Конспект урока по математике на тему: Плоские и объёмные фигуры.


Плоские и объемные фигуры. 2-й класс

Тема
Класс
Учитель “Плоские и объёмные фигуры”
2 класс по ОС “Школа 2100”, учебник Т.Е. Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких “Математика”
Зарубина Любовь ЮрьевнаЦели 1. Познакомить детей с объёмными телами и их принципиальным отличием от плоских фигур (число измерений) на уровне ощущений.
2. Продолжить работу по классификации плоских фигур по различным основаниям.
3. Познакомить детей с названиями объёмных фигур.
4. Развивать умение решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения.
Формировать УУД:
– умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД);
– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД);
– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).
Оборудование: Учебник, тетрадь;
Наборы объёмных фигур на каждой парте;
Наборы плоских геометрических фигур на каждой парте;
Задание для работы в парах;
Набор из 4 кружков для самооценки.
Мультимедийный проектор.
Технологическая карта урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Самоопределение к деятельности 1) – Как называется место, в котором мы живём?
– Сегодня на уроке математики мы отправляемся с вами в путешествие по городу. На доске иллюстрация города.
 
– Чтобы в городе был порядок, у каждого дома есть свой номер, но чтобы узнать номера домов нужно выполнить задание:

Слайд № 2
2) Учитель предлагает детям записать полученные числа в тетрадь и задаёт вопросы:
– Что можно сказать про эти числа, дайте характеристику?
– Как вы думаете, а какие номера должны быть у следующих трёх домов?
– А можно ли продолжить этот ряд чисел? Дети отвечают, что мы живём в городе и объясняют свой ответ.
Дети выполняют задание, определив закономерность получают следующие результаты:

Слайд № 2
Дети записывают: 11, 13, 15,
Дети отвечают, что это числа двузначные, нечётные.
Ребята называют: 17, 19, 21…
Ребята отвечают, что можно и объясняют, почему ставим многоточие (т.к. ряд можно продолжить до бесконечности)
II. Актуализация знаний. 1)– Ребята, а вы заметили, что наш город необычный? Что в нём такого необычного, интересного?
– Какие геометрические фигуры вы видите? Ребята отвечают, что город математический, состоит из геометрических фигур.
  – Сколько четырёхугольников? (10)
– Сколько треугольников? (6)
– Сколько кругов?(3)
– Сколько всего фигур? (19) Ребята отвечают, что они видят круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, пятиугольник.
 
III. Работа с геометрическими фигурами. (Создание проблемной ситуации) 1. – Посмотрите на фигуры на ваших партах. Все ли фигуры, возможно, разместить на нашем рисунке?
– Все ли фигуры удобно поместить на нашем рисунке?
– Какие фигуры трудно будет поместить на нашем рисунке? Почему?
2. Исходя из этого задания, на какие две группы можно разложить все фигуры?
– Почему в первую группу вы объединили именно эти фигуры, а во вторую группу эти фигуры? На экране: Слайд № 3.
Ребята выбирают различные фигуры, кто-то плоские, а кто-то объёмные, но путем примеров, приходят к выводу, что в данной ситуации лучше подойдут фигуры плоские.
Дети раскладывают фигуры на две группы, советуясь с соседом по парте.
IV. Открытие нового знания. – Возьмите любую фигуру из первой группы. Положите на тетрадь и прижмите ладонью.
– Что произошло? Изменилась ли фигура? Почему так получилось?
– Положите на парту фигуру из другой группы.
– Можно ли прижать ладонью эту фигуру, не сломав её?
– Почему?
– У фигур из первой группы, есть какие измерения?
– А у фигур из второй группы есть длина, ширина и…высота. Т. е. Такие фигуры называют трёхмерными или объёмными.
– Так как назовём фигуры первой группы, второй группы? Слайд № 3.
Ребята кладут плоскую фигуру на тетрадь и прижимают ладонью. Делают вывод о том, что фигура не изменилась.
Дети пробуют проделать этот же опыт и с объёмной фигурой, но понимают, что это невозможно.
Дети делают вывод о том, что у фигуриз первой группы есть 2 меры: ширина и длина, а у фигур из второй группы есть не только длина, ширина, но ещё и высота.
Ребята дают названия группам: объёмные фигуры и плоские фигуры.
V. Постановка цели урока – Что же на уроке для нас сегодня будет важным? Чему будет посвящён урок? Дети ставят сами цель урока, что урок будет посвящён фигурам плоским и объёмным и их отличию.
VI. Знакомство с названиями объёмных фигур. Работаем по учебнику: стр. 47 № 3. Дети приводят примеры объёмных тел в жизни.
Ребята рассматривают иллюстрации и читают названия каждой объёмной фигуры: куб, параллелепипед, конус, цилиндр, шар и т.д.
VII. Первичное закрепление. – Нам трудно было разместить на нашем рисунке объёмные фигуры, но в жизни они нам часто встречаются?
На слайде изображены предметы, которые встречаются в быту.
– Назовите предмет на рисунке. Этот предмет в виде какой объёмной фигуры?
Слайд № 4

Слайд № 5

– Что для вас сегодня было новым? С чем вы уже давно знакомы?
– Так чем же отличаются объёмные фигуры от плоских? Ребята называют предмет и фигуру:
Коробка – параллелепипед
Ёлочный шарик – шар
Банка – цилиндр
Пирамидка детская – конус
Египетские пирамиды – пирамида.
Слайд № 4

Слайд № 5

Дети поясняют, что плоские фигуры имеют 2 измерения (длина и ширина), а объёмные – 3 измерения (длина, ширина, высота)
VIII. Физминутка.    
IX. Составление и решение задачи. – Посмотрите на доску. Составьте задачу по этой схеме.

– Всего 19 фигур.
– Каких фигур? (плоских)
– Чем отличаются плоские фигуры от объёмных? Ребята составляют задачу и выполняют решение с объяснением у доски:
I способ:
1) 3 + 10 =13 (ф) – столько четырёхугольников и кругов вместе.
2) 19 – 13 = 6 (ф.) – столько треугольников.
19 – (3 + 10) = 6 (ф)
II способ:
19 – 3 = 16 (ф) – столько четырёхугольников и треугольников.
16 – 10 = 6 (ф) – столько треугольников.
19 – 3 – 10 = 6 (ф)
Можно, если позволяет время ещё 1 способ.
X. Задания в группах и парах. Набираю две небольшие группы. Даю задания:
Первая группа ищет в классе предметы, демонстрирующие плоские фигуры, вторая группа ищет в классе предметы объёмные по своей форме.
Оставшаяся половина класса за партами в парах выполняют задания на листках: Из всех фигур раскрась только объёмные.
Слайд № 6
Ребята первых двух групп ходят по классу и ищут предметы плоских и объёмных форм, затем рассказывают с какие плоскиеи объёмные тела встречаются в кабинете .
Ребята второй группы, совещаясь друг с другом раскрашивают только объёмные фигуры.
Ребята проверяют свою работу и называют фигуры: параллелепипед, куб, цилиндр, конус.
Слайд № 6

XI. Закрепление. – Вот такое у нас получилось путешествие по геометрическому городу. Вам понравилось путешествие?
А сейчас мы попадём в город настоящий. Как называется город в котором мы живём?
А на улицах нашего города встречаем ли мы объёмные тела? (детям предлагаются слайды с зарисовками нашего города) Слайд № 7.

И т.д.
Наш город красивый! Вы любите свой город? Что бы вы сделали для города? Ребята рассматривают фотографии города и называют предметы объёмных форм, также называют какую объёмную фигуру представляет этот предмет.
Например:
Здания – куб, параллелепипед;
Крыши – пирамиды,
Колонны – цилиндр и т.д.
XII. Создание города. “Возвращение к началу”:
– Посмотрите, ребята, на наш геометрический город, чем он отличается от настоящего?
– А можем ли мы с вами создать свой такой же объёмный город? ( у детей на партах с начала урока лежат наборы объёмных фигур из цветной бумаги (кубы, пирамиды, цилиндры)
– Мы получили объёмный город благодаря чему?
– С какими фигурами удобнее работать, а с какими интереснее? Ребята отвечают, что настоящий город объёмный…
Ребята берут свои фигуры (на всех фигурах на одной из граней наклеен двусторонний скотч и детям только остаётся отклеить верхний слой и наклеить свою фигуру) и приклеивают их на плоскость (заготовленную заранее)
Благодаря объёмным фигурам мы можем выполнять многие работы.
Дети объясняют, что с плоскими фигурами удобнее работать, потому что легко сложить, переносить и т.д.
Но с объёмными интереснее…
XIII. Рефлексия. – А теперь, ребята, оцените себя. У вас на парте лежат 4 кружка. Всё ли вы запомнили, всё ли вам понятно? Покажите с помощью кружка, как вы оцениваете свои знания?
Слайд № 8.
Ребята показывают при помощи одного или даже двух кружков оценку своим знаниям.