Организованная учебная деятельность в старшей группе по естествознанию область познание Рыбы и среда их обитания


Кіріктіріліп ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Топ (группа): старшая «А»
Тәрбиеші (воспитатель): Петлюшенко Л.В.
17.04.2017 г
Білім беру бөлімі (образовательная область / подобласть): Познание/естествознание
Тақырыбы (тема): «Рыбы и среда их обитания»
Мақсат (цель): закрепить знания детей о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников. Учить выделять сходства и различия. Дать представление о некоторых рыбах озёр и рек Казахстана, их характерных признаках.
Құралдар (оборудование): презентация «Рыбы - их строение, среда обитания»,индивидуальные карточки
Обогащение словаря: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы
Билингвальный компонент: теңізде – море, теңіз балық- морские рыбы, өзен балық- речные рыбы,
Іс –әрекеткезеңдері
Этапы деятельности Педагогтың басқару іс-әрекеті
Управленческие действия педагога Балалардың іс-әрекеті
Деятельность детей
l этап
Мотивациялық-қозғаушы
Мотивационно-
побудительныйсоздаёт положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность с помощью стихотворения.
М. Алимбаев
ИРТЫШ
До чего ж хороша предрассветная тишь!..
Через степь не спеша катит волны Иртыш.
А над ним, чуть клубясь, ходит сизый туман...
Катит волны Иртыш — щедрый наш великан.
Знает он, как земле его воды нужны:
Для лесов, для лугов, для хлебов целины.
Хочет он, чтобы жизнь на его берегах
Поднялась во весь рост и цвела бы в веках...
использует загадки для актуализации имеющихся знаний у детей.
Интересуется, кто живёт в воде? Какие виды рыб знакомы детям?
То свернется пояском, то спиралью, то клубком, то в дугу согнется,
То стрелой взовьется. (Змея)
***
Летом на дорожки выползают рожки.(Улитка)
***
Наловит мух и в воду - плюх! (Лягушка)
Предлагает совершить небольшое путешествие в подводный мир и узнать, кто живет под водой. Настраиваются на занятие, слушают внимательно стихотворение, которое читает воспитатель.
Отгадывают загадки
Соглашаются совершить путешествие в подводный мир.
ll этап
Іздену-ұйымдастырушы
Организационно – поисковый
Ориентирование детей на поиск, исследование проблемы через задания
Показывает презентацию, знакомит детей с плакатами с морскими, пресноводными и аквариумными рыбами.
Игра «Кто, где живет?».
Игра «Что мы знаем о рыбах».
- Где живут рыбы?
- Чем покрыто тело рыб?
- Как рыбы передвигаются в воде?
- С помощью чего дышат рыбы?
- Как называются рыбы, живущие в море?
- Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах?
- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? - Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете.
- Чем рыбы отличаются от зверей?
- Чем люди ловят рыб?
- Как можно приготовить рыбу?
- Как называется человек, ловящий рыбу?
Физкультминутка «Рыбка в озере жила».
Игра «Найди дом для рыбки»(с помощью индивидуальных карточек)
Дети с помощью наводящих вопросов педагога отмечают, что в воде живут рыбы, лягушки, насекомые. Рыбы - это водные животные. Тело рыб покрыто чешуёй. Они все время проводят в воде. Они умеют дышать под водой, благодаря жабрам. В воде воздух особый. Им умеют дышать лягушки и насекомые, живущие в воде: они научились «ловить» воздух.
Называют и отбирают картинки с разными обитателями водного мира, за каждый правильный ответ получают фишку.
Отвечают на вопросы:
в аквариуме, пруде, реке, озере, море
чешуей
с помощью плавников и хвоста
с помощью жабр
морские
пресноводные
аквариумные
Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.
не могут передвигаться по земле, нет лап
сетями, удочками
варят, солят, жарят
рыболов, рыбак
выполняют движения в соответствии с текстом
на карточках стрелочками отмечают морских, пресноводных и аквариумных рыбок.
lll этап
Рефлесивтік - коррекциялаушы
Рефлексивно – корригирующий Воспитатель приглашает детей к рефлексии.
Подводит итог деятельности на занятии.
Создаёт эмоционально-нравственную ситуацию (поощрение). «Цветик-многоцветик»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
Күтілітін нәтиже (ожидаемый результат).
Айтады (Воспроизводят): называют несколько видов рыб, правильно их квалифицируют
Түсінеді (Понимают): зависимость поведения от условий проживания; образ жизни.
Қолданады (Применяют): умения в выделении сходства и различия
Рыбка в озере жила, Рыбка к берегу плыла, (ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)
Хвостиком виляла, Корм себе искала. (прыгаем ноги в стороны, вместе)
Возле берега червяк, Извивается вот так,
(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)
Рыбка подплывает, Червяка хватает.
(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))
Дернул леску рыбачек, Да сорвался червячок,
(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)
Рыбка не попалась, С червяком осталась.
(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)