Урок по черчению Прямоугольное проецирование.


Цели и задачи урока:
обучающая: показать учащимся использование метода прямоугольного проецирования при выполнении чертежа;
• необходимость применения трёх плоскостей проекций;
• создать условия для формирования умений проецировать предмет на три плоскости проекций;
развивающая: развивать пространственные представления, пространственное мышление, познавательный интерес и творческие способности учащихся;
воспитывающая: ответственное отношение к черчению, воспитывать культуру графического труда.
Методы, приёмы обучения: объяснение, беседа, проблемные ситуации, исследование, упражнения, фронтальная работа с классом, творческая работа.Материальное обеспечение: компьютеры, презентация “Прямоугольное проецирование”, задачи, упражнения, карточки с упражнением, презентация для самопроверки.Тип урока: урок закрепления знаний.
Словарная работа: горизонтальная плоскость, проекция, проецирование, профильная, исследовательский, проект.
Ход урока
I. Организационная часть.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Повторение о проецировании и его видах. Выбор главного вида.
Сегодня мы с вами поговорим о проецировании.
Слово «проекция» латинское и обозначает «Бросать (отбрасывать) вперед».
Какие примеры проецирования в жизни вы можете привести?
(например : фотография, кинопроектор)
Какие виды проецирования мы с вами уже изучили?
(Центральное, параллельное :косоугольное и прямоугольное)
Какой вид проецирования используется при построении чертежей? Почему?
( Используется параллельное прямоугольное проецирование. Т.к оно не искажает размеры предмета)Теперь поговорим о том как же лучше расположить предмет, что бы по ее проекции была понятна его форма.
Например, как на чертеже должен быть изображен стул, что бы вы догадались, что это именно стул,- сбоку, сверху, снизу или сзади? (Сбоку)
-Посмотрите на этот рисунок и ответьте, какие проекции кофейника и чашки наиболее наглядны? ( 1 и 6)
42481552705
- Посмотрите на чертеж детали «Шип» .Какая проекция дает лучшее представление о форме предмета?
1485900480060
Итак, можно сделать вывод, что предмет нужно располагать так, что бы хорошо читались его форма и конструкция. Такая проекция является главной на чертеже и называется главным видом.
Запишите в тетрадях:
Главный вид – вид детали, который дает полное представление о ее форме и конструкции.
Располагается главный вид на фронтальной плоскости проекций.
Давайте вспомним, что такое фронтальная плоскость проекций? Какой буквой она обозначается? (Это вертикальная плоскость проекции, расположенная под углом 90 к лучу зрения и обозначается V)
-1657355099685 А сейчас закрепим знания. Решим упражнение. Задание 1 . Определить, по какому направлению стрелки следует выбрать главный вид. Записать ответ (А, Б,В) в таблицу.
Задание 2. В габаритном прямоугольнике построить главный вид детали, приведенной в задании № 1 ( по алгоритму выполнения плоской детали), нанести размеры.
Для решения задания № 2 вызываются учащиеся к доске.
А сейчас мы с вами выполним серию графических заданий. За каждое задание вы будете получать определенное количество баллов. В зависимости от набранных баллов будет выставлена оценка за урок. (Задания приведены ниже) Но перед тем как начать задания еще раз вспомним о проецировании на три плоскости.
Повторение осуществляется с использованием презентации.
1. Перед учащимися ставится проблемная ситуация. (Презентация 1)
Проанализируйте геометрическую форму детали на фронтальной проекции и найдите эту деталь среди наглядных изображений.

Рис. 1
Из создавшейся ситуации делается вывод, что все 6 деталей имеют одинаковую фронтальную проекцию. Значит, одна проекция не всегда дает полное представление о форме и конструкции детали.
- Какой выход из этой ситуации? (Посмотреть на деталь с другой стороны).
2. Появилась потребность применения ещё одной плоскости проекций. (Горизонтальная проекция).

Рис. 2
3. Необходимость в третьей проекции возникает тогда, когда и двух проекций бывает недостаточно для определения формы предмета.

Рис. 3
Постановка размеров:
на фронтальной проекции – длина и высота;
на горизонтальной проекции – длина и ширина;
на профильной проекции – ширина и высота.
Вывод: значит, чтобы научиться выполнять чертежи, нужно уметь проецировать предметы на плоскость.
Задание 1
Вставьте пропущенные слова в текст определений.
1. Существует _______________ и ______________ проецирование.
2. Если ______________ лучи выходят из одной точки, проецирование называется ______________.
3. Если ______________ лучи направлены параллельно, проецирование называется _____________.
4. Если ______________ лучи направлены параллельно друг другу и под углом 90 ° к плоскости проекций, то проецирование называется ______________. 5. Натуральное изображение предмета на плоскости проекций получается только при ______________ проецировании.
6. Проекции располагаются относительно друг друга______________________________.
7.Основоположником метода прямоугольного проецирования является _______________
(3 балла)
Задание 2. Исследовательский проект
Установите соответствие главных видов, обозначенных цифрами, деталям, обозначенным буквами, и запишите ответ в тетради.

(4 балла)
Рис.4

Задание 3
Упражнение на повторение знаний геометрических тел.
По словесному описанию найти наглядное изображение детали.
Текст описания.
Основание детали имеет форму прямоугольного параллелепипеда, в меньших гранях которого выполнены пазы, имеющие форму правильной четырехугольной призмы. В центре верхней грани параллелепипеда расположен усеченный конус, вдоль оси которого проходит сквозное цилиндрическое отверстие.

Рис. 5
Ответ: деталь № 3 (1 балл)
Задание 4
Найдите соответствие технических рисунков деталей и их фронтальных проекций (направление проецирования отмечено стрелкой). По разрозненным изображениям чертежа составьте чертеж каждой детали, состоящий из трех изображений. Ответ запишите в таблицу (рис. 129).

Рис. 6
Ответ:
Технические рисунки Фронтальная проекция Горизонтальная проекция Профильная проекция
А 4 13 10
Б 12 9 2
В 14 5 1
Г 6 15 8
Д 11 3 7
(4 балла)
III. Практическая работа.
Задание №1. Исследовательский проект
Найдите фронтальную и горизонтальную проекции к данному наглядному изображению. Записать ответ в тетрадь.

Рис. 7
(4 балла)

Задание №2. Творческая работа и проверка его выполнения(творческий проект)

Рис. 8
• Перечертить фронтальную проекцию в рабочую тетрадь. • Дочертить горизонтальную проекцию, изменив форму детали с целью уменьшения её массы. • При необходимости внести изменения на фронтальной проекции. • Для проверки выполнения задания вызвать одного-двух учеников к доске с целью объяснения своего варианта решения задачи. (10 баллов)
IV. Подведение итога урока.
1. Оценивание работы на уроке. (Проверка практической части работы)
Оценивание работы на уроке. Самопроверка. (Презентация 2)
На доске записаны баллы для оценивания заданий :22-26 баллов “5”
18-21 баллов “4”
14 -17 баллов “3”
V. Задание на дом.
1. Завершить начатый на уроке творческий проект.