Статья Полезные советы при работе с гиперактивными детьми

Учителям известно, что синдром дефицита внимания не ограничивается только проблемой внимания. Они знают, что СДВ нередко сопровождается различными трудностями обучения, проблемами настроения, непоследовательностью и непредсказуемостью. Работа с учеником с СДВ – это нелегкий и самоотверженный труд. Нет простого решения, как обращаться с ребенком с СДВ ни в классе, ни даже дома. В конечном счете, эффективность любого воздействия зависит от знаний и упорства школы и учителя. Вот несколько советов, как организовать работу в школе с детьми с СДВ.
Прежде всего, удостоверьтесь, что вы имеет дело именно с СДВ. В функции учителя не входит постановка диагноза, но вы можете и должны поднять вопрос. Убедитесь в том, что специалисты проверили слух и зрение ребенка и исключили как эти, так и другие медицинские проблемы. Удостоверьтесь в том, что проведено соответствующее обследование, и продолжайте задавать вопросы, пока ощущаете такую необходимость.
Во-вторых, позаботьтесь о том, где найти себе помощь и поддержку. Быть учителем одного или нескольких детей с СДВ может быть чрезвычайно утомительно. Убедитесь в том, что школа и родители поддерживают вас. Найдите знающего специалиста, с которым вы можете советоваться (школьный психолог, детский психиатр, социальный работник, педиатр и т.д. – должность значения не имеет, важно, чтобы этот человек обладал обширными знаниями по вопросам СДВ, наблюдал многих детей с СДВ, знал об их поведении в классе и мог доступно объяснить).
В третьих, знайте свои пределы. Не бойтесь просить о помощи. От вас, учителя, никто не ожидает, чтобы вы были специалистом по проблеме СДВ.
СПРОСИТЕ РЕБЕНКА, ЧЕМ ЕМУ МОЖНО ПОМОЧЬ. У этих детей зачастую очень развита интуиция. Если вы их спросите, они смогут рассказать вам, что и как может помочь им учиться лучше. Они нередко не решаются добровольно передать эту информацию, т.к. она может быть довольно чудной. Попытайтесь поговорить с ребенком индивидуально. В действительности ребенок знает лучше всех, как ему лучше учиться. Невероятно, как часто его мнение игнорируют или вообще не спрашивают. Кроме того, что касается более старших детей, убедитесь, что ребенок понимает, что такое СДВ. Это очень поможет вам обоим.
Приняв во внимание первые четыре пункта, постарайтесь выполнять следующее:
Помните, что дети с СДВ нуждаются в систематизации. Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте списки. Таблица или список неоценимо помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.
ПОМНИТЕ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЧАСТИ УЧЕБЫ. Этим детям необходима особая помощь: они должны получать удовольствие от уроков, на смену неудачам и отчаянию должен прийти самоконтроль, а скуке и страху – желание работать. Обязательно уделяйте внимание эмоциям в учебном процессе.
Определите правила и запишите их на видном месте. Ребенок будет немного приободрен, если будет знать, чего от него ожидают.
Повторяйте указания. Записывайте их. Проговаривайте их. Людям с СДВ нужно слышать одно и то же более одного раза.
Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Так вы можете одним взглядом "вернуть" ребенка с СДВ "к реальности". Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез, разрешить задать вопрос или успокоить.
Посадите ребенка вблизи от себя. Это поможет ему сохранять внимание.
Установите границы. Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные, силовые дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только отвлекают. Держите все под контролем.
Позаботьтесь заранее спланировать режим дня, насколько это возможно. Напишите список на доске или положите ребенку на парту. Часто обращайтесь к этому списку. Любые изменения в списке требуют предварительной подготовки. Таким детям трудно принять резкие или неожиданные перемены, это их путает. Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия.
Постарайтесь помочь детям составить их собственный распорядок дня после школы, чтобы избежать одного из признаков СДВ - откладывания дел на потом.
Исключите или сократите количество экзаменов и проверочных работ, ограниченных во времени. Подобные экзамены не имеют большой образовательной ценности и не позволяют многим детям с СДВ продемонстрировать свои знания.
Позволяйте ребенку спасительную отдушину. Разрешайте ему выходить из класса на короткое время. Если правила поведения в классе будут это позволять, то ребенок просто выйдет из класса, а не "потеряет" урок, и таким образом научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.
Обращайте больше внимания на качество домашних заданий, а не на их количество. Детям с СДВ иногда надо сокращать нагрузку. До тех пор, пока они учат понятия, надо им это позволять. Они затратят на учебу то же время, но не сломаются в результате перенагрузки.
Следите за прогрессом. Постоянная обратная связь приносит детям с СДВ огромную пользу. Она помогает сохранить их на правильном пути, позволяет им знать, чего от них ожидают и достигли ли они поставленных целей, а также сильно поощряет и поддерживает.
Разбивайте длинные задания на более короткие. Это один из важнейших методов работы учителя с детьми с СДВ. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я никогда не смогу это сделать". Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, учитель позволяет ребенку доказать это самому себе.
Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и экстравагантными. Вносите новизну. Людям с СДВ нравится новизна. Они реагируют на нее с энтузиазмом. Это помогает сохранить внимание – как детское, так и ваше. Эти дети полны энергии – они любят играть. А больше всего они ненавидят скуку. Работа с ними включает в себя так много скучных вещей: расписания, списки и правила. Покажите им, что все это не говорит о том, что вы скучный человек, нудный учитель или ведете нудный предмет. Если вы позволите себе иногда немного "подурачиться", это очень поможет.
Вместе с тем, остерегайтесь перевозбуждения. Подобно чайнику на плите, дети с СДВ могут "перекипеть". Вы должны быть способны вовремя и быстро "притушить огонь". Наилучший способ справиться с беспорядком – это в первую очередь предотвратить его.
Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно. Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и растут от нее. Без нее они "вянут" и "сохнут". Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВ является не сам дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому "поливайте" этих детей "от души" поощрением и похвалой.
Дети с СДВ нередко имеют проблемы с памятью. Научите их маленьким трюкам, таким как мнемотехника, карточки с текстом и т.д. У них нередко есть проблемы с т.н. "активной памятью" (Мел Левин), которая представляет собой как бы свободное пространство на столе нашей памяти. Любые маленькие трюки, которые вы можете придумать, - намеки, рифмы, коды и т.п. – могут весьма помочь улучшить память.
Используйте конспекты. Учите конспектировать. Учите подчеркивать слова. Детям с СДВ нелегко овладеть этими техниками, но как только они научатся им, это сможет очень помочь им в систематизации и организации учебного материала во время его прохождения в классе. Это дает ребенку ощущение контроля в течение учебного процесса, вместо неясности и тщетности усилий, которые часто сопровождают его во время учебы.
Объявите то, что вы собираетесь сказать. Затем скажите это. И потом повторите то, что сказали. Поскольку для большинства детей с СДВ наглядный метод лучше звукового, вы можете одновременно записать то, что вы говорите или собираетесь сказать. Такой вид систематизации может весьма помочь и расставит понятия по своим местам.
Упрощайте указания. Упрощайте выбор. Упрощайте расписание. Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок поймет. Используйте колоритную речь. Так же, как и цветное кодирование, колоритная речь помогает сохранить внимание.
Используйте обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя. Дети с СДВ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путем. Спросите его, например: "Ты знаешь, что ты только что сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" или "Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?" Задавайте вопросы, которые побуждают самосозерцание и самопонимание.
Ясно объясните, чего ожидаете от ребенка.
Система баллов может быть частью коррекции поведения или системы вознаграждений младших детей. Дети с СДВ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы. Многие из них – маленькие предприниматели.
Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., постарайтесь осторожно дать ему точный и ясный совет. К примеру, скажите: "Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю кого-то другого" или "Посмотри на другого ребенка, когда он говорит". Многие дети с СДВ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать.
Вырабатывайте навыки, которые пригодятся при сдаче письменных экзаменов.
Пользуйтесь разными игровыми средствами. Мотивация улучшает СДВ.
Разъединяйте пары и тройки, даже целые группы, если вместе они не добиваются хорошего результата. Возможно, вам придется испробовать много способов.
Обращайте внимание на взаимосвязь детей. Этим детям необходимо ощущение занятости и приобщенности. Пока они заняты, у них есть мотивация и меньше шансов, что они "отключатся".
Возложите на ребенка ответственность, когда это возможно.
Попробуйте использовать тетрадь связи между домом и школой. Это может реально помочь ежедневному общению учителей и родителей и предотвратит "аварийные" встречи. Это также послужит на пользу постоянной взаимосвязи, которая так нужна таким детям.
Постарайтесь использовать ежедневные отчеты о прогрессе.
Поощряйте и систематизируйте самоотчет и самоконтроль. Краткая беседа в конце урока может в этом помочь. Рассмотрите возможность применения хронометра, таймера, гудка и т.д.
Подготовьтесь к неорганизованному времени. Этим детям необходимо заранее знать, что должно произойти, и тогда они смогут подготовиться к этому изнутри.
Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте.
Со старшими детьми – побудите их писать самим себе маленькие записки, чтобы напоминать им их вопросы. По существу, они записывают не только то, что сказали им, но и что они думают. Это поможет им лучше слушать.
У многих таких детей есть проблемы письма. Обдумайте альтернативные методы. Научите детей пользоваться клавиатурой. Диктуйте. Проверяйте знания в устной форме.
Будьте как дирижер симфонического оркестра. Перед тем, как начать, завладейте вниманием оркестра. (Вы можете использовать тишину или легкое постукивание указкой). Держите класс во времени, указывайте на разные части класса по мере того, как вам нужна их помощь.
По мере возможности организуйте ученику "друга по учебе" по каждому предмету (с номером телефона).
Объясните, почему ребенок получает особое внимание, подчеркните, что это норма, чтобы его не дразнили в классе.
Часто встречайтесь с родителями. Избегайте модели встречи только по поводу проблем и кризисов.
Поощряйте чтение вслух дома. Насколько это возможно, читайте вслух в классе. Используйте рассказывание историй. Помогите ребенку овладеть навыком оставаться в пределах одной темы.
Повторяйте, повторяйте, повторяйте.
Проводите физзарядку. Один из лучших способов воздействия на детей и взрослых с СДВ – это физзарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.
Со старшими детьми уделите внимание предварительной подготовке перед входом в класс. Чем лучше ребенок представляет себе, о чем будет идти речь в данный день, тем лучше он овладеет знаниями в классе.
Всегда будьте бдительны в ожидании моментов "озарения". Эти дети более одаренные и талантливые, чем они зачастую кажутся. Они полны творчества, игры, непосредственности и воодушевленности. Они жизнерадостны и быстро приходят в себя. У них щедрая душа, и они рады прийти на помощь. Обычно они обладают чем-то особенным, что по-особому влияет на окружение, в котором они находятся.
Помните: в этой какофонии есть мелодия, симфония, которую еще предстоит написать.
Когда ребенок с СДВГ достигает школьного возраста, появляется множество проблем, которые нужно учесть, чтобы позволить ребенку полностью реализовать свой потенциал. Эти дети нуждаются в четко заведенном порядке. Не очень-то хорошо помещать их в класс, в котором постоянно меняются учителя: дети будут не в состоянии справиться с постоянным изменением привычного им порядка. При их обучении следует использовать наиболее понятные им методы. Им легче учиться руками, осязая предмет. Поэтому лучше как можно больше использовать при обучении их руки, чем сажать их за первую парту, заставляя переписывать с доски или выслушивать массу фактов и подробностей, ожидая, что они все запишут и запомнят.
Ниже приведены 10 основных пунктов, которые школа может легко осуществить, чтобы помочь детям с СДВГ:
Ребенка с СДВГ надо посадить рядом с детьми, имеющими схожие способности, не только образовательно-академические, но и с точки зрения уровня зрелости. Ребенок с СДВГ, вероятно, отстает по уровню зрелости от сверстников. Система градации класса по уровням предпочтительнее открытой, параллельной или комбинированной, поскольку таким детям трудно справляться с изменениями в уровнях работы.
В повседневной деятельности необходим строгий, но удобный порядок. Это позволяет ребенку понять, чего от него ожидают, зная при этом, что его работу контролируют. Дети с СДВГ вообще хорошо реагируют на три "П": повседневность, планомерность и повтор. Они зачастую имеют очень низкую самооценку и поэтому склонны быть в одиночестве, находясь в изоляции и рискуя стать жертвами других. И напротив, они могут вести себя агрессивно по отношению к сверстникам, и их необходимо контролировать, чтобы свести к минимуму проявления агрессии. Лучший способ справиться с подобной ситуацией – это отвлечь их внимание совершенно другим заданием. При этом положительную роль сыграет их неумение справляться с изменениями, поскольку они будут так поглощены попытками понять новое задание, что забудут любую начатую драку. Эта тактика срабатывает во многих случаях, когда необходимо преодолеть различные возникающие проблемы.
Учитель должен строго контролировать класс, одновременно проявляя сочувствие и тепло. Большинство детей с СДВГ – очень эмоциональные и любящие. Они положительно реагируют на похвалу и личное внимание. Похвала должна быть краткой и частой: одного-единственного похлопывания по плечу в конце дня недостаточно. Негативное отношение может быть очень болезненным, особенно для ребенка с низкой самооценкой. Насколько это возможно, постарайтесь, чтобы на протяжении всего учебного года был один и тот же учитель. Давая ребенку задание, поддерживайте с ним зрительный контакт. Разбейте задание на части и давайте ребенку следующую часть только после того, как он полностью закончил предыдущую. Попросите ребенка повторять за вами вслух каждую часть, чтобы удостовериться в том, что он знает, чего от него ожидают.
Было бы полезным, если бы система разрешала детям при необходимости оставаться на второй год. Это позволило бы ребенку находиться в окружении и взаимодействии с детьми с такими же способностями вместо того, чтобы постоянно соревноваться со сверстниками.
Таким детям больше подходят маленькие классы, в которых они меньше отвлекаются и которые предоставляют им лучшую возможность построить взаимоотношения с их сверстниками и учителем. Посадите их впереди класса или перед стеной. Это помогает сократить отвлекаемость.
Средства обучения имеют дополнительную ценность не только для детей с трудностями обучения, но и для одаренных детей с СДВГ, которые нуждаются в помощи, чтобы реализовать их способности. Терапия речи и трудотерапия в школе были бы полезны тем, кто в этом нуждается.
Лекарства – это часть повседневной жизни многих детей с СДВГ. Учителя должны помогать родителим и проверять, принял ли ребенок лекарство. Это следует делать тихо и с пониманием. Недавно мы услышали об учителе, объявляющем целому классу, что "ученику Н пора принять психическую таблетку". Нет разницы между ребенком, принимающим лекарство при СДВГ, и ребенком, пьющем таблетки от диабета, эпилепсии, астмы или любого другого продолжительного состояния.
Многие дети с СДВГ достигают лучших результатов, выполняя задание руками, а не устно. Успехи в ручной работе способствуют повышению их самооценки. Когда ребенок переходит в старшие классы, он часто бывает сбит с толку постоянной сменой учителей и кабинетов. Существенно важно помочь ему справиться с этой ситуацией. Если есть возможность, можно использовать постоянного классного ассистента, который будет переходить с ребенком из кабинета в кабинет.
Неорганизованность, неспособность планировать и отделять главное от второстепенного являются для ребенка с СДВГ огромным недостатком на экзамене. Лучшая форма оценки для этих детей - непрерывная оценка их работы, в сочетании с короткими проверками.
Учитесь работать с удовольствием с этими детьми, у них множество скрытых талантов, они могут многое дать.

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются учителя, в классах которых есть дети, страдающие СДВГ и трудностями обучения, - в том, что такие ученики обычно создают центр помех. Они бывают невнимательны, отвлекаются и отвлекают других учеников.
В этом списке вы найдете несколько рекомендаций учителям, как справляться с детьми, страдающими СДВГ и трудностями обучения, чтобы создать более приятную атмосферу в классе.
1. Посадите ребенка впереди в центре класса. Так внимание ученика будет больше направлено на учителя, и ребенок сможет лучше видеть и слышать его.
2. Используйте как можно больше наглядных средств обучения. Визуальный метод полезен для всех учеников, он позволяет лучше сконцентрировать внимание всех детей: и с трудностями, и без них. Наглядные средства интереснее лекции, и учителю тоже будет легче преподать материал сосредоточенным ученикам.
3. Всегда закрывайте классную дверь. Чем меньше постороннего шума слышат дети с СДВГ, тем легче им сосредоточить свое внимание на учителе.
4. Родители, предложите учителю письменную информацию о СДВГ или о трудности обучения, которой страдает ваш ребенок. Попросите учителя внимательно ее прочитать, а не просмотреть. Объясните ему, что данная информация поможет ему лучше справиться с ребенком и тем самым предотвратить "пожары", которые ему ежедневно приходится тушить в классе.
5. Не относитесь к ребенку как к другому и необычному. Следует давать ему те же задания, что и остальным ученикам: учебные, практические и общественные. Создайте атмосферу "равного среди равных". Объясните родителям, что надо обратить особое внимание на выполнение домашних заданий.
6. Работа лицом к лицу с ребенком, насколько это возможно, разумеется, поможет обеим сторонам: учителю – понять проблемы ребенка, ученику – почувствовать, что учителю важно, чтобы он преуспел. Это будет нелегко для обеих сторон, но стоит попытаться.
7. Дети имеют право на уважительное и вежливое обращение. Они не сами захотели жить с СДВГ или трудностями обучения - так же, как и дети, носящие очки.
8. Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, самое время дать ему читать вслух часть учебного параграфа или задание.
9. Помогайте детям находить в учебном материале ключевые слова и выделять их яркими фломастерами.
10. Больше поощряйте ребенка. Негативные оценки создают атмосферу неудач и только усиливают проблемное поведение.
11. Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует. Удостоверьтесь, что дети знают, какого поведения от них ожидают.
12. Поощряйте работу в меняющихся группах и взаимодействие между учениками. Взаимопомощь и ощущение общности в классе создаст более спокойную и терпеливую атмосферу со стороны детей.
13. Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте указания на доске до окончания заданий. Есть ученики, которые не могут самостоятельно записать или запомнить устные указания.
14. Повесьте в классе календарь и отмечайте в нем важные даты, сроки и цели. Побудите учеников вести свой календарь и отмечать в нем то же, что и в классном календаре.
15. Связывайтесь с родителями для передачи позитивных оценок. Создайте вместе с родителями систему, которая поддержит ученика и послужит продвижению общих целей.
Поведение ученика
Предлагаемое решение

Организация пространства в классе

Легко отвлекается на посторонние действия в классе или на происходящее в коридоре школы или за окном.
Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может его отвлечь.

Дурачится в классе, чтобы привлечь к себе внимание.
Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания.

Не осознает личного пространства; тянется через парту, чтобы поговорить или дотронуться до других учеников.
Увеличьте расстояние между партами.

Задания

Не способен завершить работу в заданное время.
Дайте ему дополнительное время на выполнение поставленного задания.

Хорошо начинает выполнять задание, но к концу качество работы ухудшается.
Разбивайте длинные задания на части; давайте более короткие задания или устанавливайте более короткие периоды работы.

Ему трудно следовать указаниям.
Объединяйте письменные указания с устными.

Отвлекаемость

Не способен долго удерживать внимание во время обсуждения учебного материала и/или конспектирования.
Попросите одноклассника помогать ему конспектировать; задавайте ученику вопросы, чтобы поддержать его участие в уроке.

Жалуется, что на уроках ему скучно.
Старайтесь вовлечь ученика в ведение урока.

Легко отвлекается.
Незаметно для других подайте ему знак вернуться к заданию.

Сдает работы с ошибками, сделанными по невнимательности.
Дайте ему 5 минут для проверки домашней или контрольной работы перед тем, как ее сдать.

Поведение

Часто ведет себя вызывающе.
Игнорируйте незначительные проявления неуместного поведения.

Неспособен понять главное в уроке или задании.
Помогайте ему сразу понять, что из чего следует, и сразу хвалите за правильные догадки.

Выкрикивает ответы или перебивает других.
Реагируйте на верные ответы только когда ученик поднял руку и вы его вызвали.

Нуждается в поощрении.
Периодически передавайте родителям сообщения о его успехах.

Нуждается в долгосрочной помощи для улучшения поведения.
Заключите с ним соглашение по вопросам поведения.

Организация / Планирование

Нет порядка в бумагах.
Порекомендуйте ему папки с разделами.

Забывает, что задано на дом.
Пусть ученик ведет записную книжку (дневник); следите за записью домашних заданий.

Теряет книги.
Пусть дома у ученика будет дополнительный комплект книг.

Неусидчивость

Должен все время двигаться.
Посылайте его по разным поручениям или позволяйте ему иногда вставать во время работы.

Ему трудно сосредоточиться на длительные промежутки времени.
Делайте короткие перерывы между заданиями.

Настроение / Общение

Не понимает норм социального поведения.
Поставьте перед учеником цели, связанные с социальным поведением, и применяйте систему вознаграждений по мере достижения этих целей.

Не имеет навыков совместной работы с другими.
Поощряйте учебные задания, требующие взаимодействия учеников.

Соученики его не уважают.
Давайте ему особые поручения в присутствии его одноклассников.

Неуверенность в себе.
Хвалите ученика за хорошее поведение и работу; предоставляйте ему возможность играть роль лидера.

Находится в одиночестве или замкнут в себе.
Поощряйте его взаимодействие с соучениками; планируйте коллективные виды работы под руководством учителя.

Легко отчаивается.
Чаще хвалите его за правильное поведение и хорошую работу.

Легко раздражается.
Поощряйте ученика обходить стороной раздражающие ситуации; часто беседуйте с учеником.


15