Конспект урока по математике во 2-м классе УМК «Гармония» на тему: «Геометрические фигуры плоские и объёмные»

Конспект урока по математике во 2-м классе
УМК «Гармония» на тему:
«Геометрические фигуры плоские и объёмные»
Цели урока:
Познавательная: создать условия для ознакомления с понятиями плоские и объёмные геометрические фигуры, расширить представление о видах объёмных фигур, научить определять вид фигуры, сравнивать фигуры.
Коммуникативная :создать условия для формирования умения работать в парах, группах; воспитание доброжелательного отношения друг к другу; воспитывать у учащихся взаимопомощь, взаимовыручку.
Регулятивная: создать условия для формирования планировать учебную задачу, выстраивать последовательность необходимых операций, корректировать свою деятельность.
Личностная: создать условия для развития вычислительных навыков, логического мышления, интереса к математике, формирования познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Планируемые результаты:
- личностные:
формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся; формирование ценностных отношений друг к другу;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений ;
формирование умений воспринимать, перерабатывать полученную информацию, выделять основное содержание.
- метапредметные:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
организация учебной деятельности, планирования,
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты.
- предметные:
усвоить понятия плоские и объёмные фигуры, научиться сравнивать фигуры, находить плоские и объёмные фигуры в окружающей действительности, научиться работать с развёрткой.
УУД общенаучные:
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
УУД личностные:
оценивать свои и чужие поступки;
проявление доверия, внимательности, доброжелательности,
умение работать в паре,
выражать положительное отношение к процессу познания.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, смайлики, модели фигур, развёртки фигур, светофоры индивидуальные, прямоугольники-средства обратной связи, Толковый словарь.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесные, исследовательские, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.




Ход урока:

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

ОРГ.МОМЕНТ
Закончилась перемена,
Прозвенел звонок
И мы начинаем математики урок.

Но, прежде, чем мы начнём урок. Я хотела бы узнать настроение. Покажите его друг другу. Спасибо ! хочется, чтобы оно осталось таким до конца дня.
А у кого оно ещё недостачно хорошее- чтобы оно непременно улучшилось.





Дети выбирают из трёх смайликов, которые лежат перед ними нужный смайлик.





2.УСТНЫЙ СЧЁТ.
Ученики по цепочке выходят к интерактивной доскеи находят значения выражений ( к букве относится число- результат произведения чисел):
27
9х3= и

6х0= н 8х3=а 9х2= ф
7х3= в 8х1= с9х5= у 4х9= г
6х9= р 2х7= л 9х7= ы 2х5= к
- Внимательно посмотрите на выражения и подумайте, на какие две группы можно разделить эти выражения, если смотреть на множители?
- расположите результаты произведения группы с множителем 9 в порядке возрастания. А теперь прочитайте слово, какое у вас получилось.
-Какие фигуры вы знаете? Где встречается слово фигура?




- Какие геометрические фигуры вы знаете?



3.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ПОДГОТОВКА К ОТКРЫТИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ
А) - На какую геометрическую фигуру походит сигнал, который вы подняли?
- Я тоже свой сигнал прикреплю на доску. (переворачиваю смайлик и креплю на доску круг)

(На доске уже есть фигуры -треугольник, квадрат, прямоугольник. Фигуры одного размера, из одного материала сделаны, все белого цвета. Только на треугольнике наклеены бугорочки из бумаги)
- Посмотрите на доску и скажите, с чем мы будем работать на уроке?
(Учитель на доске открывает часть названия темы- ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ)
Б) - Что это за фигуры, как они называются?
- Что у них общего?

- А есть ли среди них лишняя фигура? Почему она лишняя?



-Давайте проверим. Мне нужен один помощник, чтобы исследовать данные фигуры.
( ученик идёт к доске)
- Потрогай, погладь поверхность каждой фигуры. Какая поверхность у лишней фигуры?

- А теперь скажи, какая поверхность у оставшихся фигур?
А ещё такую поверхность называют плоской. Что значит плоский, как вы понимаете?
- Что бы проверить, правильно ли мы определили, что означает слово плоский, где можно найти точный ответ?



- Обратимся к словарю .














На группу со множителем 9 и группу , где нет множителя 9.




Фигуры

-у человека есть фигура , фигура у скульптуры, у шахматной фигуры, геометрическая фигура.

-прямоугольник , круг, квадрат, прямая, ромб.




-Круг.








-С геометрическими фигурами.


Дети называют фигуры.
-Цвет, размер, материал из которого сделаны фигуры.
-Круг-нет углов.
-Треугольник- его поверхность отличается от других.



- Неровная, негладкая, есть ямки, бугорочки, пупырышки.
-Ровная, гладкая.
- Ровный, гладкий , без неровностей.
- В словаре,
спросить у взрослых, спросить у учителя, посмотреть в интернете.

(два ученика ищут ответ в словаре)
-Плоский- значит ровный, без возвышенностей и углублений, с прямой и гладкой поверхностью.



4. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

-Ребята, как вы думаете, я случайно попросила вас обратить внимание на поверхность фигур?
-Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока:
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
(открываю слово ПЛОСКИЕ на доске и слово И)
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ПЛОСКИЕ И


- Какие ещё могут быть фигуры?
-Посмотрите на геометрические фигуры у меня на столе.
(куб, пирамида, призма, параллелепипед)
- Кто сможет назвать их?

-Чем они отличаются от фигур, которые на доске?
- А что значит объёмные ?

Обратимся к словарю.(в словаре читаем толкование слова объём)
На доске открываем слово-ОБЪЁМНЫЕ

-Прочитаем название нашей сегодняшней темы урока.



- Что же мы будем делать, что будем изучать на этом уроке?








- А как вы думаете, у объёмных фигур есть плоские поверхности?
- Давайте проверим. Сейчас наш помощник это проверит.
(ребёнок у доски осматривает поверхности фигур)



- А я думаю, что раз у этих фигур есть плоские поверхности , то они могут называться плоскими поверхностями.

-Проведём ещё одно исследование. Возьмём с доски квадрат. Какая это фигура?

- У какой фигуры на столе тоже есть в поверхности квадрат?


- Положим квадрат на стол и накроем его ладонью. Скажите, есть ли пространство между ладонью и столом?

- А теперь накроем ладонью куб. Есть ли пространство между ладонью и столом?


- Подумайте ,чем же отличаются плоские фигуры от объёмных? Попробуем сделать вывод: (появляется на интерактивной доске)
Плоские: можно полностью
· расположить на одной плоской поверхности.
Объёмные : занимают определённое пространство, есть объём, возвышаются над плоской поверхностью.




-Нет.







- Не плоские .


- Куб, пирамида.

- Они не плоские, они объёмные.





ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ПЛОСКИЕ И
ОБЪЁМНЫЕ

- Мы узнаем названия фигур
- Будем учиться их находить
- Будем сравнивать эти фигуры друг с другом
- А, может, будем учиться строить эти фигуры.


-Да.
-Если проведём рукой , поверхность фигур – плоская, ровная, гладкая.


- Нет. Это не правильно !


-Плоская .


-У куба.


Нет.


Есть пространство, занимается определённое место, есть объём.

5.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Я думаю, что теперь вы уже сможете находить плоские геометрические фигуры и объёмные.
Класс делится на 5 групп, а 2 человека идут работать на интерактивной доске.
- Перед тем, как вы станете работать в группе, давайте вспомним , правила работы в группе.
Дети называют:
- говорить спокойно и ясно,
- не говорить всем сразу,
- каждый может высказать свою версию решения,
- один говорит, а другие слушают,
- говорить только по делу,
- в группе должен быть организатор-капитан, который следит за обсуждением,
-всеми согласуется общее решение,
- представитель группы защищает

Задание в группах: 1) закрасьте лишнюю фигуру и
попробуйте ей дать название (можно воспользоваться подсказками под рисунком). 2)предложите свою фигуру в группу с большим количеством и изобразите рядом её на листе
3) объясните свой выбор.

Задание на интерактивной доске: раздели фигуры на две группы, объясни свой выбор.
На доске:шар, круг, цилиндр, пирамида, призма, куб , точка, параллелепипед, треугольник, конус, ломаная, прямоугольник.

Проверка происходит при помощи индивидуальных светофоров.
Представители групп выходят к доске и отвечают за всю группу.
Затем проходит проверка учащихся, которые работали на интерактивной доске.
























- По какому признаку разделили эти фигуры на две группы?
- Какие признаки плоских геометрических фигур? объёмных геометрических фигур?


1группа.
Изображены: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, куб, шестиугольник.
Даны названия: шар, круг, цилиндр, пирамида, призма, куб ,параллелепипед, треугольник, конус, многоугольник, прямоугольник.
2группа.
Изображены: конус, квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, четырехугольник.
Даны названия: шар, круг, цилиндр, пирамида, призма, куб , параллелепипед, треугольник, конус, многоугольник, прямоугольник.
3 группа.
Изображены: цилиндр, квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, пятиугольник.
Даны названия: шар, круг, цилиндр, пирамида, призма, куб , параллелепипед, треугольник, конус, многоугольник, прямоугольник.
4 группа.
Изображены: параллелепипед, квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, четырехугольник.
Даны названия: шар, круг, цилиндр, пирамида, призма, куб , параллелепипед, треугольник, конус, многоугольник, прямоугольник.
5 группа.
Изображены: конус, цилиндр, прямоугольник, куб, призма, пирамида.
Даны названия: шар, круг, цилиндр, пирамида, призма, куб , параллелепипед, треугольник, конус, многоугольник, прямоугольник.

- Объёмные и плоские геометрические фигуры.

6.ФИЗПАУЗА
Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте , что вы в стране, где всё похоже на геометрические фигуры.
Вот перед нами дерево. Оно похоже на острый конус. Потрогайте его вершину. Станьте на носочки, до вершины еле-еле достаём! Ой, вы укололись! На дереве висит большое яблоко-шар. Сорвите его. Возьмите его в руки. Погладьте его поверхность. Она гладкая, приятная . С силой укусите это яблочко! Вкусно? Погладьте свой животик. А дома в городе- большие цилиндры. Это чтобы деток в углы не ставить. Вы уже внутри цилиндра. Потрогайте его верхнюю стенку, нижнюю, и стороны боковые. Крепкий дом! А вот вы нашли куб на дороге . Нагнитесь, поднимите его. Положите на ладонь. Это подарок. А вот вы внутри подарка-кубика. Присядьте. Теперь вы – сюрприз. И как только я дам вам команду, вы выпрыгните из кубика-коробочки.
Раз, два, три- что там внутри?
( дети прыгают и кричат:«Сюрприз!»)


7. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
А) - Спасибо , чудесные сюрпризы подняли настроение всем окружающим.
- А какие геометрические фигуры встретились вфизминутке?
- Откройте учебник на стр.96 и узнайте, как учёные ещё называют объёмные геометрические тела. Прочитайте правило в синей рамке.


- № 296 с.96 – Какие названия геометрических тел вам знакомы, а какие вы слышите впервые?
Постарайтесь запомнить это слово.
Какие предметы вокруг вас имеют форму куба, конуса, пирамиды, шара? Параллелепипеда?
- № 297 с.97-Выберите предметы, которые имеют форму :шара, конуса, цилиндра, параллелепипеда.(из представленных на рисунке)
Б) Работа в парах
Перед вами на столе фигура. Что в ней интересного?
Из скольких квадратов состоит фигура?
- Эта фигура плоская или объёмная?
Подумайте, как путём сгибания из нескольких плоских фигур квадратов сделать объёмную геометрическую фигуру?
(дети сгибают и получают - куб)
- Какая геометрическая фигура у вас получилась?

- Что вы теперь сможете рассказать о фигуре, которую называют кубом ?








Шар, конус, цилиндр, куб


Объёмные геометрические фигуры называют геометрическими телами.

Параллелепипед







Она состоит из квадратов
Из 6.
Плоская.



Куб

Куб- объёмная геометрическая фигура или геометрическое тело , состоит из 6 квадратов, соединённых между собой.

8. ИТОГ УРОКА. ЗАДАВАНИЕ НА ДОМ.
- Прежде, чем мы пойдёт на перемену, давайте вспомним, с чем мы познакомились на уроке?
-Над какой темой работали?
- Приведите пример объёмных фигур.
- Какие фигуры называют объёмными?
- Приведите пример плоских фигур.
- Какие фигуры называют объёмными?
- Какое бы вы хотели получить домашнее задание, чтобы ещё поработать над нашей темой урока?


















- Выполнить объёмные геометрические фигуры.
- Нарисовать плоские геометрические фигуры.
-Найти стихи, загадки о геометрических фигурах.
- Выучить название геометрической фигуры - параллелепипед.
- Выполнить аппликацию, поделку из геометрических фигур и т.д.

9.САМООЦЕНКА.
А теперь каждый из вас оценит свою работу на уроке. У вас на парте 3 полоски: красная, жёлтая, зелёная. На одной из них вы сейчас запишите своё имя.
Вы выберете зелёную полоску , если всё было понятно, всё получалось, задания выполнял без ошибок, активно работал.
Жёлтую, если не всё было понятно, не всё получалось, в задании были ошибки, которые потом сумел исправить; не всегда активно работал.
Красную, если не всё было понятно, не всё получалось, задания выполнял с ошибками; не доволен своей работой и просит помощи.
Выбранные полоски с вашим именем положите после урока в конверт на столе.
- В конце урока я хочу , чтобы вы ещё раз показали смайлик со своим настроением.
- Я тоже покажу вам свой смайлик :
Спасибо за урок! Над этой темой мы продолжим работу завтра.

















15