дети не умеют устанавливать причинно-следственные связи. В конфликтах они всегда обвиняют других, выставляют себя жертвами, хотя сами являются зачинщиками. Поэтому очень важно научить детей анализировать свои поступки, прогнозировать последствия своих поступков. Процесс формирования осознанного поведения длительный и постепенный. Тут нужно проявлять терпение, настойчивость и спокойствие. Я выделила несколько принципов проведения таких бесед.
Искренность. Если ребенок чувствует, твое доброе отношение к нему, он начинает тебе доверять, и тогда твои слова будут для него значимы.
Убедительность. Нужно как можно проще и лаконичнее объяснять последствия поступков ребенка.
Уважение к ребенку. Говорить с ребенком как с равным партнером, а не как с подчиненным. Внимательно и серьезно выслушивать его мнение.
Создание в своей речи ярких образов, вызывающих эмоции детей. Нужно, чтобы ребенок научился чувствовать переживания других людей.
Такие небольшие беседы я провожу после каждой конфликтной ситуации и при нарушении ребенком норм поведения.
Усиливает эффект таких бесед поддержка родителей позиции учителя. Поэтому я стараюсь содержание бесед доносить до родителей, чтобы они дома тоже побеседовали с ребенком, подтвердив справедливость слов учителя; выразили свое отношение к поступкам ребенка.
Важно вовлекать ребенка в жизнь коллектива, увлечь его каким-то делом, поощрять его участие в классных и школьных мероприятиях, давать поручения. Каждый раз благодарить за то, что он постарался для других; показывать, что его труд коллектив ценит. Постепенно ребенок начинает чувствовать свою значимость, повышается его самооценка.
Главное, что ребенок должен почувствовать в результате работы с ним – это то, что его любят.