Статья: «Взаимодействие с гиперактивными детьми»

«Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются.
Три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность.
Основными причинами возникновения гиперактивности у детей прежде всего являются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность.
В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся).
Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гаперактивность – это всего лишь поведенческая проблема. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправдана, так как синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, который выставляет только специалист, после проведения специальной диагностики.
Считается, что повышенная активность способствует появлению трудностей в учебе и трудностей принятия любви окружающих, проблемы восприятия, проявляющаяся в неадекватном восприятии окружающей среды (букв, слов и т.д.) и родительской любви. Включение в обучение игровых ситуаций – это один из способов, способствующих эмоциональной стимуляции ребенка и более его успешному освоению знаний.
Считается, что некоторые дети с данным диагнозом обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определенных условий. Прежде всего ребенок должен развиваться в благоприятной обстановке без интеллектуальных перегрузок, с соблюдением соответствующего режима, в ровной эмоциональной атмосфере. Если перечисленные выше условия выполняются и ребенок получает соответствующую медикаментозную поддержку, то через 3-4 года большинство таких детей в своем развитии догоняют своих сверстников.
Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии специалистов: невролога, психолога, педагога и др. Но главное роль отводится, конечно же, родителям, без их участие помощь специалистов может оказаться неэффективной. Главной задачей родителей является обеспечение общего эмоционально-нейтрального фона развития и обучения ребенка. Кроме того, родитель должен отслеживать эффективность проводимого лечения и сообщать о его результатах неврологу, психологу и педагогам (можно вести дневник наблюдений за ребенком). Родитель должны помнить, что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшат его. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко и спокойно.
Завышенные требования и увеличение учебных нагрузок ведут к переутомляемости, капризам и отказу от учебы вовсе.
Гиперактивномн ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Но похвала должна быть искренняя, заслуженная, иначе ребенок перестанет доверять вам.
Если взрослый хочет добиться того, чтобы его ребенок выполнял указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. Ненужно давать несколько заданий сразу. Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Причем необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать.
Запреты должны быть оговорены с ребенком. В силу импульсивности ребенку трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности не другой. Иногда лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом. Необходимо также помнить о том, что гиперактивный ребенок быстро утомляется, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию гиперактивности, поэтому, чтобы не допустить перевозбуждения, родителям рекомендуется ограничить пребывание ребенка в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.
Соблюдение дома четкого режима дня - тоже одно из важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и тоже, известное ребенку, время. Чтобы предотвратить перевозбуждения, ребенок должен ложиться спать в строго определенное время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил.
По возможности надо оградить ребенка от длительного занятия на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.
Полезны гиперактивному ребенку спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.























Основные правила взаимодействия с гиперактивными детьми.


1. Обучающие занятия с ребенком лучше проводить в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить интеллектуальные и физические нагрузки ребенка. 3. Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности занятия.
4. Об истечении времени ребенку может сообщать не взрослый, а заранее заведенный будильник, что будет способствовать снижению агрессии.
5. Во время занятий использовать физкультминутки.
6. Работа по развитию внимания, усидчивости должна проводиться поэтапно. Начиная с развития одной отдельной функции. Так можно снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
7. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
8. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка за выполненное задание сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора (из ограниченного количества альтернатив).
13. Оставаться спокойным.
14. Соблюдать режим дня.
15. Спокойные прогулки перед сном.
16. Оградить ребенка от длительных занятий на компьютере.





























Игры, в которые играют гипеактивные дети.


«Клубочек»
Цель: обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.
Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает его сматывать, его сразу же успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал.


«Разговор с руками»
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.


«Послушай тишину»
Цель: развивать внимание гиперактивного ребенка и умение владеть собой.
По первому сигналу колокольчика ребенок начинает бегать по комнате, кричать, стучать и т.д. По второму сигналу он должен быстро сесть на стульчик и прислушаться, послушать тишину. Затем спросить у ребенка, что он слышал.
Можно сразу ребенку предложить присесть на стульчик или кресло и несколько минут послушать тишину.


Игры с песком и водой.
Игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры не обязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребенка. Первое время взрослые должны помочь ребенку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и др.







15