Классный час Покормите птиц зимой


Классный час
«Птицы зимой»
для детей 8-9 лет (3 класс)
Автор:
Рябущенко Ольга Сергеевна
Учитель начальных классов
4 декабря 2015 год
г. Сальск
ВВЕДЕНИЕ
«Мне не унять метели,
Не растопить снега,
Но чтобы птицы пели –
Это в моих руках».
В современных условиях проблема экологического воспитания младших школьников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в этот период происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Проблема изучения окружающей среды, среды непосредственного обитания сегодня актуальна. Современным детям гораздо интереснее несуществующие в природе Смурфики, Фиксики, Винксы, летающие пони, вампиры и прочие нереальные существа. Они проводят больше времени за компьютерными играми, чем за наблюдениями в живой природе. Тема классного часа «Птицы зимой» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Весной они радуют своим пением, летом спасают от нашествия насекомых. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Зимующим птицам очень тяжело пережить эти времена, они нуждаются в помощи. Люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить детей понимать это, принимать меры по оказанию помощи птицам, пополняя при этом представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создавать условия для общения ребенка с миром природы.  
Классный час является одним из системы мероприятий Акции «Помоги зимующим птицам» (сроки Акции: 10 ноября – 1 марта).
Открытие акции прошло 11 ноября на «Пятнадцатиминутке нравственности». Дети ознакомились с планом проведения Акции, внесли свои предложения. Учащиеся получили первое задание: подготовить листовки, рисунки, кормушки. Отдельные ученики вызвались подготовить сообщения о зимующих птицах. Ими подготовлены презентации. Учащиеся клуба «Книголюбов» нашли в библиотеке стихотворения, посвящённые теме «Помоги зимующим птицам», подготовили чтение наизусть для классного часа (Приложение № 1).
Дата мероприятия: 4 декабря 2015 год.
Участники: учащиеся 3 «в» класса МБОУ СОШ № 21 города Сальска.
Классный руководитель: Рябущенко Ольга Сергеевна
Место проведения, помещение: кабинет № 29 МБОУ СОШ № 21 города Сальска.
Направление: эколого - биологическое.
Цель мероприятия: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи мероприятия:
закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
развивать интерес и любовь к окружающей среде родного края.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
определять и выражать своё отношение к проблеме зимующих птиц;
делать выбор, как помочь птицам: принести корм, сделать кормушку, нарисовать листовку.
Регулятивные УУД:
формулировать проблему «Почему птицам зимой тяжело»;
составлять план решения проблемы «Как помочь птицам».
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию о птицах;
отбирать необходимую информацию о птицах при подготовке сообщения;
добывать новые знания из информации, представленной в форме текста.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию о проблеме зимующих птиц до других;
слушать других, задавать вопросы;
читать и обсуждать текст, отвечать на вопросы по тексту; работать в группе.
Мероприятие было построено таким образом, чтобы каждый учащийся принял активное участие. Классный час имеет практическую направленность: дети готовили сообщения, листовки, кормушки, стихи. Итогом классного часа стало также оформление стенда в фойе школы.
Результативность мероприятия оценивалась через самооценку достижений учащихся в Маршрутном листе участника Акции «Помоги зимующим птицам» (Приложение № 2). Учащиеся с помощью трёх цветов оценивали степень участия в мероприятиях Акции:
Зелёный – отлично понял, активно участвовал, проявил творческий подход;
Жёлтый – хорошо понял, участвовал, сделал, что поручили;
Красный – не участвовал, не хотел делать, что поручили.
В ходе мероприятия были использованы проектная, игровая, ИКТ технологии, технология продуктивного чтения.
Оборудование: выставка книг, иллюстрации зимующих птиц, кормушки, презентации о птицах, образцы кормушек, листовки.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Организационная часть. На доске слова:
«Мне не унять метели,
Не растопить снега,
Но чтобы птицы пели
-Это в моих руках».
- О каком времени года говорится в этом четверостишии?
- Кому посвящён наш классный час?
- Определите тему нашей работы. (Птицы зимой).
- Наш классный час проводится в рамках Акции «Помоги зимующим птицам».
Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Подготовленные учащиеся читают стихотворение Е. Благининой «Морозы», выясняется уровень его восприятия.
1ученик. Морозы жестокие в этом году...
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
- Какая погода бывает зимой? (морозная, холодная).
2 ученик. Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
- Почему беспокойно за птиц? (им холодно, они мёрзнут)
3 ученик. Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
- Как можно спасти птиц от холода? (их нужно кормить).
Как помочь птицам зимой - это проблема, которую мы должны решить.
Что мы должны изучить сегодня, чтобы правильно организовать помощь птицам?
Составим план.
1.Изучить, какие птицы зимуют в нашем городе.
2. Изучить, какой корм едят птицы.
3. Изучить, как можно организовать помощь птицам.
Решение поставленной задачи.
1.Беседа - Одни птицы питаются только насекомыми и гусеницами, другие - пищей растительной, но есть такие, которые едят и то, и другое: насекомых, ягоды, семена, гусениц - они всеядные (воробей, ворона, голубь,, синица).Как вы думаете, какие птицы лучше приспособлены к жизни в природе? Почему? (Всеядные - т. к. с исчезновением одной пищи они переключаются на другую и выживают - они жизнеспособнее) многие из этих птиц остаются на зиму у нас - они зимующие.
Какие птицы остаются зимовать в нашем городе? (воробьи, голуби, сороки, вороны).
Какие птицы прилетают в город зимовать? (синицы, снегири, поползни, свиристели)
Чем питаются оставшиеся зимовать птицы?
(Отыскивают спрятавшихся на зиму в коре насекомых и их личинки, едят почки, плоды и семена растений - рябины, клёна, боярышника и др.) Достаточно ли этого корма, чтобы прокормить всех оставшихся в городе птиц? (нет).
Кто может помочь птицам с кормом? (люди).
Подведём итоги 1 части нашего плана.
- Какие птицы зимуют в нашем городе?
Каждая команда называет по одной птице, пока не перечислят всех зимующих в городе птиц.
Молодцы. Теперь мы знаем, какие птицы зимуют у нас.
2.Перейдём ко второй части плана. Что мы должны узнать?
(Чем питаются разные птицы? Что подойдёт для угощения птиц?)Дети выступают с проектами о птицах.
Воробей. Зимой воробьи держатся стайками - так легче найти пищу. Компанейская птица. Их бодрое чириканье слышно всегда в оттепель. В холода воробьи держатся ближе к жилью человека - там легче добыть пищу.
- Какое угощение можно приготовить воробьям, голубям?
Синица. Синица очень подвижна, стремительно перемещается в ветках, быстро осматривает их в поисках пищи. Ей при такой подвижности нужно много пищи. Синица всеядна, кроме насекомых, она ест семена, мясо, сало, рыбу. Интересно наблюдать, как синица, найдя твёрдую пищу, быстро взлетает на ветку и, зажав семечко или что - то другое между пальцами цепких ног, быстрыми и точными ударами крепкого острого клюва скоро раздалбливает скорлупу или оболочку семени. Пёстрый наряд синички помогает ей затеряться среди солнечных бликов в ветвях. Песня у неё звонкая - «Тинь -тинь!» Синица очень сообразительна: легко разрывает полиэтилен, в котором вывешивают или выставляют на балкон рыбу, мясо, сало; она легко открывает бутылки с молоком и сливками, ест масло.
- Какое угощение можно приготовить синицам?
Поползень. У него большие пальцы на ногах с длинными цепкими когтями, которыми он держится за кору. Длинный и острый клюв помогает ему вытаскивать из отверстий и щелей в коре корм. Не случайно расцветка птицы: светлая, окраска спины сливается с корой осины, тополя и других деревьев, и птица малозаметна. Попробуем догадаться, почему эту птицу назвали поползень? (Она передвигается, прижимаясь к стволу, как бы ползёт по коре, но делает это быстро).
- Что можно приготовить для поползня?
Снегирь. Снегирь в основном питается ягодами и семенами растений. Мёрзлые ягоды хорошо поддаются мощному, хоть и короткому, клюву. Стайка снегирей очень красиво смотрится на ветках.
Свиристель.
- Как вы думаете, стоит ли рвать рябину, мелкие яблочки, чтобы накормить снегирей, свиристелей? (нет, птицы сами поедят их на деревьях, не надо ломать ветки рябин, яблонь, черёмух, но можно положить засушенные летом ягоды с дачи)
Итак, многие зимующие птицы едят разную пищу - это помогает им пережить холода. Пища зимующих птиц - насекомые, черви, почки, семена, ягоды, не стоит давать свежий хлеб. В сильные холода птицы жмутся к человеческому жилью, где легче найти пищу. Лапы, клюв и окраска птиц хорошо приспособлены к добыванию пищи.
Закрепление знаний. Расширение знаний. Работа в группах (командах).
Загадки.
1. Бурая спинка и серое брюшко.
Клювик хоть мал, стерегись его, мушка!
Может летать, но попрыгать охоче,
Крошки найти, аппетитные очень.
(Воробей)
2. Желтенькое брюшко -
воробья подружка.
(Синица)
Памятка.
3. Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив ...
(Снегирь)
4. Бела, как снег,
Черна, как жук,
Вертится, как бес
Повернулась – и в лес.
(Сорока)
5. В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка ...
(Дятел)
6. Быстро над землёй порхает,
Мошек на лету хватает
И мелькает в высоте
С чёрной стрелкой на хвосте.
Домик у неё из глины,
Вроде маленькой корзины.
(Ласточка)
7. Во дворе я - королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна.
(Ворона)
8. А эта птица пародист,
Изобразит и плач, и свист.
Придет весна, и мы его
На волю выпустим в окно.
В скворечник вселится жилец.
Конечно, это наш ...
(Скворец)
Зимняя подкормка птиц – уже довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться – различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод – не тетка, и он заставляет на определенное время забыть о естественной осторожности.
Памятка:
Привлечь внимание людей. Нарисовать рисунки, листовки, газеты.
Организовать птичью столовую, регулярно подкармливать птиц.
Рассказывать о своей работе, привлекать родителей, родственников.
Создадим агитационный плакат.
5.Рефлексия. Дети поочередно читают стихи Михаила Глазкова «Поделитесь с птицами едой...».
1-Й ученик.
Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнутся.
2-й ученик.
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
3-й ученик.
Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
4-й ученик.
Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить-то интересней,
До ста лет все будешь молодой.
Поделитесь с птицами едой!
Выход на территорию школы. Развешивание кормушек. Наблюдение за воробьями.
ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ.
Классный час «Птицы зимой» является ключевым мероприятием Акции «Помоги зимующим птицам». Целью было привлечь внимание к проблемам зимующих птиц, обобщить представления о птицах, зимующих в нашем городе (часто встречающихся, наиболее распространённых), организовать помощь птицам, в процессе беседы, объяснить детям, чем надо кормить птиц. Думаю, проведённое мероприятие способствовало формированию желания учащихся принять участие в Акции, оказать посильную помощь, сохранить жизнь птицам. Мне удалось привлечь их внимание к жизни птиц, пробудить сострадание к их тяжёлому положению зимой.. Дети активно готовят кормушки. Анализ корма, который они приносят, показывает, что учащиеся поняли, что птицы охотнее едят семена (крупу, семечки), крошки сухарей, а не свежий хлеб.
Выпущено листовок - 60 штук.
Сделан агитационный плакат -1 штукаПервичный анализ Маршрутных листов участников Акции показал, что дети оценивают свой вклад в помощь птицам положительно.
Следующими этапами Акции будут создание стенгазеты, сбор корма, подкормка птиц, обновление кормушек, фоторепортажи с птичьей столовой, обобщение проделанной работы в Творческом отчёте.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальной школы.- Ростов/Д: Творческий центр «Учитель», 2000.- 136 с.
Попова Г.П. Классные часы. 2 класс.- Волгоград: Учитель, 2010. – 271с.
Сухаревская Е.Ю.Занимательное естествознание. Природа Земли: Учебно - методическое пособие для учителей начальной школы.- Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2003.- 160 с.