Воспитательный час на тему Покормите птиц зимой


Воспитательный час на тему "Покормите птиц зимой!"
Цели: уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы; прививать любовь к природе; пробудить чувство ответственности; приучать детей заботиться о птиц,
формирование экологического представления детей об окружающем мире,
закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии, обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.
Ход занятия
Вот пришла зима. Она принесла нам и снег, и морозы. Как мы укрываемся от холодов?
А сейчас я вам предлагаю немного пофантазировать. Закройте глаза, внимательно послушайте. Что вы себе представили?( дети слушают пение птиц) В какое время мы можем слышать голоса птиц? Да, зимой птицам не пения.
К нам на занятие прилетела сова. Она принесла письмо от своих подруг-птиц.
Чтение письма
«Дорогие ребята! Пришла зима и стало очень трудно.Голод в сильный мороз для нас верная смерть.Помогите, нам пожалуйста.
С уважением ваши пернатые друзья-птицы»
Давайте, ребята, поможем птицам!
"Как птице перезимовать?" К. Мухаммади (читают ученики)
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.

Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
Орнитолог – это ученый, который изучает птиц. Давайте мы пригласим его, чтобы проверить как вы хорошо знаете перелетных и зимующих птиц.
Зимующие перелетные
Сорока ласточка
Синица журавль
Дятел жаворонок
Ворона цапля
Воробей скворец
Орнитолог: Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам, даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.
Как же птицам помочь?
Послушайте загадку.
Что за стол среди берез Под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом. (кормушка)
1 этап
Как хорошо вы знаете птиц
Убьгол, ровона, жичСтклест, линиф, цанисиРиснегь,упгайпо, ваосЧто это за птицы? Какая из них «лишняя»? Почему?
Дома вы должны были нарисовать модели кормушек. Выставка работ.
(повесить на доску рис. кормушки)
Кормушка готова. Кормушка крепится на ветвях дерева или столбе с таким  расчетом, чтобы птицы могли свободно подлетать за кормом.
2 этап
А теперь давайте насыпим угощение для наших пернатых гостей. Выберите угощение.
Рябина.
Макароны -
Семечки.
Ягоды шиповника
Ржаной хлеб. -
Белый хлеб
Шоколадные конфеты -
Яблоко
Пшено (крупа)
Гречневая каша
Сало соленое -
Кусочки сырого мяса и др.
Что нельзя сыпать птицам? Почему?
3 этап
Ну, а теперь пора позвать гостей в нашу столовую. Кто же первым прилетит? Угадайте?
Птичка-невеличка Ножки имеет, А ходить не умеет. Хочет сделать шажок – Получается прыжок. (воробей)
Что интересного об этой птичке расскажет орнитолог
Учёный- орнитолог: . По воробьям я узнаю температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Я давно заметил: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не пойму. Может, вы, ребята, объясните причину такому явлению?
(Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло)
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (синица)
Ученый орнитолог:
- лесных птиц, в том числе и синиц, нельзя кормить чёрным хлебом. Дело в том, что птицы часто оставляют часть корма в зобу, где хлеб быстро набухает и бродит - это может даже убить птичку. Особенно опасен именно ржаной хлеб, потому что в него добавляют больше дрожжей, чем в пшеничный. Кормите птиц здоровой пищей. Охотнее всего синицы берут с кормушек семянки подсолнечника, тыквы, зерна гречихи и несолёное сало; а)
- синица, взяв семечко (например подсолнечника), не пытается его очистить. Вместо этого, прижав семянку лапкой к ветке, птица ловко пробивает её клювом и выклёвывает мякоть. Причём даже если в лапке окажется уже расколотое пополам семечко, она все равно будет упорно отщипывать кусочки мякоти, вместо того чтобы проглотить всё целиком;
А вот и еще один гость. Угадайте, кто это?
Пусть я птичка-невеличка,У меня, друзья, привычка –Как начнутся холода,Прямо с севера сюда.
Или вот еще загадка про эту птичку
Красногрудый, чернокрылый,Любит зернышки клевать,С первым снегом на рябинеОн появиться опять.( снегирь)
Ученый-орнитолог:Оказывается, в XIX веке в Европе (ведь снегири водятся не только в нашей стране, ареал их распространения очень широк) была традиция обучать снегирей пению. Целые семьи занимались этим своеобразным бизнесом. Молодых, едва оперившихся птенцов вынимали из гнезд, выкармливали и обучали различным мелодиям. Молодого снегиря можно было даже обучить петь подобно лучшему певцу полей - жаворонку. Также они могли подражать канарейкам, свисту, звукам дудочки. Обученные птицы были довольно дороги, но радости от такого питомца – тоже немало.
Вот и готова наша столовая. А что мы нового и интересного узнали на занятии? Расскажите сове. (ответы детей)
Мы теперь знаем как помочь птицам, давайте не будем безразличными, давайте каждый день совершать пусть маленький, добрый поступок. Не забывайте, что даже маленький горсточка хлебных крошек может спасти наших пернатых друзей.